Базовая норма расхода топлива для автомобилей-самосвалов и автопоездов-самосвалов рассчитывается по формуле
(6.7)
где – норма расхода топлива самосвального автопоезда,
; (6.8)
– норма расхода топлива на транспортную работу и дополнительную массу прицепа или полуприцепа (л/100км, м3/100км);
– дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом;
– количество ездок с грузом;
– грузоподъемность прицепа.
Для автомобилей-самосвалов и автомобилей с самосвальными кузовами дополнительно устанавливается норма расхода топлива на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки-разгрузки: 0.25 л – для жидкого топлива; 0.25 м3 – для сжатого газа.
Норма расхода топлива (л/100 км, м3/100 км) увеличивается также на каждую тонну массы прицепа или полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности. Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу в тонно-километрах, на 100 т-км установлены надбавки к норме в зависимости от вида используемого топлива: бензина – на 2 л; дизельного топлива – на 1.3 л; сжиженного газа – на 2.5 л; сжатого газа – на 2 м3 (в формуле (6.8) это норма ).
|
|
В табл. 6.5 представлены базовые нормы расхода топлива для ряда автомобилей-самосвалов, эксплуатируемых в нашей стране. Аналогичная информация для самосвалов иностранного производства представлена в прил.9.
Таблица 6.5
Самосвалы отечественные и стран СНГ
Марка, модель, модификация автомобиля | Транспортная норма, л/100 км | Вид топлива |
1 | 2 | 3 |
БелАЗ-540, -540А | 135,0 | Д * |
БелАЗ-548А | 160,0 | Д * |
БелАЗ-548ГД | 200,0 | СНГ * |
БелАЗ-549, -7509 | 270,0 | Д * |
БелАЗ-7510, -7522 | 135,0 | Д * |
БелАЗ-7523, -7525 | 160,0 | Д * |
БелАЗ-7526 | 135,0 | Д * |
БелАЗ-7527 | 160,0 | Д * |
БелАЗ-75401 | 150,0 | Д * |
БелАЗ-7548 | 160,0 | Д * |
ГАЗ-93, -93А, -93АЭ, -93Б, -93В | 23,0 | Б * |
ГАЗ-САЗ-2500, -3507, -3508 | 28,0 | Б * |
ГАЗ-САЗ-3509 | 27,0 | СПГ * |
ГАЗ-САЗ-35101 | 28,0 | Б * |
ГАЗ-САЗ-4301 (ГАЗ-542-4L-6,235-125-5M) | 17,5 | Д |
ГАЗ-САЗ-4509 (ГАЗ-542-6L-6,235-138-4M) | 17,0 | Д |
ГАЗ-САЗ-4509 (ГАЗ-542-6L-6,235-125-5M) | 16,7 | Д |
ГАЗ-САЗ-53Б | 28,0 | Б * |
ЗИЛ-ММЗ-4502, -45021, -45022, -4505 | 37,0 | Б * |
ЗИЛ-ММЗ-45023 | 50,0 | СНГ * |
ЗИЛ-ММЗ-45054, -138АБ | 37,5 | СПГ * |
ЗИЛ-ММЗ-45065; -45085 (ЗИЛ-508.10-8V-6,0-150-5M) | 32,2 | Б |
ЗИЛ-ММЗ-450650 (Д-245.9-4L-4,75-136-5M) | 24,0 | Д |
ЗИЛ-ММЗ-45085 (ЗИЛ-508-8V-6,0-150-5M) | 39,5 | Б |
ЗИЛ-ММЗ-4520 (ЗИЛ-645-8V-8,74-185-9M) | 27,5 | Д |
ЗИЛ-ММЗ-554, -55413, -554М | 37,0 | Б * |
ЗИЛ-ММЗ-555, -555А, -555Г, -555ГА, -555К, -555Н, -555Э, | 37,0 | Б * |
ЗИЛ-ММЗ-585, -585Б, -585В, -585Д, -585Е, -585И, -585К, -585Л | 36,0 | Б * |
КАЗ-4540 | 28,0 | Д * |
КАЗ-600, -600АВ, -600Б, -600В | 36,0 | Б * |
КамАЗ-55102 | 32,0 | Д * |
КамАЗ-55102 (ЯМЗ-238-8V-14,86-240-10M) | 35,0 | Д |
КамАЗ-5511 | 34,0 | Д * |
КамАЗ-5511 (ЯМЗ-238-8V-14,86-240-5M) | 35,6 | Д |
КамАЗ-55111 | 36,5 | Д * |
КамАЗ-55111 (ЯМЗ-238М-8V-14,86-240-5М) | 36,5 | Д |
КамАЗ-551111А (КамАЗ-7403.10-8V-10,85-260-10M) | 38,3 | Д |
КамАЗ-551111А (КамАЗ-7403.10-8V-10,85-260-5M) | 43,3 | Д |
КамАЗ-55118 | 31+9,0 или 35 | СПГ+Д*/Д |
КамАЗ-65111 (КамАЗ-740.10-8V-10,85-260-10M) | 36,0 | Д |
КамАЗ-65115 С (КамАЗ-740.11-8V-10,85-240-10M) | 32,2 | Д |
КрАЗ-256, -256Б, -256Б1, -256Б1С | 48,0 | Д * |
КрАЗ-6505 | 50,0 | Д * |
КрАЗ-6510 | 48,0 | Д |
МАЗ-510, -510Б, -510В, -510Г, -511, -512, -513, -513А | 28,0 | Д * |
МАЗ-5516 (ЯМЗ-238Д-8V-14,86-330-8M) | 42,0 | Д |
МАЗ-5516-030 (ЯМЗ-238Д-8V-14,86-330-8M) | 47,8 | Д |
МАЗ-5516-30 (ЯМЗ-238Д-8V-14,86-330-8M) | 48,0 | Д |
МАЗ-551603-021 (ЯМЗ-238М2-8V-14,86-240-8M) | 46,3 | Д |
МАЗ-5549, -5551 | 28,0 | Д * |
МАЗ-5551-020 Р2 (ЯМЗ-238М2-8V-14,86-240-5M) | 35,7 | Д |
МоАЗ-75051 | 85,0 | Д * |
САЗ-3502 | 28,0 | Б * |
САЗ-3503, -3504 | 26,0 | Б * |
Урал-45286-01 (ЯМЗ-236НЕ2-6V-11,15-230-5M) | 44,5 | Д |
Урал-5557 | 34,0 | Д * |
Урал-55571 (ЯМЗ-236-6V-11,15-180-5M) | 34,5 | Д |
Фургоны
|
|
Для автомобилей-фургонов нормативное значение расхода топлив определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям по формуле (6.4).
Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлив определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента – до 10% к базовой норме.
В табл. 6.6 представлены базовые нормы расхода топлива для ряда фургонов, эксплуатируемых в нашей стране. Аналогичная информация для фургонов иностранного производства представлена в прил. 9.
Таблица 6.6