Обычаи и обряды, связанные с животноводческой деятельностью

Коми-пермяки стремились увеличить плодовитость скота. Считается, что при большой луне нельзя стричь овец. Стригут овец при молодом месяце, когда он растет. Содержание коровы является признаком её достатка. Это животное считается кормилицей семьи. Чтобы корова скорей сошлась с быком, нужно дать ей хлеба с солью и обязательно через изгородь. Считается, что если у коровы толстый хвост, то у неё будет жирное молоко. Продолговатая форма вымени или длинный хвост обозначает то, что корова будет давать много молока. Если у жеребенка зубы и грудь выставлены вперед, то он будет резвым конем. 

С помощью домашних животных можно определить предстоящую погоду. Перед дождем обычно жадно едят траву и мало пьют, лошадь трясет головой и закидывает ее кверху; поднимают морды к верху коровы, жадно вдыхая еще и воздух, скот убегает со двора в укрытия; собака усиленно роет землю, залезает в воду; кошка трясет мордой, валяется на траве. Перед морозом и метелью взрослые свиньи визжат, солому с разным мусором во рту таскают. Наверно, для того, чтобы защитить себя от наступающего холода. Если вечером при дойке коровы соски теплые - не будет тепло, а если холодные – морозно; при доении коровы молоко пенится — к дождю.

 В животноводческой деятельности существуют табуированные действия и выражения. Когда корова, лошадь, овца или свинья принесут потомство, в тот день в чужие руки из хозяйства нельзя ничего отдавать. Хозяйка, ухаживая за животным в первые дни после рождения, обязательно в хлев заходит с соломинкой в зубах, чтобы не сглазить. В этих же целях в первые дни после рождения нельзя называть словами басöк «красивый», вына «сильный».

С разведением скота у коми-пермяков существует некая обрядность. Вот некоторые примеры:

 В Васильев вечер едят обрядовое кушанье «юркок» (дословно: голова – ноги) – тушеные бараньи или свиные головы и ножки или части голов и ног крупных животных. Обглоданные кости выносят в хлев и кучкой кладутся в угол около дверей, под навоз. Это обозначает: как косточки лежат кучно, так и скотина все лето будет пастись кучно и возвращаться на ночь в родное подворье.

В Егорьев день скотину выгоняют на пастбище. Хозяйка кормит животное куском хлеба с солью, отложенной в Великий четверг, и гонит его веточкой вербы, которая была принесена к Вербному воскресенью. Ею стараются задеть каждое животное, чтобы, как утверждает поверье, скотину не тронули ни волк, ни болезнь, ни летающий гнус, а приплод был бы хорошим. Веточку выбирают такую, на которой много почек крупных, имея в виду пожелание: пусть будет в хозяйстве так же много овечек, телят, жеребят и поросят. В этот же день как только корова выйдет за ворота дома, нужно взять землю, след коровы и занести обратно в хлев.

Ранним утром Великого четверга пересчитывают не только деньги и мешки с зерном, поленницы дров, но и поголовье животных. Число или количество при этом не имеет большого значения, главное – перебирать, перемещать или задевать веточкой животных: бог догадывается, чего ты хочешь.

При забое скота хозяин ставит на стол в красном углу дома каравай хлеба с солью, чтобы в будущем домашние животные водились и была «спорина» в доме. Этот обряд — переплетение языческой и христианской культуры.

Как показывает исследование, коми-пермяки во многом сохранили свою традиционную культуру. Вместе с тем, современные обряды и праздники подверглись определенной трансформации, которая происходила в сторону их упрощения и сокращения, постепенного вытеснения прежнего содержания, терялся магический смысл обрядов, хотя в сельской местности до настоящего времени сохраняются многие их элементы.

Сохранение и развитие на новом уровне и в новых формах традиционной культуры коми-пермяков способствует сохранению национальной самобытности данного этноса.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: