Периоды течения болезни

Лекция 1.

Введение. Введение в нозологию.

[содержание и задачи курса «Основы патологии»]

 

Содержание учебного материала

Предмет и задачи патологии, её связь с медико-биологическими и клиническими дисциплинами Общепатологические процессы как основа понимания болезней, развивающихся при поражении органов и систем. Значение дисциплины для формирования профессионального мышления специалиста.

Нозология как основа клинической патологии Характеристика понятия “повреждение” как основы патологии клетки. Связь нарушений обмена веществ, структуры и функции с повреждением клеток. Основные причины повреждения (экзо- и эндогенные повреждающие факторы). Значение физических, химических (в том числе лекарственных) и биологических агентов в патологии клетки. Понятие о специфических и неспецифических проявлениях повреждения.

Общая этиология болезней. Понятие о факторах риска. Наследственность и патология. Значение внешних и внутренних факторов, роль реактивности организма в возникновении, развитии и исходе болезни. Патогенез и морфогенез болезней. Понятия «симптомы» и «синдромы», их клиническое значение.

 

Студент должен иметь представление:

об определениях общей и частной патологии;

о содержании и задачах предмета;

о связях предмета с другими дисциплинами;

о методах патологической физиологии и патологической анатомии;

об условиях развития патологических состояний.

 

Студент должен знать:

понятие болезни;

причины и механизмы возникновения болезней (патогенез);

повреждающие факторы;

симптомы болезни;

фазы патогенеза;

профилактику заболеваний.

 

EN: pathology DE: Pathologie f;Общая патология — allgemeine Pathologie

 

Патология

Патология (от греч. παθολόγος = πάθος + λογος: páthos — страдание, болезнь + lógos — учение) — это наука о закономерностях возникновения, течения и исхода болезней. Одновременно изучаются морфологические изменения (патологическая анатомия) и функциональные нарушения (патологическая физиология) при болезни на различных уровнях: на уровне организма, системы, органа, ткани, клетки, клеточной органеллы молекулы.

 

Различают общую и частную патологию.

  1. Общая патология изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и исходов болезней и защитные силы организма, направленные на восстановление нарушенных функций, т.е. даёт представление о типовых патологических процессах, формирует абстрактное представление о болезни (нозология — учение о болезни) как о совокупности важнейших явлений, составляющих её сущность.
  2. Частная патология изучает закономерности возникновения и развития конкретных болезней.

Задачи патологии

  • сохранение и укрепление здоровья человека, предупреждение болезней и лечение заболевших (главная);
  • раскрытие сущности болезни; выяснение наиболее общих закономерностей возникновения, течения и исхода заболевания;
  • установление окончательного правильного диагноза и определение причины смерти;
  • объяснение клинических проявлений болезни и причины неуспешности лечения и реанимации;
  • определение направления поиска принципов профилактики и лечения болезней.

 

Объект исследования патологоанатома: больной человек, труп, экспериментальное животное.

 

Методы исследования

  • Биопсия — операция, при которой у живого человека берётся кусочек ткани и исследуется визуально и под микроскопом методом: а) световой микроскопии или б) электронной микроскопии. На основании структурных изменений патологоанатом ставит диагноз.
  • Цитологическое исследование — исследование отдельных клеток из мазков с поверхности органа или при пункции больного органа.
  • Аутопсия (посмертная диагностика) — вскрытие трупа, помогающее установить причину смерти.
  • Эксперимент — моделирование болезней на животных.

Патология — это медико-биологическая наука, концентрирующая опыт биологических наук (биология, биохимия, анатомия, физиология, гистология, биохимия, генетика, иммунология, вирусология) и клинических дисциплин (терапия, хирургия, неврология, педиатрия). Для познания сущности патологических процессов патология использует данные клинического обследования. Применение новых методов исследования: эндоскопии, эхографии, компьютерной томографии и других позволяет визуально определять локализацию, размеры и даже характер патологического процесса, обогащает знания об общих закономерностях развития болезней человека и открывает пути развития прижизненной диагностики заболеваний.

Таким образом, патология является фундаментальной наукой, теорией и практикой медицины.

 

Здоровье и болезнь

Жить можно в здоровье и в болезни.

 

Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Критерии здоровья: уравновешенность организма с окружающей средой, благодаря его способности как единого целого поддерживать гомеостаз, и сохранение трудоспособности.

 

Болезнь — есть особая форма жизни в изменившихся условиях, сопровождающаяся нарушением регуляции и приспособляемости в повреждённом организме и снижением работоспособности. Болезнь отличается от патологической реакции, патологического процесса и патологического состояния.

 

Патологическая реакция — неадекватный и биологически нецелесообразный ответ организма на какое-либо воздействие. Например, кратковременное повышение АД после нервного напряжения, чего в норме не бывает.

 

Патологический процесс — закономерно возникающая в организме последовательность реакций на повреждающее действие патогенного фактора, которые, в отличие от физиологических реакций, приводят к нарушению гомеостаза. При различных заболеваниях встречаются одинаковые патологические процессы (чаще их комбинации), независимо от причины, индивидуальных особенностей организма, условий окружающей среды и т.д. Такие процессы называются типовыми или стереотипными. Например, отёк, дистрофия, гипоксия, лихорадка, аллергия и другое.

 

Патологическое состояние — это стойкое отклонение структуры и функции органа (ткани) от нормы, мало меняющееся во времени. Например, культя после ампутации конечности. Иногда патологическое состояние может привести к болезни. Например, при рубцовом сужении пищевода возникают болезни желудочно-кишечного тракта, так как нарушается пищеварение.

 

В познании сущности болезней следует выделять: причину болезни (этиология), механизм развития и условия возникновения (патогенез), закономерности течения, выздоровления, степень риска развития смертельных осложнений (исходы, прогноз).

 

 

Этиология

Этиология — учение о причинах и условиях возникновения болезней и принципах этиотропной профилактики и терапии. Повреждающий фактор, вызывающий при определённых условиях болезнь и определяющий его специфичность, называется этиологическим (причина). Без него невозможно развитие данного заболевания.

 

По происхождению все этиологические факторы делят на две группы:

А. Внешние или экзогенные (5 групп):

1. механические — обладающие большим запасом кинетической энергии, способные вызвать перелом, растяжение, размозжение и т.д.;

2. физические — электрические (ожоги, электрошок), ионизирующее излучение (лучевые ожоги, лучевая болезнь), термические факторы (ожоги, отморожения);

3. химические (воздействие кислот, щелочей, ядов);

4. биологические (вирусы, бактерии, гельминты);

5. психогенные — точкой приложения этих факторов является кора головного мозга.

Б. Внутренние, или эндогенные (наследственные и конституциональные факторы). Например, у предка под влиянием радиации изменился генетический аппарат (мутация). Мутантный ген передаётся из поколения в поколение, и наследник оказывается больным.

 

Болезнетворные условия — это факторы, которые сами по себе не вызывают определённое заболевание, но способствуют его возникновению. Условия бывают внутренние (наследственная предрасположенность, ранний или старческий возраст и другое) и внешние (переутомление, раннее перенесённые заболевания, нарушение питания и т.д.). Например, сапрофиты, присутствующие у всех людей на коже и слизистых, в обычных условиях заболевания не вызывают. Если под влиянием каких-либо условий (авитаминоз, ионизирующее облучение и т.д.) снижается реактивность организма, то эти микроорганизмы становятся причиной патологии (фурункулёз, стоматит и т.д.).

 

Существуют и благоприятные условия (рациональное питание, хорошая физическая подготовка, хороший уход за больным), которые способствуют более лёгкому течению заболевания и быстрому выздоровлению, а иногда нейтрализуют причину и тогда, например, носитель туберкулёзной палочки может оставаться практически здоровым человеком. Знание этиологии болезней необходимо для их профилактики и лечения. Профилактика бывает первичная, когда профилактические меры направлены на причину заболевания, и вторичная — на условия уже возникшего заболевания.

 

 

Патогенез

Патогенез — учение о механизмах устойчивости, развития болезни, выздоровления, умирания и о принципах патогенетической профилактики и терапии, а также учение о наследственности, конституции и реактивности. Патогенез заболевания начинается с повреждения, которое сопровождается нарушением функции. Степень структурных изменений может быть различна: от невидимых глазу изменений до обширных и достаточно глубоких.

 

Механизмы патогенеза:

  • прямое повреждающее действие — механические, термические, химические факторы;
  • гуморальное — через кровь, лимфу и межклеточную жидкость (распространение опухолевых клеток);
  • нервно-рефлекторное — через нервную систему вследствие нарушения регуляторных процессов.

Изучение патогенеза сводится к изучению так называемых патогенетических факторов, т.е. тех изменений в организме, которые возникают в ответ на воздействие этиологического фактора (на первичные повреждения) и в дальнейшем вызывают появление новых расстройств жизнедеятельности (вторичные повреждения), т.е. играют роль причины в развитии болезни. В патогенезе необходимо выделить главное звено, которое определяет развитие конкретного процесса. Например, при стенозе левого атриовентрикулярного отверстия расширяется левое предсердие, возникает застой в лёгких, затем расширяется правый желудочек, возникает застой в большом круге кровообращения, ещё более усиливается гипоксия из-за сердечной недостаточности. Если своевременно устранить главное звено (оперативным путём ликвидировать сужение атриовентрикулярного отверстия), ликвидируются все указанные нарушения и наступает выздоровление. В противном случае нарушается гомеостаз и формируется порочный круг патогенеза.

 

Периоды течения болезни

1. Латентный (инкубационный для инфекционных заболеваний) или предболезнь — от момента воздействия раздражения до появления симптомов болезни. В этот период организм мобилизует защитные механизмы и препятствует возникновению повреждений, приводящих к клиническим проявлениям болезни. При достаточных адаптационных возможностях гомеостаз сохраняется, и нарушенные функции восстанавливаются. При недостаточности приспособительных реакций организма, которые могут быть даже значительно усилены, развивается болезнь. На истощение резервных возможностей организма указывает исчезновение гетерогенности (структурно-функциональной мозаичности) клеток и тканей. Гетерогенность — это функционирование не всех структур тканей, а только определённой её части, в то время как другая часть восстанавливается и составляет жизненный резерв организма.

 

2. Продромальный период — проявляются неспецифические, общие для многих болезней симптомы расстройства, прежде всего центральной нервной системы: недомогание, слабость, плохое настроение, усталость, головная боль и т.д.

 

3. Разгар болезни — появляются специфические симптомы болезни. В этот период развиваются наряду с повреждением и компенсаторные изменения в организме. Но могут возникать и осложнения — присоединение к основному заболеванию другого патологического процесса или другого заболевания, необязательных для данной болезни, но возникших в связи с ним.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: