Лекция 2 – Структура государственного управления
Государственное управление – властное воздействие государства на общество.
Признаки государственного управления (в общем виде):
1) в процессе управления реализуются функции государства при соблюдении публичного и частного интереса;
2) функции управления осуществляются государственными органами от имени государства;
3) субъекты управления наделены компетенцией, установленной нормативно-правовыми актами. Субъект обязан действовать в пределах компетенции.
Государственное управление в практическом понимании – это административная деятельность, т.е. деятельность субъектов исполнительной власти по осуществлению функций исполнительной власти, а также отношения в сфере государственной службы.
Субъекты государственного управления – физические и юридические лица, наделенные полномочиями на осуществление функций государственного управления (исполнительной власти).
Система субъектов государственного управления.
|
|
- Президент РФ;
- Федеральные органы исполнительной власти:
- Правительство РФ;
- Федеральные министерства;
- федеральные службы;
- федеральные агентства;
- Органы исполнительной власти субъектов Федерации;
- Органы местного самоуправления;
- другие органы и организации, наделенные полномочиями в сфере государственного управления.
Цели государственного управления:
1) эффективность государственного управления;
2) обеспечение должностной организации государственного управления;
3) создание условий для реализации гражданами их прав, свобод и обязанностей в сфере государственного управления;
4) защита граждан и общества от произвола со стороны субъектов государственного управления.
Особенности полномочий Президента РФ в сфере государственного управления.
- Президент РФ является главой государства и не входит ни в одну из ветвей власти;
- имеет полномочия во всех ветвях власти и большинство полномочий в сфере исполнительной власти, что и является функциями государственного управления.
Президент воздействует на исполнительную власть в двух формах:
1. прямо, когда президент принимает решения в сфере исполнительной власти;
2. косвенно, когда президент участвует в принятии решения в сфере государственного управления.
Основные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти:
1. Президенту непосредственно подчиняется ряд федеральных органов исполнительной власти (МВД, МЧС, ФСБ, Министерство обороны, МИД);
2. Президент назначает председателя правительства с согласия Государственной Думы;
3. Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
|
|
4. Принимает решения об отставке Правительства;
5. По предложению председателя Правительства назначает федеральных министров, заместителя председателя Правительства и может освобождать их от должности;
6. Представляет в Государственную Думу кандидатуру на должность председателя ЦБ РФ и ставит вопрос об освобождении должности;
7. Формирует и возглавляет совет безопасности;
8. Назначает высшее командование вооруженных сил и освобождает от должностей;
9. Назначает и отзывает дипломатических представителей после консультации с соответствующими комиссиями Федерального Собрания;
10. Осуществляет руководство внешней политикой;
11. Вводит военное и чрезвычайное положение;
12. Вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия закону до решения вопроса судом;
13. Вправе использовать согласительные процедуры для решения разногласий между различными органами государственной власти. В случае не достижения соглашения спор может передаваться на рассмотрение суда;
14. Награждает государственными наградами, почетными званиями, присваивает высшие военные и специальные звания;
15. Предлагает законодательному органу субъекта Федерации кандидатуру на должность главы субъекта Федерации и ставит вопрос об освобождении;
16. Вправе отменить акт Правительства, если он противоречит закону;
17. От своего имени издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории РФ.
Орган исполнительной власти – государственный орган, действующий на основе закона с целью его исполнения, обладающий государственно-властными полномочиями и осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность.
Признаки органа исполнительной власти:
· исполняет закон, издавая подзаконные акты;
· действует от имени государства;
· полномочия установлены нормативным актом;
· имеет внутреннюю структуру и штат;
· штат состоит из государственных служащих;
· осуществляет административное распорядительство.
Виды органов исполнительной власти:
I. по порядку принятия решений:
1. коллегиальные (например, правительство);
2. единоначальные (губернатор).
II. в соответствии с принципом федерализма:
1. федеральные органы исполнительной власти;
2. органы исполнительной власти субъектов РФ.
III. по направлениям деятельности:
1. органы общего управления,
2. органы, действующие в социально-культурной сфере;
3. органы, действующие в сфере экономики;
4. органы, действующие в административно-политической сфере.
IV. по объему компетенции:
1. органы общей компетенции – управляют большинством сфере по различным вопросам (например, правительство);
2. органы отраслевой компетенции – управляют одной сферой по различным вопросам внутри этой сферы (например, министерство обороны, Министерство здравоохранения и соцразвития);
3. органы межотраслевой компетенции управляют своей сферой по различным вопросам, а также другими сферами по одному вопросу (Федеральная служба государственной статистики);
4. органы специальной компетенции управляют частью сферы (федеральное агентство лесного хозяйства).
Отличие органов исполнительной власти от других государственных структур.
1) Законодательные органы имеют исключительные полномочия на принятие законов, а органы исполнительной власти исполняют законы, издавая подзаконные акты (в т.ч. нормативные подзаконные акты);
2) Судебные органы осуществляет правосудие, судьи независимы и подчиняются только закону. В системе исполнительной власти характерна субординация и подчиненность вышестоящим руководителям и органам.
Судебные акты издаются по поводу нарушения норм права (охранительные), в то время как акты исполнительной власти могут быть как охранительные, так и регулятивные.
|
|
Судебные акты всегда индивидуальны, разрешают конкретное дело, а акты исполнительной власти могут быть и нормативными (например, правила дорожного движения), и индивидуальными (например, назначение наказания, выдача паспорта);
3) Прокуратура осуществляет надзор за законностью во всех ветвях власти, в отношении неподчиненных субъектов, по любым нарушениям (экологическим, трудовым, избирательным, жилищным и т.д.). Органы исполнительной власти осуществляют контроль за подчиненными по службе органами исполнительной власти, а также надзор за неподчиненными, но по строго установленным вопросам (например, пожарный надзор).
4) государственные организации созданы для материального производства, непосредственного оказания социальных, культурных и других услуг. При этом, они сами являются объектами управления со стороны органов исполнительной власти.