Порядок работы с методикой

АССОЦИАТИВНЫЙ РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ.

Введение.

Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью не только получают какие-либо знания о личности. Нередко они служат рабочим инструментом для проверки тех или иных теоретических положений.

В основе проективного исследования личности лежат три основных принципа (Л. Франк, 1948):

1. Направленность на уникальное в структуре или организации личности. В
отличие от традиционных психометрических процедур, личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей или черт.

2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая
система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

3. Эта система основных динамических процессов постоянно, активно
действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира индивида». Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности.

 

Важнейшей отличительной особенностью проективных методик является то, что в них используют неопределенные или так называемые слабоструктурированные стимулы, создающие наиболее оптимальные условия для проявления внутреннего мира человека.

В психологической лаборатории СИЗО-1 УИН Минюста России по Орловской области имеется десятилетний опыт работы с использованием методики Ассоциативно рисуночный тест (далее APT). Данная методика применялась нами в составе батареи психологических тестов для диагностики как сотрудников, так и осужденных.

 




Психометрические параметры теста.

 

Критериальная валидность АРТа осуществлялась методом контрастных групп. Использовались следующие группы испытуемых (см. приложения):

1. Сотрудники учреждений УИН Минюста России по Орловской области (331
человек):

офицеры, состоящие в «группе риска», имеющие взыскания;

офицеры, уволенные на 1 году службы;

офицеры, все остальные;

сержантский состав, состоящие в «группе риска», имеющие взыскания:

сержантский состав, уволенные на 1 году службы:

сержантский состав, все остальные.

2. Осужденные исправительных колоний, а также спецконтингент СИЗО-1 УИН
Минюста России по Орловской области (1093 человека):

- состоящие на профилактическом учете (кроме склонных к самоубийству), имеющие взыскания (165 человек);

- состоящие на профилактическом учете, как склонные к самоубийству. испытывающие трудности в адаптации (140 человек);

- бывшие в отпуске с выездом за пределы учреждения, пользующиеся правом передвижения без конвоя (144 человека);

-  состоящие в активе, имеющие относительно положительную

направленность (198 человек);

-  имеющие психические аномалии (150 человек);

- все остальные, так называемое «болото» (296 человек).

Для каждой из групп тестирования был получен характерный профиль.  

 



Оценка валидности теста.

 

В ходе проверки конструктивной валидности теста APT была выявлена устойчивая тенденция положительной связи результатов тестирования с результатами других личностных методик: MMPI, Айзенк (для взрослых) и Шмишек, Айзенк (для несовершеннолетних). Так, например, связь параметров АРТа со шкалами MMPI в женской колонии составляет 75-80%. Подобные результаты были получены при совмещении полученных данных психодиагностики и в других учреждениях УИН Минюста России по Орловской области.

Учитывая специфику проективных методик и трудности их валидизации, можно
признать тест APT удовлетворительно прошедшим проверку на конструктивную
валидность.

 



Надежность теста.

 

1. Ретестовая надежность определялась путем сравнения результатов тестирования, полученных в психологической лаборатории СИЗО-1, с данными психодиагностики тех же людей (сотрудников и осужденных) в колониях УИН по Орловской области по прибытию их для прохождения службы или отбывания наказания соответственно. Так, сравнение результатов теста APT несовершеннолетних в СИЗО, в карантине ВК, а также при предоставлении им различных льгот в ВК, позволяет проследить динамические характеристики личностных способностей данных осужденных. Здесь также можно отметить, что корреляция по методике APT в данном случае составляет 90-95%. Ни один психометрический тест (Шмишек, Айзенк и другие) не имеет такой высокой корреляции. Результаты по тесту Айзенка, например, для несовершеннолетних в СИЗО-1 и карантине ВК совпадают лишь на 30%.

2. Надежность теста APT зависит также от степени согласованности интерпретаций различными экспертами (например, психологом СИЗО и психологом ВК). С целью уменьшения ошибок по данному параметру психолог ВК ежемесячно выезжает в СИЗО-1 для совместной работы с психологом СИЗО-1.

 

Порядок работы с методикой.

 

Ассоциативный рисуночный тест разработан ВНИИ МВД (авторы Ю.Н. Кудряхов,
В.П.Голубев). Настоящая методика является сборным тестом, стимульный материал
которого составлен на основе методики Е. Вартегга (1939), теста срисовывания
восемнадцати форм и фигур Г.Дрюдомо.(1947), рисуночных тестов Мерисса (1950), Коха
(1957) и Баха (1961).

Е. Вартегг рассматривает свой тест как психодиагностический и направленный, на выявление таких свойств личности, как эмотивность, воля, мышление, фантазия, характерологические особенности. Тест содержит восемь квадратиков на черном фоне, в каждом из которых начало какого-либо рисунка. Обследуемому предлагается нарисовать картинку в каждом из квадратиков так, как это кажется ему наиболее подходящим к исходному стимульному материалу. В основу интерпретации автор попытался положить учение о высшей нервной деятельности И.П. Павлова.

Тест К. Маховер "Нарисуй человека" является одним из наиболее известных и перспективных в современной психологии. В этом тесте испытуемому дают задание нарисовать человека. Интерпретация теста носит в основном психоаналитический характер.

Тест» срисовывания, разработанный Прюдомо, содержит в себе восемнадцать изображений, начиная с самых простых геометрических форм и вплоть до изображения фигур, животных, зданий и т.п. Он направлен на определение уровня развития и предоставляет возможность для прожективной интерпретации. При составлении схем интерпретации АРТа использовался также и анализ рисунков, разработанный в советской психологии в связи с применением методики пиктограмм, предназначенной для изучения памяти, а также теста "Несуществующее животное" М.Э. Дукаревич, предназначенного для выявления характерологических особенностей личности, ее направленности и самооценки.

С помощью методики APT можно выявить следующие свойства личности и поведения:

- специфику ориентировки в окружающей среде; 

- агрессию;

- особенности поведения и общения в группе;

-   особенности восприятия и оценки неоднозначных жизненных ситуаций;

- актуальные проблемы в сфере взаимоотношений с лицами противоположного пола;

-  наиболее типичные формы поведения в конфликтной ситуации;

-  качественные характеристики представления человека о самом себе.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: