Современные теории мотивации: содержательные и процессуальные

Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду (ха-ха). Однако исследование поведения человека в процессе его работы дает общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника. Все модели делятся на две теоретические группы:

1. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе.

2. Процессуальные теории мотивации, б олее современные, основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.

Содержательные теории мотивации

 

1. Иерархия потребностей по Маслоу

Умный Маслоу полагал, что все потребности человека можно разделить на пять основных категорий:

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания и включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребность в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в принадлежности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, компетентности, уважении со стороны окружающих, признан

5. Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются ступенями. Например, люди обычно начинают искать свое место в некото­ром сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности. Другими словами, хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею.

2. Двухфакторная теория Герцберга.

Не менее умный Герцберг разделил потребности на две большие категории, которые он назвал «гигиеническими факторами» и «мотиваторами». Гигиенические факторы связаны со средой, в которой осуществляется работа (доступ к бизнес-лаунжу в аэрропорту), а мотиваторы - с самим характером и сущностью работы («я помогаю детям»). Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточней степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой. Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотиваторов не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: