Петька на даче» Л. Андреева: социальная заостренность, реалистичность изображения, психологизм в изображении персонажей, особенности композиции

Рассказ Леонида Андреева «Петька на даче» - это печальная история о ребенке, у которого нет детства. Писатель своим произведением хотел обратить внимание общественности на проблемы детей из бедных семей. Их часто отдавали работать с раннего возраста – тем самым лишая детства.

 

Главный герой – мальчик 10 лет по имени Петька. Его мать Надежда отдала его в ученики к суровому парикмахеру Осипу Абрамовичу. Она надеялась, что там ее сын сможет освоить профессию и потом станет для нее опорой.

 

В душной парикмахерской не было ничего интересного, а только рутинный труд. У детей не было ни выходных, ни даже праздников. Заведение находилось в неблагополучном районе: за окном постоянно кричали пьяные люди и часто случались драки. Петька очень мечтал уехать в какое-нибудь другое место, подальше от парикмахерской и Осипа Абрамовича.

 

У главного героя был приятель – Николка. Он был старше Петьки на три года и считал себя опытным. Николка не просто наблюдал за происходящим хаосом вокруг, как младший друг, но уже сам бранился и сочинял вульгарные истории.

 

Портретная характеристика Петьки вначале рассказа удручающая. Руки у мальчика худые и грязные, все в струпьях. Особое внимание автор обращает на глаза героя. Они всегда были сонными, хотя Петька немало спал, но всегда хотел больше спать. Это намек на то, что ребенок хотел отстраниться от серой действительности и единственным спасением стал сон. Возле глаз у Петьки уже прорезались тонкие морщинки, которые делали его похожим на состарившегося карлика.

 

Образ главного героя, несомненно, вызывает жалость. Но таким он был только тогда, когда ребенок находился в городе. Его образ меняется после того, как он приезжает на дачу.

 

Переломный момент в рассказе случается тогда, когда Надежда говорит сыну, что отвезет его на дачу. Ее туда пригласили в качестве кухарки. Петя не знал, что такое дача, но был уверен, что там ему будет лучше, чем в парикмахерской. Он вел себя нетерпеливо и оживленно, не мог усидеть на месте, пока они ехали в поезде на дачу.

 

Дача очень удивила Петьку своей необычной тихой красотой. Голубые небеса, белые облака, чистая река, красивые лица и такая гармония вокруг! Да, природа дачи очень отличалась от серости и безобразности его города. Петька понял, что нашел то лучшее место, где хотел бы остаться.

 

Образ героя меняется: морщины на лице разглаживаются, в глазах появляется оживленность. Теперь Петя не вызывает жалости, потому что он счастлив.

 

Но, как только герой привык к даче и начал забывать о парикмахерской, пришло письмо с вызовом в город. Надежда с горечью сообщила сыну, что надо ехать домой. Мальчик не сразу понял, что это значит, и почему он должен уезжать, ведь он уже нашел то самое лучшее место. Потом пришло осознание действительности, и герой закричал, словно раненый зверь. Хозяин дачи проявил сочувствие к мальчику, но ничего для него не сделал.

 

Петя ехал в поезде молча, смирившись с тем, что вернется в парикмахерскую. Город равнодушно проглотил свою маленькую жертву.

Характеристика главных героев рассказа Леонида Николаевича Андреева " Петька на даче ".

 

Петька - мальчик лет десяти, самый маленький служащий парикмахерской Осипа Абрамовича, у которого он работает три года без единого выходного дня. Худенький ребёнок с морщинками на лице и со стриженной головой, на какой образовались непонятого вида отвратительные струпья; страшно грязный и вечно сонный, безразлично взирающий на окружающий мир. На даче он постепенно превращается в обычного мальчугана, которому всё вокруг интересно, и это незамедлительно отразилось и на его внешности - прибавил в весе, морщинки исчезли, а купание в речке по пять раз на день, наверняка смыло всю грязь.

Николка - невысокий тринадцатилетний подросток, какой так же, как и Петька находился в услужении у Осипа Абрамовича. Сирота. Должен был вот-вот получить повышение - стать подмастерьем. Поэтому старался вести себя так, как взрослые того круга, с которыми он общался в данном третьеразрядном заведении - курил и сплёвывал через зубы, ругался и сочинял различные небылицы о своих похождениях с подмастерьями - Прокопием и Михайлом. Однако оставаясь один на один с Петькой, мальчик становился попроще, и часто ему рассказывал об особенностях мужских причёсок. А то с какой тоской он смотрел на нетерпеливо тянущего за руку свою мать Петьку, когда она забирала его в Царицыно, говорит о том, что он тоже в душе ещё ребёнок, и мечтает хоть на несколько дней вырваться из оного мрачного, унылого места.

кухарка Надежда - мать Петьки. Одинокая женщина, которая считала своего сына дурачком, но всё же надеялась, что он когда-нибудь сможет стать парикмахером, и будет заботиться о ней в старости. Любила ли она своего сына или кроме эгоистического интереса к нему ничего не испытывала? Трудно сказать... По-видимому всё же материнское сердце ощущало боль, когда она навещала Петьку в парикмахерской, ведь не зря же в конечном итоге Надежда устроила ему небольшие каникулы.

Митя - гимназист. Он добрый и бесшабашный мальчик. А также ужасный выдумщик. Вместе с Петькой они исследовали развалины дворца, лазали на заросшую деревьями крышу и бродили по разрушенному громадному зданию. Митя научил Петьку ловить рыбу и купаться.

Осип Абрамович, парикмахер, которому Надежда отдала на воспитание Петьку. Он часто сердится, кричит и ругает своих подмастерьев. Может дать им оплеуху. Но матери Петьки кажется, что он добрый

Чтобы показать внутреннее состояние Петьки, автор использует разные краски – мир парикмахерской представляется серым и скучным, однообразным, а рисунки, представляющие мир дачи, яркие, наполненные разнообразием красок.

Я думаю, что всегда надо надеяться на лучшее. И автор нам это подсказывает, назвав маму Надеждой. Я думаю, что именно она может изменить к лучшему Петькину жизнь. Если она будет рядом, то Петьке будет гораздо легче. И он станет другим.

В произведении показано некое «двоемирие»: мир парикмахерской и мир дачи. Для описания этих миров автор использует некоторые контекстуальные антонимы: Примитивный Яркий

 

Однообразный Удивительный

 

Скучный Светлый

 

Холодный Восхитительный

 

Мрачный Живой

 

Равнодушный Счастливый

 

Безрадостный Сияющий

 

Безжалостный Новый

 

Ужасный Интересный

Образ главного героя также неоднозначен:

Петька в парикмахерской: «Худой, веснушчатый мальчик, сонные глаза, полуоткрытый рот, грязные руки, на стриженной голове пошли струпья, около глаз и под носом мелкие морщинки. Он похож на состарившегося карлика. Сонный, усталый, грустный, ему хочется в другое место, подальше от парикмахерской, но куда, он еще не знает. Он скучает по матери, но не может выразить свои чувства при встрече с ней».

 

Петька в поезде: «Петька прилип к окну, и только стриженная голова его вертелась на тонкой шее, как на металлическом стержне. Глаза Петьки уже давно перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим. Он чувствовал, что жизнь его изменится к лучшему. Ему было и радостно, и тревожно, потому что он не знал, что его ждет на даче, но чувствовал, что там лучше, чем в парикмахерской».

 

Петька на даче: «Весёлый, восхищенный миром дачи. Он стал выглядеть лучше, ему стало легче, потому что рядом была его мама, он набрал вес и стал выглядеть как полноценный человек. Петька чувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что существует парикмахерская и Осип Абрамович. Он по-настоящему почувствовал вкус детства, нашёл друга. Он был счастлив».

 

Возвращение Петьки: «Подержанная гимназическая курточка облекала его худенькое тело. Петька уже не вертелся, а сидел тихо. Глаза его были сонливы и апатичны. Тонкие морщинки были как у старика. Петька не хотел возвращаться в ужасную парикмахерскую. Он знал, что его там никто не любит. У него не было там друзей, близких, с которыми можно поговорить. Он был очень расстроен».

Первая публикация рассказа была в 1899 году в «Журнале для всех». По остросоциальной направленности произведение сравнивается с рассказом «Ванька» Антона Чехова.

 

Главный герой – мальчик Петя бедного происхождения. Ему всего лишь 10 лет, но его лицо уже избороздили тоненькие морщинки – так что он стал походить на состарившегося карлика. В свои годы он уже узнал, что такое рутинный изнуряющий труд.

 

Мать по имени Надежда отдала мальчика в ученики к парикмахеру Осипу Абрамовичу. Это был грозный и постоянно недовольный мужчина. Его просьба «Мальчик, воды!» всегда звучала резко. Парикмахер не давал своим ученикам спуску и наказывал за оплошности.

 

Петька почти нигде не бывал, кроме душной парикмахерской, где все его дни проходили одинаково серо. Поэтому у него появилась мечта – найти какое-то другое место, где ему будет хорошо.

 

Приятель Петьки, Николка, был старше на три года и намного опытнее. Он уже утратил былую мечтательность и стал маленьким циником. Да и как таким не стать, когда дети видели вокруг только похабных опустившихся людей: по улицам ходили пьяные мужчины и часто избивали таких же пьяных дам.

 

Но однажды произошла чудо: мать повезла мальчика на дачу к богатым хозяевам. Она там должна была прислуживать на кухне. Петя очень воодушевился возможностью увидеть что-то новое и необычное. Он не знал, что такое дача, но уже с нетерпением ждал, когда они там окажутся.

Ожидания мальчика оправдались. Свежий воздух, прекрасная природа так сильно отличались от душного города, что Петька вначале даже сконфузился. Ему помог освоиться гимназист Митька. За несколько дней герой очень привык к обстановке, ведь для ребенка это место очень подходило. Поэтому когда пришло письмо с вызовом в город, Петя долго не мог понять, зачем ему опять туда ехать, ведь парикмахерская и Осип Абрамович для него стали уже почти не реальными. Мальчик вначале непонимающе смотрел на всех, а потом начал кричать, словно раненый зверь. Но вскоре смирился и молча уехал в город вместе с Надеждой.

 

Композиция рассказа закольцована. Начало и конец практически одинаковы: Петя исполняет рутинную работу в парикмахерской, а за окном пьяная ругань мужчин и женщин. После того, как мальчик вернулся с дачи, его снова поглотил город, словно маленькую жертву.

 

Автор подымает в рассказе важную социальную проблему своего времени: бедные дети, лишенные радостей детства.

 

Очень яркая художественная деталь в рассказе – ранние морщины Пети. Ему только 10 лет, но он трудится, как взрослый. Ребенок не знает, что такое праздники и от этого становится похожим на состарившегося карлика. Но, как только он приезжает на дачу, его морщины разглаживаются.

 

В рассказе представлены два мира: город и дача. Город душит Петю взрослыми обязанностями, а дача дарит герою детство.

 

Почему герой снова возвращается к прежней безрадостной жизни? Потому что ему никто не хочет помочь. Барин, владелец дачи, сочувствует мальчику, но на деле никак не помогает. Автор показывает, что ничего в жизни таких детей не изменится, пока общество не начнет действовать, а не просто жалеть.

 

Рассказ «Петька на даче» Андреева - призыв к гуманности по отношению к детям. Писатель понимал, что только реальные действия на государственном уровне могут изменить ситуацию.

Этот рассказ показывает нам несколько моментов из жизни мальчика, у которого несчастливое детство: вместо школьных занятий, общения с друзьями, участия в каких-либо мероприятиях он вынужден работать, работать ежедневно, работать тяжело, на этой работе его унижают, ежеминутно угрожают побоями, дают подзатыльники. Но вот однажды он попадает на дачу богатых людей, на несколько дней подросток становится не забитым мальчишкой, а настоящим счастливым ребенком. Но потом ему приходится вернуться в город, к работе, к унижениям, стать забитым существом.

Мне думается, основная мысль этого произведения - как плохо быть бедным, нищим; плохо жить в стране, не заботящейся о детях, то есть не заботящейся о своем же будущем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: