Общим для левых политических партий и движений является неприятие естественных для капиталистической системы механизмов, нацеленность на большую или меньшую корректировку системы в пользу слабых и угнетённых.
Левые в политике являются традиционным наименованием множества политических идеологий и направлений, цель которых состоит в социальном равенстве и улучшении условий жизни не привилегированных слоев общества, либо в полной отмене классового разделения общества.
Левые выступают за ограничение или абсолютную отмену частной собственности. Как правило, они стремятся к учреждению равных условий для всех людей, вне зависимости от этнической, национальной, половой и иной принадлежности. Противоположностью им являются правые. К левым идеологиям относится коммунизм и его ответвления - марксизм, социальный анархизм, социализм (либеральный демократический, реформистский и революционный), социальный либерализм и социал-демократия.
Терминология «правые» и «левые» первоначально была употреблена во французском Национальном собрании периода Великой Французской революции. В нём образовались 3 направления: справа располагались фельяны, являющиеся сторонниками конституционной монархии; в центре расположились жирондисты, являющиеся умеренными сторонниками республики; слева размещались якобинцы, которые выступали за преобразования радикального характера.
В современной практике понятие «социал-демократия» и «демократический социализм» обычно разграничиваются:
социал-демократами называют тех, кто выступает не за разрушение капитализма, а за его совершенствование, в то же время, приверженцы
демократического социализма отрицают капитализм как систему, которая уже не соответствует ровно развития демократии и пытаются перейти к следующей социально-экономической формации, используя демократизацию и реформы.
С другой стороны, социал-демократия граничит с социал-либерализмом, который подчеркивает уравнивание стартовых возможностей в рамках капитализма.
Социал-демократия:
Источники современной социальной демократии берут начало с эпохи ранней Промышленной революции, когда оформилась концепция утопического социализма. Социал-демократия укоренилась в европейской политике после Первой мировой войны и Российской революции 1917 г.
Теоретические основы социал-демократических идей были заложены немецким теоретиком Э. Бернштейном (1850-1932) в работе «Проблемы социализма и задачи социал-демократии» (1899). В ней он обосновал тезис о способности капитализма к саморазвитию и на этой основе осуществил ревизию классического марксизма. Впоследствии многие идеи Бернштейна вошли в политическую доктрину современной социал-демократии, которая была сформулирована на Учредительном конгрессе во Франкфурте-на-Майне в 1951 г. в концепции «демократического социализма».
Популярность идей социал-демократии обусловлена их привлекательностью для широких слоев населения. Социальная политика социал-демократов оказалась плодотворной в таких странах, как Швеция, Австрия, Норвегия и ряде других стран.
Социал-демократы поддерживают:
· общие принципы социальной справедливости, свободы, равенства и братства;
· защита прав человека;
· принцип равных прав и возможностей (а не только равных возможностей, как в консерватизме);
· политический и идеологический плюрализм;
· социально ориентированную рыночную экономику в противовес абсолютизированному свободному рынку;
· ограниченное государственное регулирование экономики;
· создание эффективных регулятивных механизмов в предпринимательстве в интересах рабочих и мелкого предпринимательства;
· принцип честной торговли;
· равноправие и защита всех форм собственности;
· создание мощного государственного сектора в экономике, конкурирующего на равных с частным;
· национализация стратегически важных предприятий, особенно в военной, аэрокосмической, металлургической, нефтеперерабатывающей промышленности;
· создание «государства общего благосостояния»;
· систему защиты экономических прав рабочих, предусматривающую: ограничение рабочей недели (до 35-40 часов); улучшение условий труда рабочих; повышение минимальной зарплаты; защиту от неоправданного увольнения; борьбу с безработицей.
· Эффективную систему социального обеспечения, предусматривающую: всеобщее бесплатное образование, равный доступ к которому имеет все население страны, государственную систему всеобщего бесплатного здравоохранения для всех граждан страны; государственную поддержку в форме пенсий и пособий по инвалидности и безработице; государственную помощь по уходу за детьми.
Важный вклад социал-демократии в развитие мировой цивилизации – создание системы «социального государства». Эта система в основном функционирует и тогда, когда социал-демократию сменяют у власти партии консервативной или либеральной ориентации. Система «социального государства» строится с учетом того, что общественный прогресс может обеспечиваться лишь через сотрудничество и партнерство между предпринимателями и наемными работниками. При этом каждой из сторон следует учитывать интересы друг друга. Наемные работники в своем стремлении улучшить экономическое положение не должны переходить границу, за которой у предпринимателей исчезает стимул к хозяйственной деятельности. В свою очередь, предпринимателям следует создавать благоприятные условия (социальные, технологические, образовательные) для оптимального воспроизводства рабочей силы, без которой невозможен экономический прогресс.
Государство координирует отношения между предпринимателями и наемными работниками, обеспечивает социальную защиту всех членов общества, осуществляет функцию обучения граждан новым профессиям, необходимым производству.
Система «социального государства» предотвращает возникновение резкой дифференциации в доходах населения, обеспечивая тем самым социальную стабильность и гармонию в общественных отношениях.
Под воздействием экологических движений социал-демократия в отличие от прежних времен уделяет значительное внимание охране окружающей среды. Многие партии сочетают социально-экономическую деятельность с обеспечением экологических основ существования человека.
О практике западной социал-демократии наглядное представление дает ее «шведская модель». Основные компоненты этой модели таковы:
· равновесие между трудом и капиталом;
· гармонизация производственных отношений, благодаря которой профсоюзы оказываются заинтересованными не столько в государственных субсидиях в те или иные отрасли производства, сколько в эффективной системе переподготовки и перемещения кадров;
· эффективные инструменты проведения экономическойполитики, включающие прогрессивную налоговую систему, поощрение высокой мобильности рабочей силы и стимулирование производства, ориентированных на экспорт;
· укорененность в политической культуре общества таких качеств, как социальный консенсус в отношении существующего строя, прагматизм и конструктивный эгалитаризм.
В рамках общего социально-либерального подхода просматриваются две основные модели развития общества – германская и англосаксонская (британская). Они частично являются объектом дискуссий, частично отражают существующие реалии и определяют пути развития социал-демократии.
Германская модель
Ориентирована на обеспечение участия в управленческих структурах и в принятии решений на всех уровнях не только собственников, но и лиц наемного труда, местных сообществ, потребителей и других заинтересованных групп и организаций. Она основывается на максимально возможном согласовании интересов различных групп населения и отдельных граждан. Такой алгоритм гораздо перспективнее демократического принципа подчинения меньшинства большинству.
Перспектива германской модели – «общество участия» с элементами корпоративизма.
Англосаксонская модель
Англосаксонская модель предполагает доминирующую роль индивида и индивидуализма в системе общественных отношений. Именно с их эволюцией идеологи этой модели связывают перспективы предстоящих системных изменений как в национально-государственных, так и в глобальных масштабах.
Следует отметить, что идеологи данной модели не отождествляют индивидуализм только с сугубо личным интересом, считают, что он должен носить и во многом уже носит институциональный характер. Индивидуализм как бы вписан в систему правовых, экономических и социальных отношений и наполняет их реальным содержанием.
Идеологи англосаксонской модели отвергают коллективизм, отдают предпочтение отношениям между индивидами и территориальными сообществами.
Большое значение придается неполитическим общественным организациям социальной, правозащитной, экологической направленности.
Либеральная идея равенства возможностей индивидов трактуется как «всеобщая включенность», которая позволит создать «общество ответственных, нацеленных на риск индивидов».
Социализм:
Идеи социализма возникли в глубокой древности. Но свое теоретическое и идеологическое оформление социализм получил только в Новое время в работах классиков утопического социализма Т. Мора (1478-1535), Т. Кампанеллы (1568- 1639), Р. Оуэна (1771-1858), Ш. Фурье (1772-1837), А. Сен-Симона (1760-1825).
Они подвергли критике систему капиталистической эксплуатации и сделали вывод о замене его социалистическим общественным устройством. Кроме того, они предвосхитили некоторые принципиальные черты будущего общества, заключавшиеся в: равной для всех обязанности трудиться; огромной роли науки и техники как основы развития производительных сил человека и общества; плановом ведении национального хозяйства; принципе распределения благ по труду, а не по капиталу; в равноправии и развитии женщины и другие.
Но эти мыслители были утопическими социалистами, так как они предлагали нереальные пути перехода к новому общественному строю.
В 40-х годах XIX века К. Маркс и Ф. Энгельс дали научное обоснование идеологии социализма. На базе учения Маркса и Энгельса сформировалось крупное идеологическое течение марксизм, которое стало идеологией пролетариата. Он доказывал неизбежность социалистической революции, предпосылки которой возникают с развитием капитализма. При капитализме растет пролетариат, который, совершив революцию и создав государство диктатуры пролетариата, построит общество социальной справедливости.
Существует дихотомия «социализм – капитализм». Социалистической идее уже пять сотен лет. Под обаянием социализма находились лучшие умы человечества. Столько же лет либеральным концепциям. Полемика продолжается и по сей день.
Американский издатель, бизнесмен и политик, Стив Форбс выпустил книгу «Как капитализм спасёт нас», где он уверяет, что «свободные рынки» – это лучшее лекарство от всех напастей. А немногим ранее немецкий социалист, государственный и политический деятель Оскар Лафонтен написал ставшую знаменитой книгу под символичным названием «Сердце бьется слева», где он убедительно обосновал, что превращение всех сфер жизни в прибыльные рынки прямиком ведет человечество в тупик.
Таким образом, за понятиями «социализм» и «капитализм» стоят разные мировоззренческие позиции, разные представления об общественном идеале. Раскритикованный советский социализм в свое время был серьезнейшим политическим вызовом тем государствам, которые теперь принято называть развитыми. Правящему классу этих стран пришлось не на словах, а на деле обеспечивать своим гражданам социальные гарантии, сопоставимые с советскими, выравнивать доходы различных групп населения. В Западной Европе стали широко распространяться социалистические идеи. Во многих странах социалисты находились у власти десятилетиями, добившись на практике стандартов так называемого «государства всеобщего благосостояния».
После распада СССР идеологическая конкуренция в западной политической культуре была фактически устранена. А идеологи либерализма договорились до того, что социализм, якобы, препятствовал развитию европейского общества. И сегодня приходится слышать, что после падения Берлинской стены и распада СССР с социализмом покончено. Что это тупиковый путь в социальной эволюции. Известный политолог-либерал Френсис Фукуяма (автор нашумевшей статьи «Конец истории?» (1989), а затем книги «Конец истории и последний человек» (1992) писал в своей статье: «Триумф Запада, западной идеи очевиден, и, прежде всего, потому, что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив».
Во второй половине 90-х годов левые партии пришли к власти в Великобритании, Франции, Италии, Германии. После 1998 года в 9 из 15 стран Евросоюза правительства возглавляли социалисты или социал-демократы.
В конце XX – начале XXI века социалистические идеи активно поддержала Латинская Америка. В истории континента никогда еще не было случая, чтобы левые правительства одновременно находились у власти в таком количестве стран. Спектр новых идей очень широк – от умеренных в Аргентине и Чили, до леворадикальных – в Венесуэле и Боливии. Основная идея латиноамериканского социализма – это общенародная собственность на ресурсы и активное противостояние доктрине Монро, открывающей простор для вмешательства США в дела латиноамериканских стран. «Боливарианская альтернатива», объединившая ряд латиноамериканских государств, стала важным политическим фактором мировой политики.
Активизировались и более радикальные левые движения в Европе. На парламентских выборах в Германии 2009 г., где существует одна из лучших в мире систем социальных гарантий, и где социал-демократы на последних выборах в Бундестаг проиграли Христианским демократам, марксистская «Левая партия» получила 12% голосов избирателей.
Мир социализма многообразен, поскольку всегда открыт для новых идей. В настоящее время широко известны такие направления социалистической и социал-демократической мысли как «новый лейборизм» в Англии, «новая середина» в Германии, «либеральный социализм» в Италии, модернизированный «функциональный социализм» в Швеции, нынешнее общеевропейское движение прогрессистов. Ориентируясь на многообразие, Социнтерн еще в 1989 году принял «Стокгольмскую декларацию», в которой подтвердил, что движение социал-демократических партий к справедливому, свободному и солидарному обществу остается неизменным. Однако «дорога» к такому обществу может быть разной.
Социалистические, социал-демократические и рабочие партии объединены в Социалистический Интернационал.
В 2009 году членами Социнтерна являлись 156 партий из 126 стран, в том числе 116 партий являются полноправными членами и имеют решающий голос, у 26 организаций статус консультативных членов с правом совещательного голоса и 14 партий являются наблюдателями. Старейший член Социнтерна — Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Россию в организации с 2007 года представляет в качестве наблюдателя, партия Справедливая Россия.
Социнтерн является одним из основных разработчиков концепции устойчивого развития общества. В рамках этой концепции сформулированы конкретные требования к экономическому росту, распределению доходов общества, к социальной политике, к оценкам внешних воздействий на окружающую среду, к участию населения в принятии государственных решений. В основу концепции положен принцип равных возможностей для всех будущих поколений.
Коммунизм:
Мировое коммунистическое движение возникло под непосредственным воздействием Великой Октябрьской социалистической революции. В становлении и укреплении его рядов первостепенная заслуга принадлежит В.И. Ленину. Мировое коммунистическое движение прошло сложный путь развития. Были на этом пути блестящие успехи и досадные ошибки, подъемы и спады, возникали критические ситуации. Но МКД выдержало испытание временем.
В 1919 году под руководством В.И. Ленина был создан Коммунистический Интернационал (Коминтерн). В 1922 году коммунистические и рабочие партии действовали в 37 странах, к концу Второй мировой войны – в 69 странах, в 1969 году – в 88, в 1982 году – в 95, а к началу 20-го века в 100 странах мира. Общая численность коммунистов в мире к началу 90-х годов ХХ-го века превысила 80 миллионов человек, в том числе КПСС объединяла свыше 19 миллионов коммунистов.
По состоянию на 1 мая 2009 года, после распада СССР в конце 1991 года, состоялось 10 международных встреч коммунистических и рабочих партий. 10-я встреча проводилась в Сан-Паулу (Бразилия). В ней принимали участие 65 партий из 50 стран мира. Выработан манифест «Альтернатива – социализм!», в котором утверждается: «Социализм – единственная альтернатива, ведущая к настоящей и полной независимости народов и утверждению прав рабочих, единственная возможность положить конец разрушительным капиталистическим кризисам».
Список литературы:
1) Аронсон О.В. Грубый коммунизм, или Этика праздности // Vox. Философский журнал [Электронный ресурс] http://www.intelros.ru/pdf/vox/2015_18/Vox18-AronsonO.pdf
2) Сейерс Ш. Идея коммунизма // Научный ежегодник ИФиП УрО.. 2017. Том 17. // [Электронный ресурс] http://www.ifp.uran.ru/netcat_files/653/696/70f8390030d21e1b3c8801fc8cad6680
3) Балобанов Я.В. Содержание понятия и основные ориентиры современной социал-демократии // Вестник Удмуртского университета. 2011. Вып. 4 [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ponyatiya-i-osnovnye-orientiry-sovremennoy-sotsial-demokratii/viewer
4) Миронов С. М. Социалистическая идеология в современном мире. Социализм в России // [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialisticheskaya-ideologiya-v-sovremennom-mire-sotsializm-i-rossiya/viewer
5) Работяжев Н.В. Европейская социал-демократия в поисках адаптации к меняющемуся миру // [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskaya-sotsial-demokratiya-v-poiskah-adaptatsii-k-menyayuschemusya-miru/viewer
6) Вилков А.А. Основные тенденции в эволюции социал-демократии на Западе и в России // [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-evolyutsii-sotsial-demokratii-na-zapade-i-v-rossii/viewer
7) «Коммунизмы» // [Электронный ресурс] https://bookscafe.net/download/levyy_povorot_10_2003_g_gazeta_mrp-kommunizmy-166482.epub
8) Баранов Н. Политическая идеология социал-демократии // [Электронный ресурс] https://www.nicbar.ru/politology/study/kurs-politicheskie-ideologii/163-lektsiya-7-politicheskaya-ideologiya-sotsial-demokratii
9) Кручинина Н.А. Британские политические традиции: либерализм, консерватизм, социализм // курс лекций: [учеб. пособие] / Н. А. К ручинина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун-та, 2014. — 168 с.
10) Кабе Э. Путешествие в Икарию // [Электронный ресурс] http://istmat.info/files/uploads/28569/cabet_icarie.pdf
Приложение 1.
КАРЛ ГЕНРИХ МАРКС – немецкий философ, экономист, основоположник научного коммунизма, родился 5 мая 1818 года в городе Трире провинции Рейн Пруссии (ныне территория Германии) в семье адвоката.
В 1835 году по окончании Трирской гимназии Маркс стал студентом сначала Боннского, затем Берлинского университета, где изучал, преимущественно, философию и историю. В апреле 1842 года он получил степень доктора философии за диссертацию о различиях между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура.
В 1840-х годах он увлекался гегелевской философией, затем философией Фейербаха, экономическими теориями Адама Смита и Давида Рикардо, различными социалистическими учениями.
С 1842 по 1843 год он был редактором оппозиционной "Рейнской газеты" в Кельне. В октябре 1843 года Маркс переехал в Париж для издания общественно-политического журнала "Немецко-французский ежегодник", единственный (двойной) номер которого вышел в феврале 1844 года. Вскоре увлекся коммунистическими идеями и написал несколько работ, известных как "Экономическо-философские рукописи 1844 года".
В сентябре 1844 года Карл Маркс познакомился с Фридрихом Энгельсом, в соавторстве с которым он написал ряд своих главных трудов. В 1859 году Маркс опубликовал свою первую книгу "Критика политической экономии".
В 1863-1865 годах Маркс создал новую рукопись по экономике, состоящую из трех теоретических книг. На ее основе был подготовлен и издан в сентябре 1867 годах первый том "Капитала". Над последующими томами он работал до конца жизни. Второй и третий том вышли уже после его смерти — в 1885 году и в 1894 году соответственно.
В 1875 году он написал "Критику Готской программы", в которой развил дальше учение о диктатуре пролетариата, обосновал положения о переходном периоде от капитализма к социализму, о двух фазах коммунистического общества.
С 1864 года Маркс начал деятельность в Международном товариществе рабочих, более известном как 1-й Интернационал.
14 марта 1883 года он скончался в Лондоне.
Приложение 2.
Фридрих Энгельс - крупнейший немецкий общественно-политический деятель, философ, соратник Карла Маркса, один из создателей марксизма - родился в Пруссии, г.Бармен 28 ноября 1820 г. в обеспеченной семье фабриканта, занятого в текстильной промышленности.
Отучившись в местной школе, он в 1834 г. поступил в гимназию Эльберфельда и ушел из нее в сентябре 1837 г. раньше положенного срока: отец захотел, чтобы сын приступил к изучению коммерции и поработал у него продавцом. Торговое образование Фридрих получал в г. Бремен с лета 1838 г. по весну 1841 г. В это время появляются его первые статьи: он подрабатывал корреспондентом в местных газетах.
Осенью 1841 г. Энгельс был направлен в Берлин на военную службу и параллельно слушал лекции в университете, уделял много времени занятиям философией и примкнул к кружку младогегельянцев. На его счету уже был целый ряд литературно-публицистических и поэтических сочинений. Осенью 1842 г., окончив служить, Энгельс уехал в Манчестер на фабрику, одним из владельцев которой являлся отец. Проездом он побывал в Кельне, где в редакции «Рейнской газеты» повстречался с Карлом Марксом, однако тогда их знакомство не получило продолжения.
Пребывание в Англии оказало на формирование мировоззрения Энгельса огромное влияние. Здесь он вступает в ряды чартистов, пишет статьи для их печатных органов, в 1844г. его публикации начинают появляться в Немецко-Французском Ежегоднике, издателями которого были К. Маркс и А. Руге.
С апреля по сентябрь 1848 г. Энгельс проживал в немецком Кельне, после чего в очередной раз вынужден был уехать из Германии и поселиться в швейцарской Лозанне, где не перестает участвовать в рабочем движении и писать для «Новой Рейнской газеты».
В 1851 г. Фридрих Энгельс вплотную приступает к углубленному изучению военной теории, что позволило ему разработать военную стратегию пролетарской партии и издать целый ряд статей и заметок, посвященных войнам и военным вопросам. В 1873 г. начинается работа над главным трудом в сфере естествознания - «Диалектика природы». Энгельс работал над ним до 1883 г., делая большие перерывы, но работа так и осталась незавершенной. Он являлся одним из руководителей организованного в сентябре 1864 г. Международного товарищества рабочих, на протяжении многих лет немало делал для того, чтобы социалистические партии Германии, Испании, Франции, США и др. развивались и укрепляли позиции.
5 августа 1895 г., находясь в Лондоне скончался от рака.