Современное левое движение: коммунисты, социалисты, социал-демократы

 

Общим для левых политических партий и движений является неприятие естественных для капиталистической системы механизмов, нацеленность на большую или меньшую корректировку системы в пользу слабых и угнетённых.

Левые в политике являются традиционным наименованием множества политических идеологий и направлений, цель которых состоит в социальном равенстве и улучшении условий жизни не привилегированных слоев общества, либо в полной отмене классового разделения общества.

Левые выступают за ограничение или абсолютную отмену частной собственности. Как правило, они стремятся к учреждению равных условий для всех людей, вне зависимости от этнической, национальной, половой и иной принадлежности. Противоположностью им являются правые. К левым идеологиям относится коммунизм и его ответвления - марксизм, социальный анархизм, социализм (либеральный демократический, реформистский и революционный), социальный либерализм и социал-демократия.

Терминология «правые» и «левые» первоначально была употреблена во французском Национальном собрании периода Великой Французской революции. В нём образовались 3 направления: справа располагались фельяны, являющиеся сторонниками конституционной монархии; в центре расположились жирондисты, являющиеся умеренными сторонниками республики; слева размещались якобинцы, которые выступали за преобразования радикального характера.

В современной практике понятие «социал-демократия» и «демократический социализм» обычно разграничиваются:

социал-демократами называют тех, кто выступает не за разрушение капитализма, а за его совершенствование, в то же время, приверженцы

демократического социализма отрицают капитализм как систему, которая уже не соответствует ровно развития демократии и пытаются перейти к следующей социально-экономической формации, используя демократизацию и реформы.

С другой стороны, социал-демократия граничит с социал-либерализмом, который подчеркивает уравнивание стартовых возможностей в рамках капитализма.

Социал-демократия:

Источники современной социальной демократии берут начало с эпохи ранней Промышленной революции, когда оформилась концепция утопического социализма. Социал-демократия укоренилась в европейской политике после Первой мировой войны и Российской революции 1917 г.

Теоретические основы социал-демократических идей были заложены немецким теоретиком Э. Бернштейном (1850-1932) в работе «Проблемы социализма и задачи социал-демократии» (1899). В ней он обосновал тезис о способности капитализма к саморазвитию и на этой основе осуществил ревизию классического марксизма. Впоследствии многие идеи Бернштейна вошли в политическую доктрину современной социал-демократии, которая была сформулирована на Учредительном конгрессе во Франкфурте-на-Майне в 1951 г. в концепции «демократического социализма».

Популярность идей социал-демократии обусловлена их привлекательностью для широких слоев населения. Социальная политика социал-демократов оказалась плодотворной в таких странах, как Швеция, Австрия, Норвегия и ряде других стран.  

Социал-демократы поддерживают:

· общие принципы социальной справедливости, свободы, равенства и братства;

· защита прав человека;

· принцип равных прав и возможностей (а не только равных возможностей, как в консерватизме);

· политический и идеологический плюрализм;

· социально ориентированную рыночную экономику в противовес абсолютизированному свободному рынку;

· ограниченное государственное регулирование экономики;

· создание эффективных регулятивных механизмов в предпринимательстве в интересах рабочих и мелкого предпринимательства;

· принцип честной торговли;

· равноправие и защита всех форм собственности;

· создание мощного государственного сектора в экономике, конкурирующего на равных с частным;

· национализация стратегически важных предприятий, особенно в военной, аэрокосмической, металлургической, нефтеперерабатывающей промышленности;

· создание «государства общего благосостояния»;

· систему защиты экономических прав рабочих, предусматривающую: ограничение рабочей недели (до 35-40 часов); улучшение условий труда рабочих; повышение минимальной зарплаты; защиту от неоправданного увольнения; борьбу с безработицей.

· Эффективную систему социального обеспечения, предусматривающую: всеобщее бесплатное образование, равный доступ к которому имеет все население страны, государственную систему всеобщего бесплатного здравоохранения для всех граждан страны; государственную поддержку в форме пенсий и пособий по инвалидности и безработице; государственную помощь по уходу за детьми.

Важный вклад социал-демократии в развитие мировой цивили­зации – создание системы «социального государства». Эта система в основном функционирует и тогда, когда социал-демократию сме­няют у власти партии консервативной или либеральной ориентации. Система «социального государства» строится с учетом того, что общественный прогресс может обеспечиваться лишь через сотруд­ничество и партнерство между предпринимателями и наемными ра­ботниками. При этом каждой из сторон следует учитывать интересы друг друга. Наемные работники в своем стремлении улучшить эко­номическое положение не должны переходить границу, за которой у предпринимателей исчезает стимул к хозяйственной деятельности. В свою очередь, предпринимателям следует создавать благоприят­ные условия (социальные, технологические, образовательные) для оптимального воспроизводства рабочей силы, без которой невозмо­жен экономический прогресс.

Государство координирует отношения между предпринимателя­ми и наемными работниками, обеспечивает социальную защиту всех членов общества, осуществляет функцию обучения граждан новым профессиям, необходимым производству.

Система «социального государства» предотвращает возникнове­ние резкой дифференциации в доходах населения, обеспечивая тем самым социальную стабильность и гармонию в общественных от­ношениях.

Под воздействием экологических движений социал-демократия в отличие от прежних времен уделяет значительное внимание охра­не окружающей среды. Многие партии сочетают социально-эконо­мическую деятельность с обеспечением экологических основ суще­ствования человека.

О практике западной социал-демократии наглядное представле­ние дает ее «шведская модель». Основные компоненты этой модели таковы:

· равновесие между трудом и капиталом;

· гармонизация производственных отношений, бла­годаря которой профсоюзы оказываются заинтересованными не столько в государственных субсидиях в те или иные отрасли произ­водства, сколько в эффективной системе переподготовки и переме­щения кадров;

· эффективные инструменты прове­дения экономическойполитики, включающие прогрессивную нало­говую систему, поощрение высокой мобильности рабочей силы и стимулирование производства, ориентированных на экспорт;

· укорененность в политической культуре общества таких качеств, как социальный консенсус в отношении существующего строя, прагматизм и конструктивный эгалитаризм.

В рамках общего социально-либерального подхода просматри­ваются две основные модели развития общества – германская и ан­глосаксонская (британская). Они частично являются объектом дис­куссий, частично отражают существующие реалии и определяют пути развития социал-демократии.

Германская модель

Ориентирована на обеспечение участия в управленческих структурах и в принятии решений на всех уров­нях не только собственников, но и лиц наемного труда, местных со­обществ, потребителей и других заинтересованных групп и органи­заций. Она основывается на максимально возможном согласовании интересов различных групп населения и отдельных граждан. Такой алгоритм гораздо перспективнее демократического принципа под­чинения меньшинства большинству.

Перспектива германской модели – «общество участия» с элементами корпоративизма.

Англосаксонская модель

Англосаксонская модель предполагает доминирующую роль ин­дивида и индивидуализма в системе общественных отношений. Именно с их эволюцией идеологи этой модели связывают перспек­тивы предстоящих системных изменений как в национально-госу­дарственных, так и в глобальных масштабах.

Следует отметить, что идеологи данной модели не отождествля­ют индивидуализм только с сугубо личным интересом, считают, что он должен носить и во многом уже носит институциональный ха­рактер. Индивидуализм как бы вписан в систему правовых, эконо­мических и социальных отношений и наполняет их реальным со­держанием.

Идеологи англосаксонской модели отвергают коллективизм, от­дают предпочтение отношениям между индивидами и территори­альными сообществами.

Большое значение придается неполитическим общественным организациям социальной, правозащитной, экологической направ­ленности.

Либеральная идея равенства возможностей индивидов трактуется как «всеобщая включенность», которая позволит создать «общество ответственных, нацеленных на риск индивидов».

Социализм:

Идеи социализма возникли в глубокой древности. Но свое теоретическое и идеологическое оформление социализм получил только в Новое время в работах классиков утопического социализма Т. Мора (1478-1535), Т. Кампанеллы (1568- 1639), Р. Оуэна (1771-1858), Ш. Фурье (1772-1837), А. Сен-Симона (1760-1825).

Они подвергли критике систему капиталистической эксплуатации и сделали вывод о замене его социалистическим общественным устройством. Кроме того, они предвосхитили некоторые принципиальные черты будущего общества, заключавшиеся в: равной для всех обязанности трудиться; огромной роли науки и техники как основы развития производительных сил человека и общества; плановом ведении национального хозяйства; принципе распределения благ по труду, а не по капиталу; в равноправии и развитии женщины и другие.

Но эти мыслители были утопическими социалистами, так как они предлагали нереальные пути перехода к новому общественному строю.

В 40-х годах XIX века К. Маркс и Ф. Энгельс дали научное обоснование идеологии социализма. На базе учения Маркса и Энгельса сформировалось крупное идеологическое течение марксизм, которое стало идеологией пролетариата. Он доказывал неизбежность социалистической революции, предпосылки которой возникают с развитием капитализма. При капитализме растет пролетариат, который, совершив революцию и создав государство диктатуры пролетариата, построит общество социальной справедливости.

Существует дихотомия «социализм – капитализм». Социалистической идее уже пять сотен лет. Под обаянием социализма находились лучшие умы человечества. Столько же лет либеральным концепциям. Полемика продолжается и по сей день.

Американский издатель, бизнесмен и политик, Стив Форбс выпустил книгу «Как капитализм спасёт нас», где он уверяет, что «свободные рынки» – это лучшее лекарство от всех напастей. А немногим ранее немецкий социалист, государственный и политический деятель Оскар Лафонтен написал ставшую знаменитой книгу под символичным названием «Сердце бьется слева», где он убедительно обосновал, что превращение всех сфер жизни в прибыльные рынки прямиком ведет человечество в тупик.

Таким образом, за понятиями «социализм» и «капитализм» стоят разные мировоззренческие позиции, разные представления об общественном идеале. Раскритикованный советский социализм в свое время был серьезнейшим политическим вызовом тем государствам, которые теперь принято называть развитыми. Правящему классу этих стран пришлось не на словах, а на деле обеспечивать своим гражданам социальные гарантии, сопоставимые с советскими, выравнивать доходы различных групп населения. В Западной Европе стали широко распространяться социалистические идеи. Во многих странах социалисты находились у власти десятилетиями, добившись на практике стандартов так называемого «государства всеобщего благосостояния».

После распада СССР идеологическая конкуренция в западной политической культуре была фактически устранена. А идеологи либерализма договорились до того, что социализм, якобы, препятствовал развитию европейского общества. И сегодня приходится слышать, что после падения Берлинской стены и распада СССР с социализмом покончено. Что это тупиковый путь в социальной эволюции. Известный политолог-либерал Френсис Фукуяма (автор нашумевшей статьи «Конец истории?» (1989), а затем книги «Конец истории и последний человек» (1992) писал в своей статье: «Триумф Запада, западной идеи очевиден, и, прежде всего, потому, что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив».

Во второй половине 90-х годов левые партии пришли к власти в Великобритании, Франции, Италии, Германии. После 1998 года в 9 из 15 стран Евросоюза правительства возглавляли социалисты или социал-демократы.

В конце XX – начале XXI века социалистические идеи активно поддержала Латинская Америка. В истории континента никогда еще не было случая, чтобы левые правительства одновременно находились у власти в таком количестве стран. Спектр новых идей очень широк – от умеренных в Аргентине и Чили, до леворадикальных – в Венесуэле и Боливии. Основная идея латиноамериканского социализма – это общенародная собственность на ресурсы и активное противостояние доктрине Монро, открывающей простор для вмешательства США в дела латиноамериканских стран. «Боливарианская альтернатива», объединившая ряд латиноамериканских государств, стала важным политическим фактором мировой политики.

Активизировались и более радикальные левые движения в Европе. На парламентских выборах в Германии 2009 г., где существует одна из лучших в мире систем социальных гарантий, и где социал-демократы на последних выборах в Бундестаг проиграли Христианским демократам, марксистская «Левая партия» получила 12% голосов избирателей.

Мир социализма многообразен, поскольку всегда открыт для новых идей. В настоящее время широко известны такие направления социалистической и социал-демократической мысли как «новый лейборизм» в Англии, «новая середина» в Германии, «либеральный социализм» в Италии, модернизированный «функциональный социализм» в Швеции, нынешнее общеевропейское движение прогрессистов. Ориентируясь на многообразие, Социнтерн еще в 1989 году принял «Стокгольмскую декларацию», в которой подтвердил, что движение социал-демократических партий к справедливому, свободному и солидарному обществу остается неизменным. Однако «дорога» к такому обществу может быть разной.

Социалистические, социал-демократические и рабочие партии объединены в Социалистический Интернационал.

В 2009 году членами Социнтерна являлись 156 партий из 126 стран, в том числе 116 партий являются полноправными членами и имеют решающий голос, у 26 организаций статус консультативных членов с правом совещательного голо­са и 14 партий являются наблюдателями. Старейший член Социнтерна — Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Россию в организации с 2007 года представляет в качестве наблюдателя, партия Справедливая Россия.

Социнтерн является одним из основных разработчиков концепции устойчивого развития общества. В рамках этой концепции сформулированы конкретные требования к экономическому росту, распределению доходов общества, к социальной политике, к оценкам внешних воздействий на окружающую среду, к участию населения в принятии государственных решений. В основу концепции положен принцип равных возможностей для всех будущих поколений.

Коммунизм:

Мировое коммунистическое движение возникло под непосредственным воздействием Великой Октябрьской социалистической революции. В становлении и укреплении его рядов первостепенная заслуга принадлежит В.И. Ленину. Мировое коммунистическое движение прошло сложный путь развития. Были на этом пути блестящие успехи и досадные ошибки, подъемы и спады, возникали критические ситуации. Но МКД выдержало испытание временем.

В 1919 году под руководством В.И. Ленина был создан Коммунистический Интернационал (Коминтерн). В 1922 году коммунистические и рабочие партии действовали в 37 странах, к концу Второй мировой войны – в 69 странах, в 1969 году – в 88, в 1982 году – в 95, а к началу 20-го века в 100 странах мира. Общая численность коммунистов в мире к началу 90-х годов ХХ-го века превысила 80 миллионов человек, в том числе КПСС объединяла свыше 19 миллионов коммунистов.

По состоянию на 1 мая 2009 года, после распада СССР в конце 1991 года, состоялось 10 международных встреч коммунистических и рабочих партий. 10-я встреча проводилась в Сан-Паулу (Бразилия). В ней принимали участие 65 партий из 50 стран мира. Выработан манифест «Альтернатива – социализм!», в котором утверждается: «Социализм – единственная альтернатива, ведущая к настоящей и полной независимости народов и утверждению прав рабочих, единственная возможность положить конец разрушительным капиталистическим кризисам».

Список литературы:

1) Аронсон О.В. Грубый коммунизм, или Этика праздности // Vox. Философский журнал [Электронный ресурс] http://www.intelros.ru/pdf/vox/2015_18/Vox18-AronsonO.pdf

2) Сейерс Ш. Идея коммунизма // Научный ежегодник ИФиП УрО.. 2017. Том 17. // [Электронный ресурс] http://www.ifp.uran.ru/netcat_files/653/696/70f8390030d21e1b3c8801fc8cad6680

3) Балобанов Я.В. Содержание понятия и основные ориентиры современной социал-демократии // Вестник Удмуртского университета. 2011. Вып. 4 [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ponyatiya-i-osnovnye-orientiry-sovremennoy-sotsial-demokratii/viewer

4) Миронов С. М. Социалистическая идеология в современном мире. Социализм в России // [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialisticheskaya-ideologiya-v-sovremennom-mire-sotsializm-i-rossiya/viewer

5) Работяжев Н.В. Европейская социал-демократия в поисках адаптации к меняющемуся миру // [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskaya-sotsial-demokratiya-v-poiskah-adaptatsii-k-menyayuschemusya-miru/viewer

6) Вилков А.А. Основные тенденции в эволюции социал-демократии на Западе и в России // [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-evolyutsii-sotsial-demokratii-na-zapade-i-v-rossii/viewer

7) «Коммунизмы» // [Электронный ресурс] https://bookscafe.net/download/levyy_povorot_10_2003_g_gazeta_mrp-kommunizmy-166482.epub

8) Баранов Н. Политическая идеология социал-демократии // [Электронный ресурс] https://www.nicbar.ru/politology/study/kurs-politicheskie-ideologii/163-lektsiya-7-politicheskaya-ideologiya-sotsial-demokratii

9) Кручинина Н.А. Британские политические традиции: либерализм, консерватизм, социализм // курс лекций: [учеб. пособие] / Н. А. К ручинина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун-та, 2014. — 168 с.

10) Кабе Э. Путешествие в Икарию // [Электронный ресурс] http://istmat.info/files/uploads/28569/cabet_icarie.pdf

 

 

Приложение 1.

КАРЛ ГЕНРИХ МАРКС – немецкий философ, экономист, основоположник научного коммунизма, родился 5 мая 1818 года в городе Трире провинции Рейн Пруссии (ныне территория Германии) в семье адвоката.

В 1835 году по окончании Трирской гимназии Маркс стал студентом сначала Боннского, затем Берлинского университета, где изучал, преимущественно, философию и историю. В апреле 1842 года он получил степень доктора философии за диссертацию о различиях между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура.

В 1840-х годах он увлекался гегелевской философией, затем философией Фейербаха, экономическими теориями Адама Смита и Давида Рикардо, различными социалистическими учениями.

С 1842 по 1843 год он был редактором оппозиционной "Рейнской газеты" в Кельне. В октябре 1843 года Маркс переехал в Париж для издания общественно-политического журнала "Немецко-французский ежегодник", единственный (двойной) номер которого вышел в феврале 1844 года. Вскоре увлекся коммунистическими идеями и написал несколько работ, известных как "Экономическо-философские рукописи 1844 года".

В сентябре 1844 года Карл Маркс познакомился с Фридрихом Энгельсом, в соавторстве с которым он написал ряд своих главных трудов. В 1859 году Маркс опубликовал свою первую книгу "Критика политической экономии".

В 1863-1865 годах Маркс создал новую рукопись по экономике, состоящую из трех теоретических книг. На ее основе был подготовлен и издан в сентябре 1867 годах первый том "Капитала". Над последующими томами он работал до конца жизни. Второй и третий том вышли уже после его смерти — в 1885 году и в 1894 году соответственно.

В 1875 году он написал "Критику Готской программы", в которой развил дальше учение о диктатуре пролетариата, обосновал положения о переходном периоде от капитализма к социализму, о двух фазах коммунистического общества.

С 1864 года Маркс начал деятельность в Международном товариществе рабочих, более известном как 1-й Интернационал.

14 марта 1883 года он скончался в Лондоне.

 

 

Приложение 2.

Фридрих Энгельс - крупнейший немецкий общественно-политический деятель, философ, соратник Карла Маркса, один из создателей марксизма - родился в Пруссии, г.Бармен 28 ноября 1820 г. в обеспеченной семье фабриканта, занятого в текстильной промышленности.

Отучившись в местной школе, он в 1834 г. поступил в гимназию Эльберфельда и ушел из нее в сентябре 1837 г. раньше положенного срока: отец захотел, чтобы сын приступил к изучению коммерции и поработал у него продавцом. Торговое образование Фридрих получал в г. Бремен с лета 1838 г. по весну 1841 г. В это время появляются его первые статьи: он подрабатывал корреспондентом в местных газетах.

Осенью 1841 г. Энгельс был направлен в Берлин на военную службу и параллельно слушал лекции в университете, уделял много времени занятиям философией и примкнул к кружку младогегельянцев. На его счету уже был целый ряд литературно-публицистических и поэтических сочинений. Осенью 1842 г., окончив служить, Энгельс уехал в Манчестер на фабрику, одним из владельцев которой являлся отец. Проездом он побывал в Кельне, где в редакции «Рейнской газеты» повстречался с Карлом Марксом, однако тогда их знакомство не получило продолжения.

Пребывание в Англии оказало на формирование мировоззрения Энгельса огромное влияние. Здесь он вступает в ряды чартистов, пишет статьи для их печатных органов, в 1844г. его публикации начинают появляться в Немецко-Французском Ежегоднике, издателями которого были К. Маркс и А. Руге.

С апреля по сентябрь 1848 г. Энгельс проживал в немецком Кельне, после чего в очередной раз вынужден был уехать из Германии и поселиться в швейцарской Лозанне, где не перестает участвовать в рабочем движении и писать для «Новой Рейнской газеты».

В 1851 г. Фридрих Энгельс вплотную приступает к углубленному изучению военной теории, что позволило ему разработать военную стратегию пролетарской партии и издать целый ряд статей и заметок, посвященных войнам и военным вопросам. В 1873 г. начинается работа над главным трудом в сфере естествознания - «Диалектика природы». Энгельс работал над ним до 1883 г., делая большие перерывы, но работа так и осталась незавершенной. Он являлся одним из руководителей организованного в сентябре 1864 г. Международного товарищества рабочих, на протяжении многих лет немало делал для того, чтобы социалистические партии Германии, Испании, Франции, США и др. развивались и укрепляли позиции.

5 августа 1895 г., находясь в Лондоне скончался от рака.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: