Обычно в творческом процессе разграничивают три этапа

Лекция 1 Введение в курс методы научных исследований

 

Методы математической статистики широко используются и в теоретических исследованиях, и в практической биологии – агрономии, зоотехнике, медицине, ветеринарной медицине.

При проведении любого эксперимента или наблюдения биолог обращается к математике для решения трех основных вопросов:

1. Как отобрать объекты для запланированного исследования, в каком количестве и каким способом их выбирать из общей массы?

2. Как на основе индивидуальных измерений или описаний получить сводные показатели по всей изученной группе особей?

3. Как на основе исследования выбранной группы, представляющей только часть изучаемой категории животных, получить характеристику всей совокупности особей данной категории; как по части охарактеризовать целое с достаточной точностью?

Общее теоретическое решение этих вопросов дается в теории вероятностей и математической статистике.

Приложение методов теории вероятностей и математической статистики к изучению биологических объектов излагается в самостоятельных курсах: вариационная статистика, биометрия, статистические методы в биологи, методика анализа экспериментальных данных стат. исследований и др.

Цель данной дисциплины – применение методов математической статистики при обработке и анализе числовых результатов экспериментов, наблюдений и производственной отчетности, а также при планировании опытных работ.

Научные исследования в области животноводства являются сложными и трудоемкими процессами. Они связаны с исследованиями на живых организмах и требуют большого объема предварительной информации, проведения опытов, специальных исследований.

Структуру исследований можно представить в следующем порядке:

1. Выбор темы и постановка задачи. Этот этап чрезвычайно важен. Тема для исследований может быть позаимствована из обзора литературы, или необходимости познания какого-то явления, исследование которого сулит экономическую выгоду. Возможно планирование повторения ране проведенного исследования на более высоком методическом уровне, с использованием наиболее точных приборов, оборудования.

Научная тема – может быть выбрана путем индивидуального предугадывания еще не обнаруженных связей, явлений. Возможно и по рекомендации предприятий, которые заинтересованы в разработке проблемы.

Для суждения об актуальности выдвигаемой на исследование проблемы необходимо обстоятельно проанализировать ее со стороны научной истинности, практической необходимости методической подготовленности.

1. Научная истинность – истинно ли заключение о том, что неизвестное явление, которое предполагается обнаружить, действительно неизвестно?

2. Практическая необходимость – возможно ли дальнейшее развитие практики без разрешения данной научной проблемы?

3. Методическая подготовленность – может ли предполагаемая методика обеспечить вскрытие ожидаемых закономерностей? Созданы ли приборы, аппараты, реактивы и др. средства научного исследования, позволяющие надежно применить ипанируемую методику эксперимента?

Все эти вопросы должен поставить перед собой, прежде всего сам исследователь, предлагающий новую тему или проблему на исследование и получить на них четкие обоснованные ответы.

В успешной деятельности ученого на поле науки исключительно большое значение имеет научный задел, предварительных опытов.

После того как выбрана тема, ставится задача, что имеет первостепенное значение?

Исследователь должен тщательно изучить литературные данные – насколько изучена данная тема.

НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Творчество. Оно научило древних людей из камня делать топоры, стрелять из лука, пользоваться огнем, обрабатывать землю, разводить животных. В творческом порыве человека родилась идея первой прялки, заработали паровые двигатели, вспыхнули электрические лампочки, раскололось атомное ядро.

Творить – значит искать, преобразовывать, создавать. Значит, сокращать пути к более полному господству над природой. Сколько славных имен обессмертило творчество.

Основное богатство каждой страны заключается в количестве разума, в количестве интеллектуальных сил, воспитанных и накопленных народом.

Общая характеристика творческого процесса. Прежде чем дать общую характеристику творческому процессу, необходимо кратко остановиться на особенностях человеческой психики вообще, ибо в процессе творчества участвуют многие виды психической деятельности: творческое воображение, мышление, различные эмоции, влечения, волевая активность, мировоззрение личности.

С давних пор человеческую психику принято делить на три основные сферы: познавательные процессы, чувства (эффективность) и волевую активность.

К области познавательных процессов помимо мышления относят процессы восприятия, представления и памяти.

По новейшим взглядам, свойства памяти зависят от ионного равновесия в нервных клетках, изменений белка в них и молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК). Наряду с чувствами в узком смысле слова некоторые исследователи выделяют более простые виды эффективности, которые называют эмоциями. В волевой активности различают произвольные и непроизвольные действия и движения.

Сознание – это высшая форма отражения объективной действительности, наиболее совершенный вид психической деятельности, на который способен человек в данный момент. Оно является функцией «того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека».

К сознательным, произвольным психическим процессам обычно относят логическое (дискурсивное) мышление, целенаправленные действия, активное влияние, произвольные воспоминания.

Подсознательные непроизвольные психические процессы составляют интуитивное мышление, инстинкты и влечения, сновидения, воображение, пассивное внимание, непроизвольные воспоминания.

При творческом процессе человек создает новые материальные и духовные ценности общественной значимости. Любое творческое произведение является воплощением замысла творца. Оно всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности, всегда цельно и едино. В творческом акте примерно в одинаковой мере принимают участие ум, воля и чувства.

В произведениях искусства художник передает свои чувства, эмоции, переживания, отношение к изображаемому предмету.

В отличие от искусства наука, познавая действительность, в большей мере пользуется абстрактными понятиями, делая разнообразные отвлечения и обобщения и стремясь уловить те закономерности, которым подчиняются природа и общество.

Обычно в творческом процессе разграничивают три этапа.

1. Вдохновение, деятельность воображения, возникновение идеи;

2. Логическая обработка идеи при помощи обобщения и отвлечения;

3. Фактическое выполнение творческого замысла.

На первом этапе творчества преобладают подсознательная психическая деятельность, интуитивное мышление, тогда как на втором и третьем этапах творчества основное место занимают логическое мышление и сознательное волевое усилие. На заключительном этапе необходимо контролировать выводы при помощи наблюдений и экспериментов.

Интуитивное мышление, или интуиция (непосредственное чутье, проницательность), предполагает воображение, творческую фантазию, догадку.

Интуитивное мышление носит непосредственный и наглядный характер и обходится без определенных, отчетливых понятий, тогда как дискурсивному (логическому) мышлению свойственно образование понятий и выводов, основанных на логических умозаключениях, последовательном соединении тех или иных суждений.

Интуиция – это вид умственной деятельности, по своей природе близкий к тому мыслительному процессу, который И. П. Павлов называет образным эмоциональным мышлением и связывает по преимуществу с активностью первой сигнальной системы.

Воображения, или фантазии – это формы психической деятельности, при которых происходит изменение, преобразование тех или других представлений.

При известных условиях фантазия может стать творческой, то есть войти в качестве важной составной части в творческий акт.

Воображение бывает только тогда вполне свободным, когда мы отдалены от реальных событий, находимся от них на некотором «душевном расстоянии». Чрезмерная близость к ним связывает нашу мысль и гасит воображение.

Воображение играет важную роль в творческом процессе. Даже существует мнение, что необыкновенная сила фантазии – спутник гениальности. Но, разумеется, одной фантазии, даже исключительной по своему богатству, совершенно недостаточно для создания полноценной творческой продукции.

Наряду с воображением в любом творческом акте очень важное место занимают чувства, эмоции.

Когда говорят об эмоциях, подразумевают душевные переживания человека, его волнения, радость, горе, чувства восхищения и гнева, любви и ненависти. Эмоции занимают значительное место в жизни человека, характеризуют его реакцию на окружающую действительность, показывают внутреннее состояние, влияют на творчество, отдых, здоровье.

Нельзя бесстрастно создавать новое, нельзя без эмоционального воодушевления достигнуть значительных результатов.

Ум, не воодушевленный чувствами, – это бесплодный ум.

Кроме того, И.П. Павлов считал, что ученому нужна свобода воображения, возможность свободно «раскидывать веер своей фантазии». Особенно важно научному работнику быть независимым в своем творчестве от установившихся традиций, от выработанных подходов к разрешению того или другого вопроса, быть свободным от различного рода предвзятых идей, предубеждений и т. д. Эрудированный ученый, несущий на себе тяжелый груз знаний и связанный различными точками зрения, стесняющими свободу его творчества, нередко может сделать меньше открытий, чем относительный невежда, дилетант (человек, который только, поверхностно знает какую-либо область науки), но внутренне более свободный и независимый.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: