Комплектование деталей и сборочных единиц

 

Комплектование деталей и сборочных единиц — это часть производственного процесса, которая осуществляется перед сборкой и состоит в формировании сборочных комплектов для обеспечения непрерывности и ритмичности процесса сборки изделий требуемого качества. Сборочный комплект — это группа составных частей изделия, которые необходимо подать на рабочее место для сборки изделия или его составной части.

Комплектование включает следующие работы:

—   накопление, учет и хранение новых, прошедших восстановление и годных без ремонта деталей, сборочных единиц и комплектующих изделий, подача заявок на недостающие составные части;

—   подбор деталей для отдельных соединений без пригонки и пригонку других деталей;

—   подбор комплектующих частей сборочного комплекта (группы деталей, сборочных единиц и комплектующих изделий, необходимых для сборки изделия) по номенклатуре и количеству;

—   подбор сопряженных деталей по ремонтным размерам, размерным группам, по массе;

—   транспортировку сборочных комплектов к постам сборки до начала выполнения сборочных работ.

Детали поступают в комплектовочное отделение из дефектовочного отделения и со складов запасных частей.

Сортировка деталей предусматривает раскладку их по принадлежности к моделям машин, агрегатам, узлам. Сортировочные признаки формируют на основании технических условий на сборку и испытание. Для конкретных изделий детали сортируют по размерам, размерным группам, массе и другим качественным параметрам.

Комплектование деталей осуществляют индивидуальным (штучным), групповым и смешанным способами. При выборе способа комплектования учитывается применяемый способ обеспечения точности сборки.

Индивидуальный способ подбора заключается в том, что к одной детали определенного размера подбирают вторую деталь данного сопряжения с учетом обеспечения требуемого зазора или натяга. Недостаток индивидуального подбора — большая трудоемкость. Этот способ целесообразен при индивидуальном и мелкосерийном производстве и ремонте машин.

Сущность группового (селективного) метода подбора заключается в том, что сопрягаемые детали, изготовленные с относительно широкими полями допусков, рассортировывают по нескольким размерным группам с суженными полями допусков. При групповом комплектовании поле допусков размеров сопрягаемых деталей разделяют на несколько интервалов, а детали по результатам измерений сортируют в соответствии с этими интервалами на размерные группы. Цифрами, буквами или красками маркируют размерные группы деталей.

На размерные группы детали делят исходя из условия обеспечения требуемых предельных значений групповых зазоров или натягов. При этом число групп, как правило, не больше пяти, так как увеличение числа групп приводит к росту запаса деталей в комплектовочном отделении. Число деталей в группах по возможности должно быть одинаковым для каждой из сопрягаемых деталей. Групповое комплектование используют для подбора деталей точных сопряжений (плунжерных пар, поршней и поршневых пальцев и т.д.). Оно обеспечивает высокую точность их сборки из деталей с широкими допусками на размеры сопрягаемых поверхностей. Для определения отклонений размеров деталей от номинальных значений применяют соответствующие универсальные или специальные инструменты, контрольно-измерительные приборы и приспособления. Например, зубчатые колеса подбирают на приборе для комплексной проверки зубчатого зацепления, показания которого зависят от отклонения межцентрового расстояния, ошибки шага, эксцентриситета и других отклонений параметров зацепления.

Детали определенной размерной группы отправляют на сборку в специальной таре с обозначением номера группы. На участке сборки узлов и агрегатов имеются специализированные стеллажи для хранения комплектов.

При смешанном комплектовании деталей используют оба способа: для деталей менее ответственных соединений применяют индивидуальный, а для ответственных соединений — групповой метод.

Во избежание неуравновешенности некоторые детали подбирают по массе (например, поршни двигателей внутреннего сгорания). Комплектование деталей может сопровождаться слесарно-подгоночными работами.

Крупногабаритные детали и сборочные единицы (станины, рамы, корпуса редукторов и т.п.) обычно доставляют на места сборки, минуя комплектовочный участок.

При комплектовании на каждое собираемое изделие заполняется комплектовочная карта, в которой указываются:

—   номер цеха, участка, рабочего места, где выполняются сборочные операции и откуда поступают комплектующие детали;

—   обозначения деталей, сборочных единиц, материалов комплектующих изделий;

—   нормы расхода материалов и комплектующих изделий и др.

Комплектовочное отделение должно быть оснащено необходимыми контрольно-измерительными приборами и инструментами, оборудованием и слесарными инструментами для выполнения пригоночных работ, а рабочие места укомплектованы соответствующей их специализации технической документацией.

Эффективность комплектовочных работ оценивают временем формирования оптимальных комплектов деталей требуемой номенклатуры и качества и подачи их на места сборки. Качественное комплектование уменьшает трудоемкость и повышает точность сборки.

Комплектование сопряжений заключается в подборе пар совместно работающих деталей, при соединении которых в процессе сборки образуется требуемый зазор или натяг Применяют индивидуальный (штучный) и групповой (селективный) методы подбора сопряженных деталей.

Комплектование узлов и агрегатов состоит в подготовке необходимых для их сборки комплектов из подобранных пар, отдельных деталей и узлов, не разбираемых при ремонте машин. Комплектование машин заключается в сосредоточении непосредственно в зоне постов общей сборки необходимых для ее выполнения агрегатов (механизмов), узлов и деталей. Все необходимое на посты сборки транспортируется постовыми комплектами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: