Лекция №32
Тема: Навигационные системы автомобиля
Первые навигационные системы применялись только для индикации расчетного времени прибытия в пункт назначения и расстояния до него и использовали датчики азимута и скорости вращения колес. Позднее начали использоваться базы данных с картографической информацией, появилась возможность определять текущие координаты автомобиля на карте местности, для чего известны несколько методов.
Механические прототипы навигационных систем появились в США в 1910 году, когда автомобили начали производиться в больших количествах, а дороги еще не были размечены. Например, в навигационной системе Chadwick Road Guide металлический диск с отверстиями вращался синхронно с пройденным путем. Отверстия отмечали перекрестки на маршруте. К дорожкам на диске пружинами прижимались специальные молоточки. При попадании молоточка в отверстие устройство издавало звонок, и специальный рычажок с кодированным символом указывал водителю, какое необходимо выполнить действие.
|
|
Точность и надежность таких навигационных систем были низкими, их перестали использовать после стандартизации дорожных знаков в 20-х годах и введения разметки дорог.
В 60-х годах автомобильные компании вновь начали проявлять интерес к навигационным системам. В 1987 году Toyota начала их устанавливать на серийные модели как опцию. В 1994 году в США, Европе, Японии уже было продано более 500000 автомобильных навигационных систем.
Функции, структура и составные компоненты навигационной системы
На рис. 5. 14 показана структура навигационной системы. Система может осуществлять навигационное счисление, определять положение автомобиля на карте местности по конфигурации пройденного пути, определять абсолютные координаты с помощью спутниковой системы GPS (глобальная позиционирующая система или GPS — Global Positioning System). С помощью навигационного счисления определяют относительное положение автомобиля и направление движения по информации, полученной с датчиков скорости вращения колес и азимута.
Конфигурация участка пройденного пути, полученная с помощью навигационного счисления, сравнивается с конфигурацией дорог, нанесенных на карту. Определив дорогу, по которой движется автомобиль, система находит и его текущие координаты. Более точное определение координат автомобиля на карте производится с помощью GPS по широте и долготе. Считается, что для практических целей достаточно знать координаты автомобиля с точностью до размера половины квартала, т. е. +100 метров.
Автомобильная навигационная система должна иметь в своем составе датчики пройденного пути и направления движения.
|
|
Датчик пройденного пути — это та или иная конструкция электронного одометра, информация в который поступает с датчиков скорости вращения колес ABS. Одометрам присущ ряд систематических погрешностей, которые необходимо корректировать. К ним относятся:
1. Разница в диаметрах новой и изношенной покрышки дает погрешность в определении пройденной дистанции до 3%.
2. За счет увеличения диаметра покрышки от центробежной силы на каждые 40 км/час скорости автомобиля погрешность в определении пройденной дистанции увеличивается на 0,1...0,7%.
3. Изменение давления в шинах на 689 кПа (10 psi) увеличивает погрешность
на 0,25...1,1%.
Для определения направления движения автомобиля обычно используются датчик азимута, датчики скорости вращения колес, гироскопы.