Тема. Фантастический мир в рассказе С.Лукьяненко «Чужая боль».
Сценарий урока.
I. Мотивация учебной деятельности.
Мы забываем про реальный мир,
Очередную книгу открывая,
И в мир художественный проникаем,
И попадаем на войну иль пир.
Видеоролик 1 (фрагмент фильма «Сталинград»)
- Что чувствуют герои этого сюжета? (страх, ужас, слово «боль» – на доску)
- Сейчас вы увидите 2-ой фрагмент, постарайтесь подобрать одно слово-ассоциацию. Что это?
Видеоролик 2. (фрагмент компьютерной игры) (слово «игра» – на доску).
- Боль и игра. Почему они окрашены в разные цвета?
(Боль и игра – понятия несовместимые. Боль – это жизнь реальная, игра – жизнь вымышленная).
- В вашей жизни присутствуют игры?
А назовем урок так …. Когда чужая боль мне будет как своя (по рассказу писателя-фантаста С.Лукьяненко).
- Какие цели вы ставите перед собой?
Цель:
· узнать сведения о жизни и творчестве Сергея Лукьяненко;
· углубить знания о рассказе;
· понять смысл названия рассказа С.Лукьяненко «Чужая боль» и определить проблематику рассказа;
|
|
· выявить свое отношение к проблемам, поднятым в рассказе.
II. Актуализация опорных знаний.
Теоретическая разминка.
Выберите правильный ответ или ответы.
1. Рассказ – это…
а) лиро-эпический жанр, для которого характерно наличие сюжета и образа лирического героя;
б) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека;
в) устное повествование о реальных лицах и достоверных событиях, одна из разновидностей народного творчества.
2. Для рассказа характерно….
а) наличие сюжета;
б) стихотворная форма повествования;
в) малое количество героев.
3. Рассказ может быть…
а) сатирическим;
б) юмористическим;
в) о любви.
Установите соответствие.
4. Сюжет – это… а) построение произведения.
5. Композиция – это… б) совокупность поставленных автором в
произведении проблем
6. Идея – это … в) ряд событий, описанных в художественном
произведении
7. Проблематика – это г) основная мысль художественного произведения
2. Работа в группах. (Время работы – 5 минут)
· Группа 1. Что я знаю о С.Лукьяненко?
На основе подобранного дома материала составьте краткий рассказ о С.Лукьяненко. Информацию оформите в виде кластера.
· Группа 2. Что мне расскажет словарь?
Пользуясь словарем С.Ожегова, дайте определение фантастики. В чем особенность научной фантастики?
· Группа 3. География произведения.
Объясните, что обозначают географические названия, упоминающиеся в рассказе С.Лукьяненко «Чужая боль». За помощью обратитесь к материалам Википедии.
· Группа 4. Сюжетная путаница.
|
|
Пользуясь фрагментами рассказа, восстановите сюжетную линию, разделив рассказ на 2 части.
· Группа 5. Творческая лаборатория.
Подберите ассоциативные поля к словам игра и убийство.
Используя карточку-информатор, объясните значение выражения чужая боль.
III. Работа над темой урока.
Группа отвечает, получает за ответ сердечки.
Сведения о Лукьяненко.
- Что узнали о писателе?
2. Понятие о фантастике, научной фантастике.
ФАНТАСТИКА, -и, ж. 1. То, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле. 2. Литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события. Научная ф. (в литературе, кинематографе: моделирующая события далекого будущего на основе достижений науки и техники). 3. Что-н. невообразимое, невозможное (разг.). Найти друг друга через столько лет!
Запись в тетрадь.
Научная фантастика — жанр литературы, который основывается на фантастических допущениях в области науки и техники.
Темы научно-фантастических произведений — новые открытия, изобретения, неизвестные науке факты, исследования космоса и путешествия во времени.
- Докажите, что «Чужая боль» - это научно-фантастический рассказ.
- Найдите в тексте элементы научной фантастики, что доказывает, что перед нами будущее.
Сюжетная линия. Работаем с текстом.
Игра.
«Она спускалась по горному склону. Легче ветра, быстрее стрелы...»
- Как звали девушку?
«Он еще раз порадовался тому, как удачно выбрал место для засады: в тени густых, старых деревьев, на противоположном склоне, невидимый для нее…»
- Как зовут героя?
«Ему вдруг представилось то, что сейчас случится. Огненный факел, летящий вниз, тяжело натыкающийся на камни...»
-А что должно случиться?
«Камень дернулся, раскололся на куски, разлетелся неторопливым, увесистым градом. А из центра этого града ударила молния — точный, неотвратимый выстрел.»
"Боль... Выключить боль..."
"Почему я не убираю боль?"
– Кому больно? – Кто выстрелил?
После игры.
«...Она пила чай на веранде.»
Обратите внимание: после причиненной боли, после убийства!!!
«Он долго мылся, прямо в саду, под самодельным душем.»
«— Давай поговорим…
— Зачем ты это сделал!...
— Ты не убрал боль…..
— Это было мерзко! Такой крик...»
- Слышно ли сочувствие в словах героини?
«— Помнишь, что ты натворил в Майданеке?»
- Что случилось в Майданеке?
«Холодный металл, забытый ею на стуле, обжег руку. Он поймал белое платье в полукруг прицепа. Затаил дыхание. И нажал на спуск.»
- Чем закончился рассказ? – Кто убил героя?
- Как вы бы озаглавили части рассказа?
- Какой еще рассказ также композиционно делится на 2 части
Эвристическая беседа.
- Что отличает мир, изображенный Лукьяненко, от нашего современного мира?
- Люди обрели бессмертие, чем они занимаются?
- В какие игры они играют?
- У вас не возникает никакого вопроса, который хочется задать этим людям? (Почему они играют в такие игры, почему люди играют в убийство – проблемный вопрос – запись в тетрадь).
- Как бы вы ответили на этот вопрос?
- В каких местах происходит игра?
География произведения.
Майда́нек — лагерь смерти Третьего рейха на окраине польского города Люблин.
Перл-Ха́рбор [1][2], Пёрл-Ха́рбор — гавань на острове Гавайи. Большая часть гавани и прилегающих территорий заняты центральной базой тихоокеанского флота военно-морских сил США.
7 декабря 1941 года Япония совершила нападение на Перл-Харбор, что послужило поводом вступления США во Вторую мировую войну.
Битва на Курской дуге является одним из ключевых сражений Второй мировой войны и Великой Отечественной войны.
|
|
Хироси́ма — город в Японии. Также известен как первый город в мире, который был подвергнут ядерной бомбардировке.
Концентрацио́нный ла́герь и ла́герь сме́рти Осве́нцим в 60 км к западу от Кракова.
Хаты́нь — деревня в Белоруссии, уничтоженная 22 марта 1943 года карательным отрядом в качестве мести за убийство нескольких немецких военнослужащих[1].
Ма́ссовое уби́йство в Сонгми́ — военное преступление, совершённое солдатами Армии США в деревенской общине Милай получило мировую известность в 1969 году в ходе войны во Вьетнаме
Это места, где произошли преступления против человечества.
- Можно ли играть в таких местах?