Письменные теоретические задания на построения.
Класс (ДЦ)
Урок 1.
Начать лучше всего с пения несложных знакомых мелодий. У вас в работе уже есть удобные 2х - голосные номера, которые вам было бы не плохо повторить к зачёту.
В добавок я вам предлогаю ещё один номер 2х – голоия из сборника Способина.
И.Способин упр. 15: Папсерон Л.(1796 – 1859)
Нашла для вас ещё один интересный музыкальный пример. Он 2хголоссный, но я вам его предлагаю, как чтение с листа. Дайте себе настройку и без подсказок спойте с тактирование сначала верхний, а затем нижний голос.
«Хоровод» Д. Тюрк
Обратите внимание, как «Хоровод» поможет нам создании копилки таких ритмических фигур. И давайте это сделаем учитывая количество восьмых, которые подверглись дроблению.
Например, вижу в 4м такте дробление последней восьмой – выписала, а в восьмом похожий ритм, но в сочетании с четвертью – выписала и т.д. Какие-то ритмические фигуры не попали в мелодию, но вы уже сами сообразите, чего в вашей копилке не хватает.
|
|
Итак, ритмы с дроблением одной восьмой:
С дроблением 2х восьмых (можете придумать ритмы с паузами):
С дроблением всех 3х восьмых, возможен единственный вариант. Какой?
Ещё одна мелодия для сольфеджирования. Потребует от вас очень внимательного проучивания и тщательной работы над чистотой интонирования.
Дж. Мейербер оп. «Африканка», IV действие
Проанализируйте мелодию. Ответьте на следующие вопросы:
- каков тональный план мелодии (основная тональность, есть ли переходы в другие тональности, чем эти тональности являются руг для друга и как осуществляется переход: через модуляцию, сопоставление или отклонение);
- объясните все случайные знаки альтерации, которые встречаются в этой мелодии;
- найдите движение мелодии по характерным интервалам, тритонам уменьшённому вводному септаккорду;
- Расскажите о ритмических особенностях мелодии.
Это задание вытекает прямиком из предыдущего.
Поработаем в тональности Es-dur.
Вспомните правило и запишите гамму с альтерацией и хроматическую. Спойте обе гаммы. Обращайте внимание на чистоту интонации.
Постройте и спойте в этой мелодии аккордовую и интервальную цепочку.
Т53 S64 S6 s6 Ув.53 К64 D7 Т53
ч.5 (I) м.6(VII) ум.5(VII) б.3(I) ув.5(VIb) б.6(V) ув.4(IV) м.6(III)