Методическая разработка урока по ОБЖ в 7 классе
Тема: «Чрезвычайные ситуации природного характера»
Цели урока:
- В предметном направлении:
· дать знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;
· познакомить с влиянием последствий ЧС на безопасность личности, общества и государства.
- В метапредметном направлении:
· научить анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
· обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
· выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека.
- В направлении личностного развития:
· развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних угроз;
· формирование потребности осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
- формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
|
|
- овладение обучающимися навыками самостоятельного определения безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими во время и при ликвидации последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.
Оборудование и материалы к уроку:
1. Презентация «ЧС природного характера».
2. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
- Плакаты и стенды «ЧС природного характера и действия при ЧС природного характера»
- Набор фильмов с ЧС природного характера
- Учебник ОБЖ, 7 класс, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников
Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Приветствие с учащимися. Психологический настрой учащихся на урок | Приветствие с учителем. Настраиваются на урок. |
Проверка домашнего задания | Беседует с учащимися об оболочках или сферах Земли. | Рассказывают о литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. |
Подготовка к усвоению новых знаний | Учитель предлагает посмотреть отрывки учебных фильмов по ЧС природного характера и задаёт вопросы, что это за явления, где они происходят и какую опасность они несут. После разговора с учащимися называет тему урока | Учащиеся смотрят фильм, анализируют увиденное, обобщают, сравнивают, выявляют причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека |
Изучение нового материала | Даёт определения (работа с учебником). Знакомит с классификацией ЧС природного характера (просмотр презентации). | Работают с учебником. Делают записи в рабочей тетради- определения и классификация. |
Анализ и самоанализ урока. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Учитель вместе с учащимися делает вывод и оценивает деятельность учеников на уроке. Выставляет оценки в журнал. | Анализируют свою работу на уроке и оценивают результат своей деятельности. |
Домашнее задание | Учитель просит подготовиться к ответу по определениям и классификации ЧС | Учащиеся записывают задание в дневник |
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.
|
|
Методы и приемы:
- словесные методы – беседа, учебная дискуссия, рассказ-повествование, рассказ-заключение, объяснение;
- наглядные методы – метод иллюстраций, метод демонстраций, видеометод;
- инновационные методы – синектика (коллективная творческая деятельность);
- метод самостоятельной работы по усвоению нового материала – конспектирование;
- метод закрепления изученного материала – закрепляющая беседа.
Формы организации работы на уроке: коллективная работа, самостоятельная работа.
Средства обучения:
- материальные – учебная литература, плакаты, учебное оборудование, технические средства обучения;
- идеальные – вербальные и символьные заменители материальных объектов, усвоенные знания.
Материальные и идеальные средства обучения используются в совокупности, взаимно дополняя друг друга. Поэтому граница между ними часто бывает условной: материальный объект может быть описан словами, а мысль или образ могут быть переведены в материальную форму. При этом материальные средства обучения возбуждают интерес, привлекают внимание и незаменимы при отработке практических действий, идеальные – помогают понять сущность процессов и явлений, запомнить, описать и объяснить их, постичь логику рассуждений, выработать культуру речи, развить интеллект.
Средства обучения и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи между собой.
Данное занятие соответствует требованиям ФГОС.
Текст методической разработки
Организационный момент.
Приготовились к уроку. Здравствуйте, садитесь. Дежурные назовите отсутствующих.
2.Проверка Домашнего Задания – беседа с учащимися
Учитель: из курса географии вы должны помнить, что Земля – это небольшое космическое тело. Она состоит из нескольких оболочек, или сфер. Какие это сферы?
Учащиеся отвечают:
- литосфера – земная кора и верхняя часть мантии;
- атмосфера – самая верхняя, газовая оболочка, она самая лёгкая и наиболее подвижная оболочка и находится в непрерывном взаимодействии с остальными оболочками;
- гидросфера – все воды Земли, находящиеся в жидком, твёрдом и газообразном состоянии;
- биосфера – это область существования и жизнедеятельности всех живых организмов, она охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.
Учитель обобщает и вместе с учащимися подводит итог:
в этих оболочках происходят различные круговороты веществ и энергии. Все они характеризуют жизнь нашей планеты в процессе её развития и сопровождаются различными природными явлениями, оказывающими существенное влияние на безопасность жизнедеятельности человека.
На территории России наблюдается более 30 видов опасных природных явлений.
Подготовка к усвоению новых знаний
Учитель показывает несколько видеофрагментов со стихийными бедствиями. После просмотра идёт обсуждение: что это за природные явления, почему они могли возникнуть, какие ожидаются последствия, возникает ли угроза жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, угроза уничтожения материальных ценностей.
Вывод: чрезвычайные ситуации могут иметь различное происхождение, что и стало основой классификации; но все они несут разрушения и угрозу человеку.
|
|
Сегодня мы познакомимся с классификацией чрезвычайных ситуаций, а на последующих уроках будем подробно изучать каждое явление и особенно действия при том или ином стихийном бедствии.