Формулировка темы дипломной работы по психологии

Название темы необходимо предварительно сформулировать в письменном виде.Важно конкретизировать тему,обозначив выборку исследования. Это можно сделать, если ог­раничить возрастной диапазон (например, «...у младших подростков»), демог­рафические характеристики участников исследования («...у разведенных женщин», «...у бездомных», «...у пенсионеров» и пр.). При выборе темы можно выбрать определенные профессиональные («...у строителей», «...у программистов», «...у спортсменов высшей квалификации»), половые («...у девочек», «...у юношей») характеристики рассматриваемой в работе категории людей.

Для подростков ключевую роль играет межличностное общение, поэтому темы могут быть такие: «Гендерные особенности коммуникативных умений подростков», «Взаимосвязь эмпатии и агрессивности у младших подростков», «Особенности агрессивности подростков 12-13 и 14-15 лет», «Взаимосвязь успеваемости подростков с их отношением к сверстникам».

В старших классах школы на первый план выходит профессиональное самоопределение: «Личностные факторы выбора профессии старшеклассниками», «Смысложизненные ориентации как фактор профессиональной готовности в ранней юности».

Если выработаете в организации, то тему нужно формулировать исходя из реальных проблем.

В теме работы должен быть отражен объект и предмет исследования. Например: «Влияние самооценки мальчиков на их агрессивное поведение».

Слова «влияние» и «эффект» используйте в теме с осторожнос­тью. Эти слова в точном смысле могут употребляться только тогда, когда в исследовании выявляются причинно-следственные связи между переменными, для чего обычно используют эксперимент. В других случаях, например в корреляционном ис­следовании, нельзя доказать причинные связи.

Темы дипломных работ с формирующим и контрольным экспериментом обычно содержат такие слова как «развитие», «формирование» и т.п. Наличие такого рода признаков указывает на то, что в работе необходимо будет не просто выявить определенные психологические закономерности (с помощью корреляций или выявления различий), но провести определённую работу по изменению у испытуемых каких-то психологических качеств. Например, тема дипломной «Формирование стрессоустойчивости у сотрудников организации» предполагает следующий план экспериментального исследования:

Констатирующий этап – диагностика стрессоустойчивости испытуемых и ее психологических факторов.

Формирующий этап - разработка и проведение программы развития стрессоустойчивости сотрудников.

Контрольный этап – проведение повторного тестирования испытуемых и сравнительный анализ показателей стрессоустойчивости до и после проведения программы. Повышение показателей стрессоустойчивости после программы позволит заключить, что программа повышения стрессоустойчивости у сотрудников показала свою эффективность. Данный тип эксперимента называется «Эксперимент "до - после" без контрольной группы». Выдвинутая гипотеза о предполагаемом влиянии фактора на измеряемые показатели проверяется сравнением значений зависимой переменной (в данном случае стрессоустойчивочти) до и после воздействия экспериментального фактора. Но при этом бывает трудно обеспечить валидность эксперимента, доказать, что именно экспериментальный фактор вызвал изменения стрессоустойчивости.

Наиболее достоверным и надежным считается эксперимент "до - после" с контрольной группой предполагает формирование или подыскивание двух приблизительно равных по своим основным показателям групп, одна из которых будет считаться контрольной, и в ней экспериментальный фактор не будет действовать. Во второй (экспериментальной) группе вводится в действие экспериментальный фактор (тренинг, коррекционная программа), который, предположительно даст эффект. В обеих группах производится измерение интересующих исследователя признаков до и после воздействия экспериментального фактора. Этим намного увеличиваются возможности достижения внутренней валидности. Гипотеза считается доказанной, если в экспериментальной группе зависимая переменная претерпела больше изменений, чем в контрольной за время, прошедшее между первым и вторым измерением.

Можно придумать сколь угодно интересную тему дипломной или магистерской по психологии, но если нет методик для диагностики психологических феноменов, заявленных в теме, то из такой работы ничего не получится.

Например, вам показалась очень интересной проблема коммуникативной находчивости женщин или жизненной устойчивости мужчин. Вы собираете материал, анализируете литературу и когда вы переходите к эмпирическому исследованию, то оказывается, что тестов на диагностику таких психологических характеристик как «коммуникативная находчивость» или «жизненная устойчивость» просто нет. Поэтому важным моментом является поиск диагностического инструментария для измерения психологических переменных.

После такой работы со своими конкретными предложениями, оформленными в письменном виде, можно идти к научному руководителю на первую консультацию, вместе с которым и будет проводиться работа по формулированию темы вашей выпускной квалификационной работы. Возможно, в дальнейшем тема может быть переосмыслена вами или научным руководителем.

Приведем несколько примеров тем по психологии:

· Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и самоотношения женщин с разным брачно-семейным статусом

· Личностные особенности подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях

· Смысложизненные ориентации и жизнестойкость у представителей разных религиозных конфессий

· Особенности совладающего поведения и социально-психологической адаптации студентов разных этнических групп

· Ролевые ожидания и притязания в браке и удовлетворенность браком в семьях разного типа

· Я-концепция и ценностные ориентации у работающих женщин и домохозяек


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: