При оценке кандидата специалисту, занимающемуся подбором персонала, важно получить достоверную информацию, необходимую для выбора претендента на должность и как можно более точно составить карту личных мотиваторов.
Достичь этой цели помогают проективные методики постановки вопросов.
Ответы на проективные вопросы дают хорошие результаты по следующим категориям:
1) мотивация (материальная и нематериальная);
2) профессиональные отношения в группе (руководитель – сотрудник) – мотивация на стиль управления;
3) межличностные отношения в группе (коллективе) – мотивация на сотрудничество;
4) личностные ценности, честность, лояльность к организации;
5) отношение и поведение в конфликте – первичные гигиенические факторы мотивации;
6) способность работать с клиентами и выстраивать конструктивные отношения с ними.
Методика проведения проективного интервью основана на построении вопросов, сформулированных так, что кандидат должен оценить не себя, а людей вообще или какого-то персонажа.
|
|
При оценке ситуаций или интерпретации человек склонен переносить на них собственный опыт.
Формулировка вопроса, касающаяся других людей, делает человека более раскованным и позволяет избежать социально желательных, ложных ответов.
Вопросы в ходе такого интервью задают в быстром темпе, просят при этом отвечающего дать несколько различных вариантов ответов.
Первое, что ему приходит в голову, является значимым именно для него.
Как правило, в «чистом виде» данное интервью не проводят: обычно блок проективных вопросов включают в неструктурированное (неформализованное) интервью.
Получив ответы на проективные вопросы, касающиеся мотивации, можно соотнести ожидания кандидата с реальной ситуацией в компании и проанализировать карту мотиваторов будущего сотрудника.
Примеры вопросов проективного интервью
«Что побуждает человека работать?»;
«Что для Вас важно при выборе компании?»;
«Почему Вы выбрали эту профессию (работу, компанию и т.п.)?»;
«Как Вы думаете, что ожидает сотрудник, проработавший на предприятии более пяти лет?»;
«Почему люди выбирают ту или иную профессию?»;
«Зачем людям необходимо строить карьеру?».
Анализируя ответы на полученные вопросы, получают карту первичных мотиваторов.
Для каждого человека первичные мотиваторы индивидуальны: что совершенно не важно одному, может быть значимым для другого («близость к дому / учебному заведению», «отсутствие давления со стороны коллег по работе», «дополнительное медицинское страхование»).
|
|
Пример материальной мотивации:
«Я хочу больше зарабатывать, чтобы приобрести квартиру / дачу / новую машину, поэтому стараюсь работать максимально эффективно».
В этом случае деньги выступают инструментом достижения других целей: не просто поддержания существования, а качественного улучшения жизни.
Это яркий пример абсолютной материальной мотивации.
В противовес можно рассмотреть примеры нематериальной мотивации, которые однако затрагивают финансовую сторону.
«Мне повысили зарплату, значит, меня ценят как специалиста» (признание, оценка компании, своего места в ней).
«Я знаю, что таких специалистов, как я, немного» (проявление мотиватора профессионального статуса).
«Я вхожу в десятку самых высокооплачиваемых специалистов в своей отрасли / сфере» (социальный статус, престиж).
В ответах человека на проективные вопросы по мотивационному блоку важно услышать не только то, что он говорит, но и как он это формулирует.
Например, понятия «зарплата» и «вознаграждение» / «оклад» и «сдельно-премиальная оплата» не идентичны.
Формально они относятся к сфере «материальное награждение», но характеризуют совершенно разные мотиваторы.
У кого-то из соискателей обязательно в ответе прозвучит фраза «справедливое вознаграждение».
Это может означать, что для него главное – не просто некая сумма, а соотношение, допустим, суммы и прилагаемых усилий, квалификации и т.д.
Также эта фраза может указать на наличие у человека негативного опыта, возможно, внутреннего конфликта.
Важно узнать, как соискатель понимает «справедливость».
При интерпретации ответов обязательно нужно обращать внимание на вопросы, которых кандидат избегает.
Возможно, это свидетельствует о заниженной самооценке и неуверенности в себе.
Пример блока проективного интервью
№ | Проективный вопрос | Оцениваемый фактор |
1 | Что стимулирует людей работать наиболее эффективно? | Мотивация |
2 | Что нравится людям в работе? | Мотивация |
3 | Почему человек выбирает ту или иную профессию? | Мотивация |
4 | Что может побудить человека уволиться? | Мотивация |
5 | Какой коллектив работает наиболее продуктивно? | Предпочтения по коллективу |
6 | Какие качества характера наиболее значимы? | Предпочтения по окружению |
7 | Зачем люди стремятся сделать карьеру? | Мотивация роста |
8 | В каких ситуациях оправдана ложь? | Оправдание обмана |
9 | Как Вы думаете, почему люди возвращают взятый в банке кредит? | Мотивы честности |
10 | За что можно уволить сотрудника сразу? | Ценности |