Трансцендентальная концепция сознания

ТЕМА – СОЗНАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ БЫТИЯ

 

Общее понятие о сознании

 

Термин «сознание» восходит к античной философии, когда формируются два основных контекста его интерпретации.

Во-первых, сознание – это характеристика человека, которая выражает представление о целостности его личности. В данном отношении ядром сознания выступает самосознание, обычно маркируемое понятием «Я».

Во-вторых, сознание – одна из форм бытия объектов действительности. И здесь сознание можно рассматривать как парное, дихотомическое понятие к термину «материя».

В первом контексте в эпоху античности термин «сознание» считался синонимичным терминам «мышление», «дух», «душа». Во втором контексте сознание рассматривалось в соотнесении с материей с точки зрения исследования меры его объективности (в сравнении с очевидной объективностью, фактической данностью условной материи).

В эпоху Средневековья понятие «душа» постепенно обретает полностью самостоятельное звучание, отрывается от понятия «сознание». В религиозной средневековой культуре душа начинает пониматься как божественное присутствие в человеке, как область уподобления человека Богу. При этом сознание и мышление продолжают в значительной степени отождествляться. В то же время внутри средневековой логики сознание, поскольку оно по смыслу противостоит материи, мыслится как в большей мере связанное с бытием Бога, чем, собственно, материя.

В Новое время ситуация радикально меняется. С одной стороны, понятие «душа» постепенно перестаёт быть серьёзным онтологическим, сугубо философским понятием. При этом мышление всё чаще трактуется в качестве основной наглядной формы практической явленности сознания. С другой стороны, оформляются отчётливые, внятные, структурированные концепции идеализма и материализма, в результате чего к концу эпохи модерна вопрос о связи материи и сознания начинает рассматриваться некоторыми мыслителями в качестве основного вопроса философии.

 

 

Классическое и неклассическое представление о сознании

 

В целом, для классической философии были характерны следующие интегральные представления о сознании. 

1. Сознание целостно, то есть тождественно самому себе.

Это значит, что, рассуждая о сознании, человек всегда имеет в виду нечто конкретное, определённое. В подобном отношении сознание допустимо рассматривать как вещь со свойствами. Помимо прочего, такой подход позволяет сделать вывод о том, что именно особенности сознания человека влияют устойчивым образом на структуру его личности.

2. Сознание прозрачно для самого себя.

Это значит, что в любой момент времени при условии правильной концентрации интеллектуальных усилий человек способен познать себя, что сознание потенциально полностью открыто для собственных актов.

3. Сознание исторически неизменно.

Это значит, что сознание устойчиво настолько, что перманентно сохраняет во времени постоянство действия собственных структур. Поэтому, кстати говоря, в классической логике возможна аналитика данных структур.

4. Сознание онтологически завершено.

Это значит, что оно подчинено исключительно внутренним законам, что никакие внешние законы не могут повлиять на структуры сознания.

Современная неклассическая философия последовательно отвергает все данные тезисы, выдвигая вместо них противоположные по смыслу.

1. Сознание внутренне раздроблено.

Речь идёт о том, что сознание вообще можно рассматривать как вещь только условно, поскольку в телесном, завершённом виде такой вещи не существует. Сознание – это процессуальность, а не вещь. Таким образом, исчерпывающее описание сознания принципиально невозможно.

2. Сознание не прозрачно для самого себя.

Логика действия сознания не всегда очевидна для человека. Она зачастую вообще не рефлексируется, не отслеживается мышлением. Огромный вклад в понимание данного обстоятельства внесла современная психология.

3. Сознание исторично.

Это означает, что в зависимости от обстоятельств становления сознания человека или сознания во всеобщем смысле его содержимое может организовываться совершенно различным образом. Не существует «эталонного» сознания.

4. Сознание онтологически переменно.

Суть в том, что, с одной стороны, логика действия сознания подчиняется не только его внутренним законам, но и внешним правилам (например, социальным нормам), а с другой стороны, вопрос о характере данных внутренних законов остаётся открытым (к примеру, насколько мы вообще можем быть уверены в том, что сознание – это именно структура, а не ризома, как сказали бы постмодернисты?).

Если же попытаться сопоставить в поле современной неклассической философии термины «сознание» и «материя», то можно увидеть, что основным актуальным подходом к этой проблеме здесь выступает субъективный идеализм. Как ни парадоксально, огромное влияние на данный факт оказали квантовая физика и идеи общей теории относительности (например, идеи о зависимости значений физических величин от позиции условного наблюдателя).

 

Трансцендентальная концепция сознания

 

В истории философии наиболее интересной, сложной и последовательной концепцией сознания выступает трансцендентальная концепция Иммануила Канта.

Методологическим основанием рассуждений Канта стало то, что сам он называл «коперниканским переворотом в метафизике». Имя математика и астронома Николая Коперника упоминается им здесь для того, чтобы подчеркнуть сходство исследовательской процедуры в логике его рассуждений и рассуждений Коперника. В частности, Коперник известен прежде всего как один из создателей гелиоцентрической модели Вселенной (до него в астрономии господствовала геоцентрическая модель Птолемея). Таким образом, Коперник, заявив, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как считалось до того момента, радикально изменил понимание онтологических и логических связей между понятиями «Земля» и «Солнце» в генеральном дискурсе астрономии.

Уточним, что дискурс – это абстрактное понятие, обозначающее виртуальную область всех возможных превращений смысла внутри какого-либо предметного поля, которое зафиксировано стабильным образом в рамках определённых объемов информации.

Кант построил свои рассуждения о сознании сходным с Коперником образом. Для начала он полностью реформировал отношения между понятиями «субъект» и «объект» в генеральном дискурсе метафизики.

Обобщенно субъект – это источник действия, действующее лицо, а объект – это предмет действия, условная вещь, по поводу которой действует субъект.

До Канта в классической философии, в метафизике считалось, что мир (объект) стабилен и постоянен в своих качествах, что человек (субъект) в своих поступках и решениях ограничен этим постоянством. Делался вывод о том, что в акте человеческого сознания происходит, следовательно, осмысление наличной данности (объекта), которая, являясь сама собой, задаёт всю логику поведения человека (субъекта). Кант же заявил, что такой подход методологически неверен, поскольку человек никогда не воспринимает мир в чистом виде, а только лишь в форме собственного восприятия, а это значит, что мир (объект) становится сам собой исключительно внутри подобного субъектного акта, а не до него. Данное рассуждение, являющееся ядром «коперниканского переворота», Кант оформил в виде следующего вопроса: «Каким образом сознание влияет на вещи так, что они вообще могут стать объектом нашего восприятия?». Собственно, для того чтобы ответить на этот вопрос, Кант и разработал новую, трансцендентальную концепцию сознания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: