Формы и методы воспитания гуманности у детей старшего дошкольного возраста

Процесс нравственного воспитания и социального развития – один из самых сложных в практической педагогике, так как он состоит из множества взаимосвязанных элементов, действующих постоянно и во всех видах деятельности. Степень влияния педагогических воздействий, житейских ситуаций, случаев взаимодействия детей в том или ином виде деятельности, их общение зависят от многого и не всегда приводят к ожидаемому результату [4, с. 176].

В совместной деятельности между детьми возможно возникновение ссор, споров. Перед воспитателем встает задача: научить детей выходить из спорных ситуаций, проявляя терпимость к причиненным обидам, неудобствам, убеждать детей в том, сто сверстник нечаянно совершил оплошность и его надо понять и простить [5, с. 368].

Выделяются следующие задачи воспитания гуманных чувств:

Старший возраст:

- воспитывать доброжелательность, умение ориентироваться на состояние сверстников, их интересы;

- формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности, объединяя детей на основе общих интересов;

- формировать активное отношение к положительным и отрицательным поступкам сверстников, выражать свое мнение в виде оценочных суждений, не допуская некорректных замечаний;

- развивать чувство благодарности от проявления внимания, заботливого отношения к себе со стороны сверстников.

Решение задач социально-нравственного воспитания возможно через средства, принципы и методы. Основными принципами социально-нравственного воспитания являются: связь воспитания детей с жизнью, с современностью; воспитание детей в коллективе, требовательность к детям в сочетании с уважением к ним; учет возрастных и индивидуальных, половых особенностей; систематичность и последовательность. Важнейшим принципом нравственного воспитания является целенаправленность – этот принцип обеспечивает активное формирование нравственных качеств и свойств в соответствии с задачами воспитания, определяет логику собственно нравственного воспитания в диалектики единства процессов обучения и развития.

Средства социально-нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.

Первая группа средств условно объединяются в группу художественных средств – это художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, видеофильмы. Эта группа средств способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. На ребенка производят сильные впечатления работы художников, писателей, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольникам (А.М. Виноградова, Л.Н. Стрелкова, Г.Н. Пантелеев и др.). Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений, и нравственных чувств.

Вторая группа средств – это природа, которая дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желания заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи (С.Н. Николаева, Л.Г.Нисканен, В.Г. Фокина).

Средством социально-нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей – это игра, труд, учения, художественная деятельность, обсуждение. Все виды деятельности необходимы при воспитании практики нравственного поведения. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений (М.И. Лисина, А.Г. Рузская) [6, с. 362].

Четвертая группа средств связана с окружающей ребенка обстановкой. Атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Методы:

- пример взрослых и детей;

- упражнения;

- практика поведения;

- стимулирование;

- ситуация выбора;

- пед. требование;

- приучение;

- этическая беседа;

- обращение к сознанию; воле, чувству и т.д.

Формы:

- индивидуально;

- с подгруппой в 5-6 человек;

- фронтально.

Если у ребенка сформированы умения справляться с собственными затруднениями, находить выход из них, то этот ребенок скорее находит способ проявления отзывчивости к сверстнику. Разбираясь с ребенком по поводу какой-либо возникшей ситуации, воспитателю необходимо ориентировать его на состояние сверстника, обращаться к чувствам, как самого ребенка, так и его сверстника, использовать возникающие недоразумения между детьми с целью обучения способам, помогающим выходить из затруднительного положения и налаживать взаимоотношения между ними [15, с. 125].

Дети 5 года жизни становятся способными проявлять сопереживание, сочувствие к сверстнику, проникаться такими чувствами: чувство огорчения за того, кто не справился с заданием, сочувствие несправедливо обиженному сверстнику, которого не приняли в игру, радость за друга, переживающего успех.

Для формирования представлений используется рассматривание картинок, отражающих разнообразные ситуации из жизни самих детей, в которых ребенок испытывает неблагополучие (тревогу, волнение, физическую боль, огорчение, обиду) и реакцию окружающих на его состояние; чтение художественных произведений, с последующим обсуждением описанных в них поступков персонажей; игры-упражнения, в которых детям предлагается решение ситуаций, содержащих в себе моральный смысл; положительную оценку реальных проявлений детей, отражающих сформированность у них гуманистической направленности поведения; разъяснение детям смысла поступка, совершенного их сверстником. А так же следует использовать игры-упражнения, построенные на эпизодах-рассказах из жизни дошкольников. Здесь нет дополнительных иллюстраций, подсказывающих детям, как следовало поступить. Подобные эпизоды-рассказы могут сопровождаться показом настольного театра.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. Большое значение для формирования представлений о поступках, которые отражают внимание к окружающим, имеет чтение художественной литературы. Например, произведение А. Барто «Вовка – добрая душа» [7, с. 185].

Целесообразно использовать и прием сопоставления, представляя детям рассказы, в которых описываются «недобрые поступки». Например, рассказ В. Осеевой не только учит детей употреблять слова благодарности в ответ на заботу окружающих, но и демонстрирует, как портится настроение окружающих из-за грубости литературного героя и изменяется к лучшему, когда герой осознает свою ошибку.

В старших группах детского сада самостоятельная деятельность детей принимает коллективный характер. Её устойчивость зависит не только от наличия у дошкольников соответствующих навыков, но и от умения участников приходить к общему согласию, обсуждая вопросы организации деятельности, реализации замысла, распределения ролей, обязанностей [14, с. 432].

Таким образом, формы и методы работы воспитателя играют большую роль в воспитательном процессе, от их совершенства зависит развитие воспитанников и качество усвоения ими знаний, овладение навыками.

Заключение

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по формам и методам работы воспитателя в развитии музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста можно сделать вывод, что данная тема изучена в полной мере. Данной проблемой занимались педагоги и психологи Т. С. Бабаджан, Н. А. Ветлугина, Ю. А. Двоскина, В. В. Ищук, К. Линкявичус, Н. А. Метлов, К. Орф, М. А. Румер, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина.

.Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться сними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.

Гуманные отношения, открывая ряд общечеловеческих ценностей, являют собой ту основу, без которой невозможно нравственное, духовное развитие человека. Именно на этапе дошкольного детства у ребенка возникает особый интерес к области человеческих отношений, желание их постигнуть, поэтому столь важно обеспечить целенаправленное развитие у дошкольника гуманности, приобщить его к социальным ценностям. Среди всего спектра положительных нравственных отношений к гуманным относятся доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость, справедливость.

Список литературы

1. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Е. Е. Алексеева. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 195 с.

2. Арушанова, А. Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы / Дошкольное воспитание // А. Г. Арушанова. 2019. № 6. С. 86-89.

3. Бабаева, Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников / Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. // Детский сад: теория и практика. - 2016. - № 1. - С.74-85.

4. Буре, Р. С. Воспитатель и дети. Учебное пособие для воспитателей. – ДОУМ.: Ювента, 2016. – 176 с

5. Веракса, Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н. Е. Веракса – М.: Мозаика – синтез, 2016. – 368 с.

6. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение/ Р. И. Жуковская – М.: Норма, 2018. –362 с.

7. Ивакина, И. А. Руководство творческими сюжетно ролевыми играми дошкольников. Учебно-методическое пособие/ И. А. Ивакина – Пенза, 2017. – 185 с.

8. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников/ С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. - Москва: Издательство МГУ, 2016. - 142 c.

9. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика/ С. А. Козлова – М.: Академия, 2017. – 416 с.

10. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника / А. Д. Кошелева. – М.: Просвещение, 2017. – 176 с.

11. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2015. - 384 с.

12. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПБ.: Питер, 2017. – 583 с.

13. Савельева, О.В. Нравственно-патриотической воспитание детей дошкольного возраста / О.В. Савельева. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 192 c.

14. Ткаченко Т. А. Формирование навыков общения и этических представлений у детей/ Т. А. Ткаченко. – М.: Книголюб, 2005. – 432 с.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М., Перспектива, 2016. – 125с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: