Традиция семьи Кудинова Сергея Михайловича: «Новогодняя»

Паспорт фольклороносителя и паспортизация текста.

 

           Каждое фольклорное произведение должно быть не только записано, но и точно «паспортизировано». В науке под термином «паспортизация текста» понимается сообщение о нем необходимых сведений. Но запись приобретает ценность научного документа, только когда она «паспортизирована» т.е. указан паспорт фольклороносителя: 1) указание фамилии, имени, отчества исполнителя, его национальности, возраста или года рождения, место рождения, откуда родом родители; 2) образование; 3) профессия; 4) место записи произведения (точное название деревни, города, района, области, края; 5) кем записано (инициалы и фамилия собирателя); 6) дата записи.

Беседа может касаться и более общих вопросов: о хозяйстве и быте, о промыслах и истории села, об обычаях и преданиях. Желательно, чтобы в беседе участвовали два собирателя. Один преимущественно задает вопросы и поддерживает разговор, второй осуществляет запись.

В примечаниях также необходимо указать жанровую принадлежность фольклорного произведения (по мнению исполнителя и собирателя эти данные могут не совпадать), описать отношение исполнителя (информанта) к произведению, записано ли оно как воспоминание или активно бытует, в каких бытовых условиях исполняется, как к нему относятся слушатели, если они есть. Нужно уточнить, от кого и где узнал исполнитель произведение. Особое внимание следует обратить на высказывания исполнителей о произведениях, об их отношении к ним, как часто оно исполнялось раньше и теперь, изменились ли условия и форма его бытования.

Интерес представляет и запись автобиографий талантливых исполнителей или более подробные сведения о них.

Эти наблюдения помогут создать портрет исполнителя – знатока фольклора, и дать историко-этнографическую характеристику тех мет, где проходит практика. Все эти наблюдения необходимо фиксировать в рабочем дневнике собирателя, где важно отмечать даже и незначительные замечания, беседы, встречи, живые картинки общения с исполнителями.

Примерный вопросник для составления паспорта фольклорного произведения:

1. От кого записано произведение (ФИО).

2. Возраст исполнителя.

3. Месторождения.

4. Образование, профессия, место записи.

5. Кем записано.

6. Дата записи.

Примерный вопросник для составления комментариев к записанным текстам:

1. Научное определение рода, жанра, вида фольклорного произведения.

2. Определение жанровой принадлежности текста самим исполнителем.

3. Каков контекст исполнения / бытования текста.

4. Записано ли произведение как воспоминание или активно бытует.

5. Бытует ли данное произведение как формальная традиция или ему придается сакральный смысл.

6. Ясен ли его истинный глубинный смысл и функция или они затемнены, забыты.

7. Сохранена ли изначальная функция (магическая, информативная, дидактическая) или произведение имеет только развлекательную функцию.

Эссе об исполнителе не должно ограничиваться фиксацией биографических данных фольклороносителя, в нем должна содержаться характеристика исполняемого репертуара, его источники, особенности творчества и исполнительского мастерства, манера петь, рассказывать.

Научная обработка собранного материала, классификация и составление описи.

 

Обработка собранного материала включает указание жанра, обозначение обряда, заполнение паспорта фольклороносителя и т.д. В процессе обработки собранного материала его необходимо переписать в услышанной от фольклороносителя транскрипции, провести классификацию собранного материала по жанрам, составить несколько описей (опись жанрового состава, опись фольклороносителей).

 

Приложение № 1.

Примерный перечень тем бесед для сбора фольклорного материала:

1. Календарные обряды и обрядовая поэзия в разных регионах Оренбургской области.

2. Семейно-бытовые обряды и обрядовая поэзия в разных регионах
Оренбургской области.

3. Сказки.

4. Несказочная проза: предания, легенды, былички, сказы, бывальщины

и т.д.

5. Былины.

6. Лирическая песня и ее основные тематические группы (любовная, бытовая, тюремная, солдатская и т.д.).

7. Малые лирические жанры - частушки.

8. Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, присловья, пустобайки).

9. Детский фольклор в его разновидностях: а) фольклор взрослых, созданный для детей (колыбельные песни, потешки, пестушки); б) фольклор взрослых, с течением времени перешедший в детский фольклор (сказки о животных, заклички, загадки, веснянки); в) собственно детский фольклор (считалки, жеребьевки, дразнилки, заманки, страшилки, садистские частушки и т.д.).

 

Примерный план беседы (тема «Календарная обрядовая поэзия»):

1. Какие обряды совершались на святки? Ходили ли колядовать, кто колядовал (дети, взрослые), в какой день святок, в какое время суток? Как происходило колядование? Просили ли колядующие подарки и получали ли на колядовании вознаграждение, какое? Какие песни пелись при колядовании? Существовали ли рассказы о Коляде?

2. Устраивались ли на святки игрища (посиделки, вечерки, вечеринки)? Как они проходили? Кто принимал в них участие? Какие обряды и игры совершались? Какие песни исполнялись?

3. Принимали ли участие в игрищах ряженые? В кого они рядились? Какие сценки разыгрывались и какие при этом произносились диалоги?

4. Гадали ли на святках, как гадали? Были ли гадания с подблюдными песнями?

5. Как праздновали масленицу, ее встречу, проводы? Как назывались дни масленицы? Как наряжали чучело масленицы? Какие песни пелись при встрече масленицы, во время праздника, при проводах масленицы?

6. Какие обряды и игрища устраивались на масленицу?

7. Какие календарные обряды и произведения обрядовой поэзии исполняются до сих пор в данной местности?

 


Приложение № 2.

Пример № 1.

Паспорт исполнителя фольклорных произведений [1]:

Данная работа была сделана в селе Архангеловка Оренбургской области. Разговор был произведен с уроженцем с. Архангеловка Кудиновым Сергеем Михайловичем 6 августа 2015 года.

В селе Архангеловка живет необычный и очень интересный человек - Сергей Михайлович Кудинов.

Кудинов Сергей Михайлович родился 13 августа 1946 года в селе Архангеловка Оренбургского района. Учился в средней школе. Окончил 7 классов. Служил в армии. В апреле 1969 года женился на Вере Ивановне. У Сергея Михайловича и Веры Ивановны две прекрасные дочери – Тамара и Надежда, две внучки – Евгения и Ольга, и внук – Данил. Всю свою жизнь Сергей Михайлович трудился механизатором в колхозе. Он легок на ногу и скор на руку, поэтому, несмотря на зрелый возраст, работает слесарем-газовщиком, а также, вместе со своей женой, ведет хозяйство. На данное время они имеют корову Зойку, козу Звездочку, барана Борьку и коня Гектора.

Сергей Михайлович – уникальный самодельный художник. Его картины написаны с натуры или по памяти. Также Сергей Михайлович выполняет картины в технике выжигания. Это увлечение стало еще одним направлением художественного творчества. Свои работы он дарит родственникам и соседям.

Сергей Михайлович историк – не по профессии, а по призванию. Он отыскал информацию обо всех сельчанах, ушедших на войну из Архангеловки, погибших на фронте или умерших в мирное время, и создал из всего этого свою Книгу Памяти, которую положил в Доме культуры на всеобщее обозрение, чтобы сельчане гордились своими земляками. Также Сергей Михайлович сфотографировал каждый дом в селе, поместил снимки в фотоальбом, а рядом, на этой же странице, написал, кто живет сейчас, и приклеил их фото.

В селе Сергей Кудинов известен как мастер на все руки, превративший свою избушку в стеклянный теремок с башенкой.

Интересным фактом из жизни этого разностороннего человека стало то, что сама Леонтьева Валентина Михайловна в 1987 году приехала в наш край специально для того, чтобы провести передачу «От всей души» с умельцем Оренбургской области Сергеем Михайловичем Кудиновым. У Сергея Михайловича до сих пор хранятся снимки, где он на сцене, рядом со звездой телевидения, а вокруг них люди в масках, которые он начал создавать с 70-х годов.

Традиция семьи Кудинова Сергея Михайловича: «Новогодняя»

[||на́шъ нъвʌго́дн'ьjъ трʌд'и́цыjъ п'ьр'иехо́д'ит' ис ͡ пъкʌл'е́н'иjъ ф ͡ пъкʌл'е́н'иjъ |са́мъjъ при́знънъjъ трʌд'и́цыjъ в ͡ на́шый с'им'jе́ | э́тъ укрʌшэ́н'иjъ нъвʌго́дн'ий jо́лк'и | фс'а́ с'им'jа́ съб'ира́jьцъ и́ ка́ждый пыта́jицъ вн'иест'и́ свʌjу́ л'е́пту ф ͡ э́тът ра́дъсный прʌцэ́с | кʌто́рый та́к нъпъм'иена́ит' на́м ʌ ͡ то́м вр'е́м'ин'и | кʌгда́ мы́ бы́л'и д'ит'м'и́ || по́мн'у | кʌгда́ jа́ бы́л ма́л'ин'к'ий | то́ пʌчт'и́ цэ́луjу н'иед'е́л'у рʌд'и́т'ил'и ка́ждъjъ у́тръ кла́л'и нъ ͡ ва́ту | пъд ͡ jо́лъчкъй то́ шъкʌла́тку | то́ мъндʌр'и́нку | то́ игру́шку || н'икʌгда́ н'е́ зʌбу́ду вʌлн'е́н'иjъ | с ͡ кʌто́рым jа́ зъб'ира́л сво́й пʌда́рък || иш'о́ ʌдно́й пр'иjа́тнъй трʌд'и́цыjьй ивл'а́jицъ сʌзда́н'иjъ jо́лъчных укрʌшэ́н'ий || мы́ фс'е́ вм'е́ст'и мъст'иери́м игру́шк'и || д'е́т'и р'ису́jут' нʌ ͡ о́кнъх гуа́ш'jу с'и́мвъл нъступа́jуш'ьвъ го́дъ || жо́нушкъ мʌjа́ п'иечо́т' п'ирʌшк'и́ с ͡ нъвʌго́дн'ьй нʌчи́нкъй | мʌн'е́ткъ | со́л' | што́н'ибут' пр'и́търнъ сла́ткъjъ || пъд ͡ бо́й кура́нтъф ка́ждый б'иер'о́т' с'иеб'е́ п'ирʌжо́к | ʌ ͡ и́х | кста́т'и | о́ч'ин' мно́гъ нъ ͡ бл'у́д'ь || и ͡ фʌт ͡ то́т | кʌму́ дʌста́н'ицъ мʌн'е́ткъ | в ͡ бу́душ'им гʌду́ ръсбъгʌте́jьт || тʌму́ | кʌму́ дʌста́лс'ъ сʌл'о́ный п'ирʌжо́к | пр'ид'о́цъ мно́гъ испыта́т' нъ ͡ с'иеб'е́ || сла́тк'ий п'ирʌжо́к | э́тъ сла́ткъjъ жы́зн'||]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: