ТЕРМИН | ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
А) патриархат Б) неолитическая революция В) антропогенез Г) племя Д) рабство | 1) переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности 2) наука о происхождении и эволюции человека 3) общность людей, объединенных родственными связями, общим хозяйством, языком и традициями. 4) социально-экономический строй, при котором некоторые люди являлись собственностью власти, знати, храмов, ремесленников. 5) строй, при котором господствующее положение занимал мужчина (отцовское право, отцовский род) |
4. Прочитайте отрывок из биографии пророка Мухаммеда и укажите событие, о котором в нем говорится.
Напишите, что составляет пять столпов ислама?
В чем отличие ислама от других мировых религий?
Презентовать результат своей работы, осуществить рефлексию групповой деятельности.
Практическое занятие № 2
Тема: Написание эссе «Принятие христианства славянскими народами».
Цель работы: способствовать формированию умений у обучающихся объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных исторических явлений и фактов, умений критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации.
Порядок выполнения работы
- Ознакомиться с материалами по написанию эссе (рекомендациями по самостоятельной работе).
- Написать эссе согласно рекомендациям.
- Сдать работы на проверку.
- Часть 1 проверяется: выбор темы, актуальность, пути раскрытия.
- Часть 2 проверяется: готовая работа.
Темы эссе:
1. Деятельность Кирилла и Мефодия.
2. Пути распространения христианства в Восточной Европе.
3. Восточнохристианская общность.
4. Раскол церквей в 1054г.
5. Собор Святой Софии.
Образец черновика эссе:
1. Цитата | |
2. Проблема (тема), поднятая автором, её актуальность | |
3. Смысл высказывания | |
4. Собственная точка зрения | |
5. Аргументация на теоретическом уровне | |
6. Примеры | |
7. Выводы |
Практическое занятие № 3
Тема: Заполнение схем и таблиц «Структура и сословия средневекового общества», решение теста.
Цели: Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей, представлять изученное в системе символов и таблиц.
Обучающиеся должны знать смысл понятий: сословия, Средние века, сеньоры, вассалы, феод, наделы, сервы, домен; уметь работать в группе; выражать идею в условно-символьной форме; осуществлять рефлексию групповой деятельности.
Порядок выполнения работы:
Часть1:
1.Заполнить таблицу, опираясь на сведения учебника «История»
Вставьте пропущенные слова в тексте: Развитие городов в Средние века.
3.Отметьте знаком + или – утверждения
4.Презентовать результат своей работы, осуществить рефлексию
Часть 2.
1. Решите тест.
2.Сдать на проверку.
Часть 1
Задание1:
Заполните таблицу, опираясь на сведения параграфа 17-18, учебника «История» А.В. Чудинов, А.В.Гладышев.
Указания по выполнению:
- Прочитайте полностью тему, по которой предстоит составлять таблицу.
- Читая второй раз, выделите основные понятия, которые войдут в таблицу.
- Подготовьте в тетради основу таблицы. Обычно, она выглядит следующим
образом:
Линия для сравнения | Дворянство | Духовенство | Крестьяне | |
лично свободные | лично зависимые | |||
Права | ||||
Обязанности |
Строчек в таблице может быть столько, сколько позиций вы запишите.
- Читая текст еще раз, заполните таблицу.
- После таблицы нужно сделать вывод.
Задание 2 В средние века подавляющая часть населения жила в сельской местности. ___________________ было мало, их роль в обществе намного превышала их численность. Во время Великого переселения народов многие города были уничтожены. В немногих оставшихся городах-крепостях жили короли, герцоги, епископы с приближенными и слугами. Горожане занимались_____________________________________в окрестностях города, а иногда и внутри его.
Примерно с________в. происходят большие перемены. В городах главным занятием жителей становятся_____________________________________. Появляются новые города.
К _________в. городов стало так много, что почти из любого места в Европе можно было доехать до ближайшего города в течение одного дня. _________________________ к тому времени отличались от _________________не только своими занятиями. Они обладали особыми правами и обязанностями, _____________________________________. Сословие работающих разделилось на две части — крестьян и горожан.
Первые города нового типа сложились как поселения купцов. В Италии, на юге Франции в Испании еще с конца_________в. возрождались некоторые римские города, строились новые. Особенно крупными стали города_________________________________________________________________. Одни купцы из этих городов плавали на кораблях по Средиземному морю, другие развозили доставленные ими товары во все уголки Западной Европы. Возникли места обмена товарами — ________________________________________. Особенно много их было в графстве Шампань во Франции.
Купцы имелись во всех городах, но в большинстве из них основным занятием населения являлось не _________________, а_________________. Первоначально ремесленники жили в деревнях и замках феодалов. Однако прокормиться ремеслом в сельской местности сложно. Здесь мало кто покупал ремесленные изделия, ведь господствовало ______________________________. Поэтому ремесленники стремились переселиться туда, где можно было продать свои изделия. Это были районы ярмарок, перекрестки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких местах обычно находился замок феодала либо монастырь. Ремесленники ____________________________ вокруг замка и монастыря, позже такие поседения превращались в города.
С ________в. города росли особенно быстро. Крупным в Средние века считался город населением _______________ тыс. жителей. Самыми большими городами в Европе стали ______________________________________________________________________.
Горожане жили намного лучше, чем большинство ______________________. Они были свободными людьми, полностью владели _______________________, имели право _____________________________________________, наказать их могли только по _______________________________. Такие порядки способствовали успешному развитию городов и средневекового общества в целом. Города превратились и центры технического прогресса и культуры. В ряде стран горожане стали союзниками королей в их борьбе за централизацию. Благодаря деятельности горожан всюду усиливаются ________________________________________, в которые вовлекаются феодалы и крестьяне. Рост _____________________________________отношений привел со временем к освобождению крестьян от личной зависимости от феодалов.
Задание 3
Отметьте знаком + или - утверждения
Утверждения | Да | Нет |
Все три сословия имели перед обществом свои права и обязанности. | ||
Отношения между сословиями регулировались обычаем и правом. | ||
Основными сословиями феодального общества были земледельцы-феодалы, рабы и свободные крестьяне. | ||
Сословная принадлежность зависела от рождения. | ||
Для улучшения своего положения в обществе требовалось только разбогатеть. | ||
Крестьяне работали на феодалов в силу принуждения и согласно устоявшимся обычаям. | ||
Феодалы охраняли и защищали «своих» крестьян. | ||
Феодалы были сословием воинов, а крестьяне не умели воевать. | ||
Граница между крестьянами и феодалами была легко преодолима. | ||
Крестьяне и феодалы мало отличались друг от друга по своему образу жизни. |
Часть2
- Решите тест.