Лабораторная работа 4. Обработка числовой информации с использованием электронных таблиц
Часть1. Создание таблиц, построение диаграмм
Теоретическая часть
Ехсеl – это табличный процессор, то есть программа, предназначенная для автоматизации работы с большими массивами чисел, представленными в табличной форме. Программы этого класса также называют электронными таблицами.
Существует несколько разных подходов к использованию программы Exсel. Они различаются тем, какие применяются средства и какой результат достигается. Основное назначение программы состоит в автоматизации вычислений в числовых таблицах, когда изменение значения в одной ячейке автоматически приводит к изменению данных в других ячейках, связанных с ней. Такой стиль работы характерен для экономистов, бухгалтеров, работников банковской сферы и руководителей, отвечающих за развитие предприятий. Он основан на том, что в ячейках могут стоять не только числа, но и формулы. Если в ячейке находится формула, то в качестве числового значения ячейки на экране отображается результат расчета по этой формуле. Когда изменяются значения в ячейках, входящих в формулу, изменяется и результат расчета по формуле.
|
|
Кроме простейших арифметических формул в ячейках можно использовать математические, логические, текстовые и т.д. функции и даже микропрограммы, написанные на языке VBA (Visual Basic for Applications – Visual Basi c для приложений). Этот уровень использования Excel характерен для научных кругов. Excel является идеальным средством для проведения статистических расчетов и для обработки результатов экспериментов, для подготовки графиков и диаграмм.
В окне документа в программе Excel отображается только текущий Рабочий лист, с которым и ведется работа. Каждый Рабочий лист имеет название, которое отображается на ярлычке листа:
Рабочий лист состоит из строк и столбцов. Столбцы озаглавлены прописными латинскими буквами и, далее, двухбуквенными комбинациями. Всего Рабочий лист может содержать до 256 столбцов, пронумерованных от A до IV. Строки последовательно нумеруются цифрами от 1 до 65 536.
На пересечении строк и столбцов образуются ячейки таблицы. Обозначение отдельной ячейки сочетает в себе номера столбца и строки (например, А28), на пересечении которых она расположена. Обозначение ячейки – это ее адрес.
Практическая часть.
В электронных таблицах MS Excel необходимо выполнить задание на обработку числовой информации и создать тест на тему проекта.
Задание 1. Создайте в MS Excel представленную ниже таблицу, произведите подсчет с использованием формул, отсортируйте данные в таблице, постройте диаграммы.
|
|
Страна | Длина трубопроводов, тыс. км | ||
Нефтепроводы | Газопроводы | Всего | |
США | 276,0 | 331,0 | |
Россия | 63,0 | 150,0 | |
Германия | 7,5 | 97,6 | |
Канада | 23,5 | 75,0 | |
Мексика | 39,7 | 13,2 | |
Франция | 7,5 | 24,7 | |
Италия | 3,8 | 19,4 | |
Китай | 10,8 | 6,2 | |
Аргентина | 7,0 | 9,9 | |
Великобритания | 3,9 | 12,8 |
Для этого сначала объедините ячейки B1, C1 и D1, а ячейку А2 оставьте пустой. Далее внесите данные в таблицу в соответствии с представленным ниже образцом.
Произведите подсчет общей длины трубопроводов с помощью формул, для этого необходимо сложить длину нефтепровода с длиной газопровода по каждой стране:
· поставить курсор в ячейку D3;
· поставить знак “=“;
· мышью указать ячейку В3;
· поставить знак “+“;
· мышью указать ячейку С3;
· указатель мыши поставить в нижний правый угол ячейки D3
· указатель преобразуется в вид:
· нажать левую кнопку мыши протащить формулу на все страны.
1. Отсортируйте страны по длине газопровода:
· выделить диапазон таблицы с ячейки A2 до D12
· в верхнем меню найти Данные
· выбрать Сортировка …
· Сортировать по выбрать Газопроводы
· по убыванию
· ОК
2. Самостоятельно отсортируйте по длине нефтепровода.
3. Постройте диаграмму - график с маркерами «Нефтепровод стран мира»
· выделить диапазон таблицы с ячейки A2 до В12;
· на панели инструментов выбрать Мастер диаграмм;
· следуя по шагам Мастера на отдельном листе получите следующий вид диаграммы:
4. Постройте разрезанную кольцевую диаграмму (черно-белая, использовать штриховку) – «Длина газопроводов стран Европы», на диаграмме отразить доли, приходящиеся на конкретную страну.
· выделить ячейки таблицы с названием европейской страны и значением длины газопроводов:
§ начинать выделение с ячейки А2 (пустой)
§ для выделения несмежных ячеек удерживать CTRL
§ порядок выделения: А2 (пустая), С2 (Газопровод); Название страны, длина газопровода; …
· окончательный вид диаграммы следующий:
5. Выполните самостоятельно следующие задания:
· трехмерная гистограмма – «Газопровод и нефтепровод Канада, Мексика, Германия» с выводом значений данных;
· круговая диаграмма «Газопровод на различных континентах» с выводом долей, приходящихся на отдельный континент. Предварительно подсчитать общую длину газопровода стран, находящихся на одном континенте (Северная Америка, Южная Америка, Евразия).
· придумать и создать самостоятельно 1 диаграмму.
Задание 2. Составить калькуляцию на приобретение канцелярских товаров и расходных материалов для оргтехники для работы Вашего отдела.
Алгоритм выполнения задания:
Переименовать листы книги (правая кнопка мыши по названию листа – Переименовать): Лист1 – Итого; Лист2 – Канцтовары; Лист3 – Оргтехника
На лист Оргтехника внести информацию (В столбцы Цена и Стоимость заносятся только числа, и устанавливается денежный формат ячеек):
На лист Канцтовары внести информацию (В столбцы Цена и Стоимость заносятся только числа, и устанавливается денежный формат ячеек):
На листах Канцтовары и Оргтехника подсчитать стоимость по каждому наименованию товара.
Найти итоговые суммы на обоих листах
На листе Итого найти Остаток: из выданной суммы вычесть найденные суммы стоимости 2-х групп товаров – канцтовары и оргтехника.
Задание 3. В MS Excel заполнить таблицу:
Сведения о зачислении в университет
ФИО абитуриента | Математика | Русский язык | Инфор-матика | Общий балл | Ср. балл | Зачисление |
Иванов И.И. | 58 | 65 | 98 | |||
Петров П.П. | 50 | 90 | 40 | |||
Буль В.В. | 10 | 58 | 92 | |||
Соркин Е.П. | 59 | 68 | 83 | |||
Мороз А.Л. | 96 | 92 | 85 | |||
Гусев Р.И. | 65 | 81 | 81 | |||
Мороз Д.Л. | 72 | 50 | 56 | |||
Гвоздев С.А. | 75 | 52 | 70 | |||
Козлов Н.Н. | 71 | 82 | 83 | |||
Средний балл за экзамен |
Вычислить суммарное количество баллов для каждого абитуриента, подсчитать средние значения по каждому абитуриенту и экзамену. В столбце Сообщение о зачислении использовать функцию ЕСЛИ для сообщения «принять», если сумма баллов больше проходного (>181), и сообщение «отказать» в остальных случаях. Определить количество абитуриентов, принятых в вуз. Построить столбиковую гистограмму по общему баллу.
|
|
Решение:
Откроем рабочую книгу MS Excel: Пуск – Все программы – Microsoft Office – Microsoft Excel.
Далее необходимо поменять название рабочего листа: щелкнем правой кнопкой мыши внизу по названию Лист1, выберем пункт Переименовать и введем с клавиатуры новое имя Пример1.
Введем в таблицу исходные данные:
1. щелкнем по ячейке А1 и введем название таблицы: Сведения о зачислении в университет
2. в ячейки А3:G3 введем шапку таблицы 1;
3. в ячейки А4: А12 введем ФИО студентов;
4. в ячейки В4:D12 введем числа, которые представляют собой полученные на экзаменах индивидуальные баллы студентов;
5. в ячейке Е4 необходимо посчитать общий балл студента Иванова, который равен сумме баллов по всем дисциплинам, т.е. B4+C4+D4. Для этого выделим ячейку Е4 (один раз щелкнув по ней левой кнопкой мыши) и введем по-английски с клавиатуры следующую формулу: =B4+C4+D4 и нажмем Enter для расчета. Это ручной способ ввода формул.
6. Освоим автоматический способ ввода формулы. Выделим ячейку Е5, щелкнув на панели инструментов на значке Автосумма , получим следующую формулу =СУММ(B5:D5). Для ввода формулы нажмите Enter.
Далее таким же способом необходимо посчитать весь столбец общих баллов (Е6:Е12);
Рассмотрим метод расчета среднего балла по предметам.
Для расчета среднего балла воспользуемся стандартной функцией MS Excel СРЗНАЧ (число1; число2;...), которая возвращает среднее (арифметическое) своих аргументов. Число1, число2,... – это от 1 до 30 аргументов, для которых вычисляется среднее. Аргументы должны быть либо числами, либо именами, массивами или ссылками, содержащими числа.
|
|
1. выделим ячейку F4. В меню Вставка – Функция выберем категорию Статистические ифункцию СРЗНАЧ.
2. В поле Число1 введем с клавиатуры или выделим мышью диапазон ячеек (B4:D4). В поле Аргументы функции сразу появится результат, нажмем Enter или Ок.
3. Аналогично посчитаем весь столбец Ср. балл. для всех абитуриентов и средний балл по предмету.
Рассмотрим метод выдачи результата о зачислении абитуриента. Если сумма баллов превышает 181, то необходимо выдать сообщение «принять», в противном случае – «отказать».
Воспользуемся логической функцией ЕСЛИ, которая возвращает одно значение, если заданное условие при вычислении дает значение ИСТИНА, и другое значение, если ЛОЖЬ.
Синтаксис функции:
ЕСЛИ(лог_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь)
Лог_выражение – это любое значение или выражение, принимающее значения ИСТИНА или ЛОЖЬ. Например, A10=100 – это логическое выражение; если значение в ячейке A10 равно 100, то выражение принимает значение ИСТИНА. В противном случае – ЛОЖЬ. Этот аргумент может быть использован в любом операторе сравнения.
Значение_если_истина – это значение, которое возвращается, если лог_выражение равно ИСТИНА. Значение_если_ложь – это значение, которое возвращается, если лог_выражение равно ЛОЖЬ. Значение_если_ложь может быть формулой.
Для нашего примера в ячейку G4 необходимо либо ввести с клавиатуры, либо через меню Вставка-Функция следующую формулу:
=ЕСЛИ(E4>180;"принять";"отказать")
Microsoft Excel предлагает дополнительные функции, которые можно применять для анализа данных с использованием условий. Например, для вычисления числа появлений текстовой строки или числа в диапазоне ячеек используйте функцию СЧЁТЕСЛИ. Для вычисления суммы значений, попадающих в интервал, заданный текстовой строкой или числами, используйте функцию СУММЕСЛИ.
Для расчета количества абитуриентов, принятых в ВУЗ воспользуемся функцией СЧЁТЕСЛИ, которая подсчитывает количество ячеек внутри диапазона, удовлетворяющих заданному критерию.
СЧЁТЕСЛИ(диапазон;критерий)
Диапазон – диапазон, в котором нужно подсчитать ячейки.
Критерий – критерий в форме числа, выражения или текста, который определяет, какие ячейки надо подсчитывать. Например, критерий может быть выражен следующим образом: 32, "32", ">32", "яблоки".
Выделим ячейку G13 и введем с клавиатуры или через меню Вставка-Функция следующую статистическую функцию: =СЧЁТЕСЛИ(G4:G12;"принять")
Для расчета рейтинга (ранга) каждого абитуриента по общему баллу необходимо применить функцию РАНГ, которая возвращает ранг (рейтинг) каждого абитуриента в списке чисел. Ранг числа – это его величина относительно других значений в списке.
В MS Excel для вычисления ранга используется функция
РАНГ (число; ссылка; порядок), где
Число – адрес на ячейку, для которой определяется ранг (E4).
Ссылка - ссылка на массив общих баллов (Е4:Е12).
Порядок – число, определяющее способ упорядочения. Если порядок равен 0 (нулю), или опущен, то Excel определяет ранг числа так, как если бы ссылка была списком, отсортированным в порядке убывания. Если порядок – любое ненулевое число, то Excel определяет ранг числа так, как если бы ссылка была списком, отсортированным в порядке возрастания.
На следующем этапе необходимо оформить таблицу, так, чтобы при распечатке она красиво выглядела на бумаге. В программе MS Excel предусмотрены разнообразные средства, с помощью которых вы можете по своему вкусу оформить таблицу. То есть, изменить шрифт, цвет, заливку и границы.