Подготовка к усвоению новых знаний

Методическая разработка урока по ОБЖ в 7 классе

Тема: «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Цели урока:

- В предметном направлении:

· дать знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;

· познакомить с влиянием последствий ЧС на безопасность личности, общества и государства.     

- В метапредметном направлении:

· научить анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

· обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

· выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека.   

- В направлении личностного развития:

· развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних угроз;

· формирование потребности осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.


Задачи:

 

- формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

- овладение обучающимися навыками самостоятельного определения безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование умений взаимодействовать с окружающими во время и при ликвидации последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.

Оборудование и материалы к уроку:

1. Презентация «ЧС природного характера».

2.  Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

  1.  Плакаты и стенды «ЧС природного характера и действия при ЧС природного характера»

 

  1. Набор фильмов с ЧС природного характера
  2. Учебник ОБЖ, 7 класс, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников

 


Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.

Этапы урока   Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент   Приветствие с учащимися. Психологический настрой учащихся на урок Приветствие с учителем. Настраиваются на урок.
Проверка домашнего задания Беседует с учащимися об оболочках или сферах Земли.   Рассказывают о литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере.
Подготовка к усвоению новых знаний Учитель предлагает посмотреть отрывки учебных фильмов по ЧС природного характера и задаёт вопросы, что это за явления, где они происходят и какую опасность они несут. После разговора с учащимися называет тему урока Учащиеся смотрят фильм, анализируют увиденное, обобщают, сравнивают, выявляют причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека
Изучение нового материала Даёт определения (работа с учебником). Знакомит с классификацией ЧС природного характера (просмотр презентации). Работают с учебником. Делают записи в рабочей тетради- определения и классификация.
Анализ и самоанализ урока. Подведение итогов урока. Рефлексия. Учитель вместе с учащимися делает вывод и оценивает деятельность учеников на уроке. Выставляет оценки в журнал. Анализируют свою работу на уроке и оценивают результат своей деятельности.
Домашнее задание Учитель просит подготовиться к ответу по определениям и классификации ЧС Учащиеся записывают задание в дневник


Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.

Методы и приемы:

- словесные методы – беседа, учебная дискуссия, рассказ-повествование, рассказ-заключение, объяснение;

- наглядные методы – метод иллюстраций, метод демонстраций, видеометод;

- инновационные методы – синектика (коллективная творческая деятельность);

- метод самостоятельной работы по усвоению нового материала – конспектирование;

- метод закрепления изученного материала – закрепляющая беседа.

Формы организации работы на уроке: коллективная работа, самостоятельная работа.

Средства обучения:

- материальные – учебная литература, плакаты, учебное оборудование, технические средства обучения;

- идеальные – вербальные и символьные заменители материальных объектов, усвоенные знания.

Материальные и идеальные средства обучения используются в совокупности, взаимно дополняя друг друга. Поэтому граница между ними часто бывает условной: материальный объект может быть описан словами, а мысль или образ могут быть переведены в материальную форму. При этом материальные средства обучения возбуждают интерес, привлекают внимание и незаменимы при отработке практических действий, идеальные – помогают понять сущность процессов и явлений, запомнить, описать и объяснить их, постичь логику рассуждений, выработать культуру речи, развить интеллект.

Средства обучения и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Данное занятие соответствует требованиям ФГОС.

Текст методической разработки

Организационный момент.

Приготовились к уроку. Здравствуйте, садитесь. Дежурные назовите отсутствующих.

2.Проверка Домашнего Задания беседа с учащимися

Учитель: из курса географии вы должны помнить, что Земля – это небольшое космическое тело. Она состоит из нескольких оболочек, или сфер. Какие это сферы?

Учащиеся отвечают:

- литосфера земная кора и верхняя часть мантии;

- атмосфера – самая верхняя, газовая оболочка, она самая лёгкая и наиболее подвижная оболочка и находится в непрерывном взаимодействии с остальными оболочками;

- гидросфера – все воды Земли, находящиеся в жидком, твёрдом и газообразном состоянии;

- биосфера – это область существования и жизнедеятельности всех живых организмов, она охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Учитель обобщает и вместе с учащимися подводит итог:

в этих оболочках происходят различные круговороты веществ и энергии. Все они характеризуют жизнь нашей планеты в процессе её развития и сопровождаются различными природными явлениями, оказывающими существенное влияние на безопасность жизнедеятельности человека.

На территории России наблюдается более 30 видов опасных природных явлений.

Подготовка к усвоению новых знаний

Учитель показывает несколько видеофрагментов со стихийными бедствиями. После просмотра идёт обсуждение: что это за природные явления, почему они могли возникнуть, какие ожидаются последствия, возникает ли угроза жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, угроза уничтожения материальных ценностей.

Вывод: чрезвычайные ситуации могут иметь различное происхождение, что и стало основой классификации; но все они несут разрушения и угрозу человеку.

Сегодня мы познакомимся с классификацией чрезвычайных ситуаций, а на последующих уроках будем подробно изучать каждое явление и особенно действия при том или ином стихийном бедствии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: