Образование СССР и его историческое значение

(самостоятельное изучение)

 

Distant obrazovanie - https://www.youtube.com/channel/UCiPArFV3E2YOh0gQKLqk-7Q/videos

Лек.58 Образование СССР и принятие первой конституции СССР

https://www.youtube.com/watch?v=h3qfW8NQ-BU

 

 

Переход советского руководства к плановой экономике. Итоги индустриализации Донбасса. Массовая коллективизация крестьянских хозяйств. Трагедия села 1932-1933 годов.

Донбасс был флагманом в масштабной реконструкции всех имевшихся предприятий и строительстве новых. За годы первой пятилетки были построены 62 новые шахты общей мощностью 29,8 млн. тонн (56 % общего числа новых шахт в стране). Здесь зародились трудовые почины в социалистическом соревновании в стране – стахановское движение, которые охватило все отрасли промышленности. Госплан СССР рассматривал даже вопрос о строительстве в регионе автомобильного завода.

Макеевский и Ждановский (Мариупольский) металлургические заводы после реконструкции становятся самыми мощными в Европе. Вступает в строй родственный им «Азовсталь», а также гигантский Новокраматорский тяжелого машиностроения. С 1929 г. заработали первая очереди Горловского химического комбината, а также казенные химические заводы в Горловке, Сталино (Юзовке), Рубежное. Начинают массово давать продукцию коксохимические предприятия в Макеевке, Сталино, Жданове, Харцызский трубный завод, стекольные заводы в Рубежном и Константиновке.

За годы третьей пятилетки производительность труда в металлургии возросла на 26,7 %, было освоено кислородное дутье, выплавка хромоникелевых и специальных сталей. В 1940 г. только макеевские металлурги выплавили чугуна в два раза больше, чем все металлургические предприятия Польши. Много было сделано в развитии энергетической базы Донбасса. Окончили строительство третьей очереди Штеровской ТЭС и сдали в строй одну из наиболее крупных тогда тепловых электростанций Зуевскую.

27 ноября 1933 г. завершилась модернизация Ворошиловградского паровозостроительного завода им. Октябрьской революции. По своей мощности это был первый в Европе и второй в мире гигант локомотивостроения. Международное признание творения ворошиловградцев получили в 1938 г. на выставке в Париже после присуждения Золотых медалей за паровозы ФД и ИС («Феликс Дзержинский» и «Иосиф Сталин»). К 1940 г. завод выпустил 76 % всех паровозов, строившихся в стране (в переводе на мощность). Железнодорожники страны за три с половиной года предвоенной пятилетки получили 1823 паровоза с ворошиловградской маркой.

Сельское хозяйство в условиях НЭПа. В соответствии с решениями X съезда РКП(б) в марте 1921т. были разработаны нормы продовольственного налога, объявлено об упразднении продразверстки, разрешено торговать сельскохозяйственной продукцией, что способствовало повышению трудовой активности крестьян. Уже весной 192 1г. посевные площади расширились. Однако село, лишенное запасов, было зависимым от погодных условий. После неурожая 1920 г. сильная засуха поразила степные губернии УССР в 1921г. Урожай был катастрофически низким, всего 297 млн. пудов. Результатом стал голод 1921 - 1922 годов.

Новый урожай, в частности, в Донецкой губернии дал в среднем по 6 пудов зерна с десятины (посеяли по 9 пудов на десятину). Руководители Донецкого губернского исполкома сообщали о 500 тыс. чел. голодающих. Но в промышленных центрах положение с продовольствием было значительно легче. За работу платили продовольствием. Голодающим помогали международные организации.

В 1923 г. было завершено перераспределение земельного фонда. Из 5996 тыс. десятин 4996 тыс., или 93,4%, были предоставлены в пользование крестьян. 330 тыс., или 6,1%, поступило государственным учреждениям и предприятиям, 18 тыс. десятин предоставлено городам. Землепользование крестьян губернии увеличилось на 32%. В расчете на едока прибавка составила в среднем 0,6 десятин. Землепользование стало более уравнительным, вследствие чего выросла группа среднего крестьянства.

Новый земельный порядок был оформлен Земельным кодексом ВУЦИК УССР, принятым 29 ноября 1922 г. В нем была зафиксирована ликвидация частной собственности на землю. Земля была провозглашена собственностью государства. Ее основная часть была предоставлена в пользование крестьянам.

Совхозы и колхозы создавались уже в ходе преобразования аграрных отношений. В 1923 году было учтено 139 совхозов, которым отведено 105 тыс. десятин угодий, 55 из них были «приписными хозяйствами» промышленных предприятий. Создавались и коллективные хозяйства крестьян - коммуны, артели, ТСОЗы (Товарищество совместной обработки земли). В конце 1922 г. в Донецкой губернии имелось 483 коллективных хозяйства, в том числе 35 коммун, 432 артели, 16 ТСОЗов. Всего в коллективных хозяйствах было 64 тыс. десятин земли, числилось 14 334 человека, т. е. в среднем по 29 человек на хозяйство.

Особой популярностью коллективные хозяйства не пользовались. Более привлекательной для крестьян была сельскохозяйственная кооперация. Она была создана на Всеукраинском Учредительном съезде в марте 1922 года под названием «Сельский господарь» - Объединения сельскохозяйственных кооператоров возникают и в Донецкой губернии.

В 1921-1928 гг. проводилось упорядочение земельного фонда путем размежевания земельных площадей между сельскими громадами и промышленными предприятиями. Проводилось и землеустройство внутри села с выделением в натуре земельных угодий крестьянским дворам и выдачей землеотводных актов, что сопровождалось фактическим уравнением землепользования путем изъятия излишков.

В 1925 г. довоенные посевные площади были восстановлены. Рынок был насыщен дешевыми сельхозпродуктами. Пуд ржи стоил 0,7 руб., гусь - 1,6 руб., говядина - 0,2 руб. за фунт. Благосостояние крестьян повышалось. Они сооружали дома, обзаводились скотом, приобретали инвентарь, даже трактора. Однако наряду с восстановлением сельского хозяйства стала проявляться ограниченность мелкого хозяйства. В нем отсутствовали условия для внедрения машин. Село нуждалось в значительной государственной поддержке в то время, когда на него смотрели как на источник средств для индустриализации. В 1927 г. произошло даже сокращение посевов пшеницы, ячменя. Ниже выдался и урожай. Поставки зерна на рынок сократились, поскольку крестьяне не желали продавать хлеб по низким ценам.

Жизнь показала, что наиболее приемлемым путем решения хлебной проблемы может стать создание колхозов, а также совхозов. Курс на сплошную коллективизацию был провозглашен им в статье «Год великого перелома» в газете «Правда». 7 ноября 1929 г.

  Развитие образования и культуры в крае. В качестве одной из своих важнейших задач большевики ставили осуществление так называемой «культурной революции». Результаты ее осуществления огромны. Необходимо было начинать с азов, добиваясь поголовной грамотности. В 1921 г. в Донецкой губернии создаются пункты и школы по ликвидации неграмотности (ликпункты и школы ликбеза). В апреле 1924 г. журнал «Просвещение Донбасса» сообщал, что ликвидация неграмотности проходит очень слабо. Из 35 тыс. неграмотных членов профсоюзов обучено всего 7 тыс. На селе ситуация была еще хуже: из 475 тыс. неграмотных крестьян было обучено только 5 тыс. Помимо нехватки средств сказывалось то, что многие шахтеры, строители, химики были сезонными рабочими, прибывшими в Донбасс временно, чтобы заработать на покупку лошади или инвентаря. Они не видели необходимости даже в начальном образовании. Именно поэтому общество «Долой неграмотность» не только искала средства для содержания ликпунктов и школ ликбеза, а и вело пропаганду необходимости обучения.

  Одновременно с ликвидацией неграмотности в Донецкой губернии было решено создать сеть школ для малограмотных взрослых, которых было 90 тыс. чел. Но на эти цели только на три года требовалось 7 миллионов золотых рублей - громадная по тем временам сумма. Поэтому после длительных дискуссий приняли решение отказаться от «немедленного и полного удовлетворения нужды в просвещении решительно всех слоев населения». Губернский отдел народного образования стал на путь «ударности» в рабочем Донбассе в первую очередь создавались просветительные учреждения для организованного пролетариата, затем - для беднейшего крестьянства и в последнюю очередь - для остального населения.

  Более высокой ступенью являлась система индустриально-технического образования, в которую входили 5 техникумов (Юзовский горно-механический - ныне Донецкий национальный технический университет, Таганрогский металлургический, Бахмутский механико-электротехнический, Горловский и Лисичанский горные). В те годы техникумы давали хотя и узкое, но высшее образование. В Донбассе также работали кооперативный, музыкальный техникумы, 2 медицинские, 3 музыкальные и 2 художественные школы, в которых обучалось более 1200 человек. Для получения специального сельскохозяйственного образования к 1922 г. были созданы Луганский сельхозтехникум, Каменская, Власовская и Таганрогская профшколы, четыре специальные школы, две лесных, а также землемерные курсы. В этих заведениях обучалось 620 человек.

   В 1923 г. в Донецкой губернии числилось 2118 учреждений социального воспитания, из них 1750 трудовых школ. На средства родителей и населения содержались 66% школ, 14 % получали деньги из местного бюджета, 7,3% существовали на средства профсоюзов и только 3,5% - за счет наркомата просвещения.

    Чтобы обеспечить учителям средства к существованию, стали внедрять так называемое «хозяйственное обрастание» - засев земельных участков при школах- семилетках и детских домах. По статистическим данным, в 1922 г. учителя сельских школ получили оплату труда хлебом, собранным по договорам у населения (в среднем по губернии 6-7 пудов).

В декабре 1921 г. в Донецкой губернии был 261 детский дом, где находилось 19792 ребенка. Примерно столько же беспризорников оставалось на улице. Поэтому создавались коллекторы-распределители по устройству этих детей, открывались дневные детские дома, детские сады при школах-семилетках, детские площадки, 71 детский дом был прикреплен к богатым хозяйственным организациям - шахтам и заводам. Беспризорных детей передавали на попечение богатым частным лицам, сначала на принципах добровольности, а затем пришлось перейти к принудительному патронированию. К началу 1923 г. около 1500 детей в губернии имели опекунов.

      Развитие образования сопровождалось внедрением украинизации. 2 ноября 1923 г. бюро Донецкого губернского комитета КП(б)У утвердило «План по украинизации по социальному воспитанию» (общеобразовательных школ). Были намечены два направления работы: украинизация педагогического персонала и украинизация учащихся. Для первых устанавливался срок - один год подготовки на инструктивно-проверочных курсах. Было запланировано создание сети украинских школ в губернии: в Бахмутском округе - 30 школ, Таганрогском - 13, Шахтинском- 10, Юзовском -21, Мариупольском - 11, Луганском 16 и т.д. В районах компактного проживания национальных групп создавались греческие (эллино-румейские и татаро-урумские), немецкие, болгарские, еврейские и другие школы, что соответствовало идее так называемой «коренизации». В Мариуполе работали 25 румейских и 16 урумских школ. Однако население Донбасса активно выступало против насильственной украинизации, а на сельских сходах в греко-татарских районах было устойчивое сопротивление насильственной эллинизации.

  Уже с 1920 года по требованию жителей поселков и городов Донбасса открывались рабочие клубы и красные уголки. К1923 г. в Донбассе работали 127 рабочих клубов, а через год - вдвое больше. В 1924 г. рудничные комитеты начали их строительство. Было создано бюро по проектированию и организации работ и за сезон 1926-1927 гг. построено не 6-8, а 12 дворцов культуры. В них, а также в красных уголках при шахтах, заводах, рабочих общежитиях действовали кружки, проводились вечера вопросов и ответов, читка газет, лекции, беседы. В сельской местности открывались хаты - читальни и сельские дома, красные уголки, многие из которых содержались на средства местного населения.

   На 1 января 1923 г. в губернии работали 124 общедоступные библиотеки, 7 сельских домов, 135 клубов, 43 хаты-читальни, 52 «Просвиты», 84 театра (дома культуры), 32 кинотеатра, 4 музея, 1 студия. А к осени 1925 г. количество сельских домов увеличилось в 35 раз, хат-читален - в 4 раза.

   Но в целом просветительская и культурная работа в 1920-е годы была наиболее слабым местом в Донбассе. В целом, НЭП на Донбассе имел позитивные результаты: край возродился после экономического упадка и разрухи, которые стали последствием первой мировой и граджанской воен; были восстановлены производственные мощности, увеличились посевные сельскохозяйтвенные площади. Благодаря ликбезам была практически ликвидирована безграмотность, создание техникумов обеспечило край грамотными специалистами. Однако СССР продолжал отставать в развитии от ведущих стран Западной Европы, и особое место в будущей индустриализации страны отводилось Донбассу.

    Претерпел значительных изменений и состав промышленных рабочих Донбасса в условиях индустриализации. Индустриализация сопровождалась вовлечением в производство новых отрядов рабочих. Главным источником пополнения их рядов до середины 1930-х годов было крестьянство. В 1926- 1927 гг. выходцы из их среды составляли в новом пополнении шахтеров 66%; в 1930-1932гг. - 80%, а среди металлургов соответственно - 62 и 67%. В последующие годы роль выходцев из села в новых пополнениях индустрии понижалась. Среди горняков, пришедших в промышленность в 1934 году, они составляли около половины, а в 1936 году - 1/3. К этому времени производственные коллективы были в основном укомплектованы, потребности в дополнительной рабочей силе сократились и покрывались за счет членов семей рабочих.

Приток новых пополнений в промышленность обусловливал неуклонный рост численности рабочих. За годы индустриализации численность рабочих крупной промышленности более чем удвоилась. Накануне войны они составляли свыше 50 % рабочих всех отраслей хозяйства Донбасса. В целом по стране этот показатель равнялся 40%. Донбасс являлся районом высокой концентрации промышленных рабочих. Облик рабочих региона определяли представители тяжелой индустрии, составлявшие во второй половине 1930-х годов 96% промышленных рабочих и около половины общего числа рабочих, занятых в народном хозяйстве края. Наиболее крупным их отрядом были шахтеры, опережавшие по размерам абсолютного прироста рабочих других отраслей, но отставшие по относительному приросту. Удельный вес их в общей численности понизился с 61% до 40 %.По размерам относительного прироста первенство принадлежало машиностроителям, составившим к концу периода 1/5 часть промышленных рабочих. Весьма значительным был относительный прирост рабочих легкой промышленности, но обусловливалось это чрезвычайно низким исходным числом. Поэтому удельный вес рабочих этой группы в общей массе по-прежнему был невелик (1,9 % пищевики, 0,6 % швейники), что в полной мере отражало однобокий характер экономики края.

   Осуществление индустриализации народного хозяйства требовало большого количества квалифицированных рабочих. Поэтому именно проблема повышения уровня квалификации рабочего класса приобрела для Донбасса особую актуальность. 23 августа 1930 года ЦК Компартии Украины принял постановление «Об; обязательном общем начальном обучении на Украине», которое наметило, конкретные меры по развитию школы. На всей территории республики были введены единые школы фабрично-заводского и горнопромышленного ученичества. Для подготовки строительных и сельскохозяйственных рабочих; создавались соответствующие школы. Срок обучения был установлен в 2 года.

Объективные условия жизни 1920-х - 1930-х годов обусловили развитие культурного процесса в стране преимущественно вширь. Это нашло выражение в приобщении широких масс трудящихся к культурным ценностям, повышении их общекультурного уровня. Наиболее ярко эти тенденции проявились в Донбассе, крупном промышленном центре страны.

  Отличительной особенностью культурного развития в Донбассе были высокие темпы создания материальной базы культуры. Если первыми очагами культуры становились клубы, сельские дома, библиотеки, красные уголки, и для них строились специальные здания, то в 1928 г. в г.Сталино был построен один из первых на Украине Дворец культуры металлистов (ныне Центр славянской культуры). В 1936 г. в Донбассе уже действовало 14 таких дворцов, 1916 клубов, 1904 библиотеки. Быстрыми темпами развивалась киносеть региона. Количество киноустановок в крае выросло со 159 в 1925 г. до 821 в 1933 г.

К началу 1940-х годов было построено 66 кинотеатров, среди которых один из лучших на Украине, кинотеатр им. Т.Г.Шевченко. В эти же годы было возведено здание театра оперы и балета, другие сооружения культурно- просветительного назначения.

В 1933 г. на постоянную работу в г. Сталино переехала труппа Харьковского Краснозаводского театра во главе с главным режиссером театра В С.Василько, основав Донецкий Государственный драматический театр им. Артема. К началу 1940-х годов в Донецком крае работало 16 профессиональных театров.

  Развитие самодеятельного творчества в. Донецком крае в 1920-1930-е годы. Донбасс богат промышленной историей, но культурные традиции здесь даже в начале XX века не сложились. Этнокультурные компоненты были привнесены из разных частей страны: это и сельская культура восточно- украинская и западно-украинская; это и городская культура центральной России и украинских городов. На территории Донбасса издавна возникли греческие поселения, татарские и болгарские, десятки других народностей расселились среди преобладающего украинского и русского населения в городах, поселках и селах. Вследствие этого к 1920-м годам нашего столетия не могла сложиться объединяющая все население края какая-либо единая национальная культура с вековыми самобытными основами. Люди каждой нации и народности, поселявшиеся в Донбассе, были связаны определенной общностью национально- культурных традиций, в частности, бытовых обрядов, но общие культурные традиции сформироваться не смогли.

   Другая особенность заключалась в том, что до 1920-х годов в Донецком регионе не было центров духовной культуры: не существовало высших учебных заведений, не было театров, концертных залов, художественных музеев. Поэтому не сформировались какие-либо единые традиции духовности края. Очаги культурной жизни стали возникать в результате тех преобразований, что в художественной культуре края протекали в 20-30-е годы XX ст. Они несут на себе отпечаток своей эпохи.

   Художественная самодеятельность в Донбассе носила действительно массовый характер. В деятельности кружков нашел отражение многонациональный состав рабочего класса Донбасса. В конце 1920-х годов увеличилось количество украинских драматических и музыкальных кружков, наряду с ними работали греческие, татарские, армянские самодеятельные коллективы. Им оказывали помощь творческие коллективы. Так, Киевская капелла «Рух» взяла шефство над рабочей капеллой Макеевского металлургического завода. Известный и популярный композитор И.Дунаевский организовал шахтерский ансамбль песни и пляски при Рутченковском дворце культуры. В нем занималось 130 шахтеров и членов их семей. Некоторые коллективы добились значительных успехов. Среди победителей Всеукраинской олимпиады самодеятельного искусства был греческий ансамбль Сартанской МТС. Любительское объединение «Изо - забой» дало путевку в жизнь известному художнику П.Кодьеву.

   Важное место в системе культурно просветительской работы в Донбассе занимали клубы, дома культуры, клубы-театры, создаваемые при крупных предприятиях и позже именуемые дворцами культуры. Для вовлечения крестьян создавались красные сотенные уголки: на 100 хат одна выделялась для занятий художественной самодеятельностью. Сеть культурно-просветительских учреждений росла быстро: к 1935 году в Донбассе насчитывались 441 клуб, 26 Дворцов культуры, на селе — 804 «сотенные хаты». Культурно-просветительные учреждения были центрами художественной самодеятельности: в них создавались театральные, музыкальные, хоровые кружки и студии. Кружки и студии 1920-х - 1930-х годов сделали свое доброе дело: через них тысячи тружеников приобщались к искусству, знакомились с достижениями театрально- музыкальной культуры, пробовали свои силы в непосредственно художественном творчестве. В 1930-е годы самодеятельные театральные коллективы все чаще переходят к воплощению на клубной сцене крупных произведений советской, а также русской, украинской и зарубежной классической драматургии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: