Нравственная проблематика в повести

В сказке-были «Кладовая солнца» писатель стремился утвердить простые жизненные заповеди: необходимо проявлять внимание к природе и к человеку, важно приобретать жизненный опыт, каждый человек должен понимать и ценить красоту. Но главное, мы понимаем, что человек и природа — одно целое, они навсегда неразрывно связаны между собой.

Словарик к произведению Пришвина “Кладовая солнца”:

Ладило -бондарный инструмент

Палестелинка -какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу

Елань -топкое место в болоте,все равно что прорубь на льду.

Человек и природа в детской прозе К. Паустовского.

Заячьи лапы:

Своим по истине трогательным произведением "Заячьи лапы" Паустовский поднимает важные и актуальные проблемы для современного нам, лишенного чувства сострадания, общества. Отношение человека к живой природе, полная отстраненность и некомпетентность врачей и полное равнодушие к несчастью других.В рассказе описывается история из жизни деда Лариона, который находясь на любимой охоте и пытаясь застрелить зайца, начинает нести наказание. Он попадает на путь движущегося огня, который чуть не лишил его жизни. Только с помощью, своей жертвы - бедного зайца, деду удалось найти обратный путь и выбраться из леса. В рассказе можно наблюдать, какое же чувство досады и стыда за свой поступок испытывает дед по отношению к своему спасителю - зайцу, которого он, только недавно, намеревался лишить жизни.Композиция повествования содержит всю структуру элементов. В начале идёт рассказ о том, как Ваня принес обожженного зайца к врачу, тот безжалостно их выгоняет. Дальше действие развивается и Ваня с дедом направляются разыскивать другого, городского врача, который тоже не желая лечить ищет оправдания для отказа. В итоге все закончилось хорошо и зайцу была оказана своевременная помощь. В заключении рассказа Ларион повествует о зайце, как о своем спасителе. И читатель понимает, насколько сильно виновен дед перед нисколько не повинным животным.Пейзажные зарисовки имеют в этом рассказе определённое значение. Их можно разделить на два вида: это неимоверная жара с сильным ветром, поднимающим пыль, как туман и осенний вечер с присущей ему прохладой и непроглядной тьмой, когда лучше сидеть дома за столом и попивая чай обсуждать прошедший день. Эти зарисовки помогают более реальному восприятию событий.Так же можно заметить, что автором был умышленно нарушен порядок действий в рассказе. Паустовский даёт возможность читателю встать на место рассказчика, которому до последнего не были известны мотивы такой безмерной заботы деда по отношению к зайцу.Природа во многом оказывается добрее человека, она способна на любую безвозмездную помощь несмотря на причиненную ей боль. Автор пытается донести до читателя, что человек должен быть благодарен природе и ни при каких обстоятельствах не нарушать течение её жизни.После такой истории возникает чувство, что дед больше никогда не пойдёт на охоту и навсегда останется защитником природы.

В своем рассказе " Заячьи лапы " автор описал историю взаимодействия человека и природы, и показал, что эти два явления неразрывно взаимосвязаны между собой. Если страдает природа, то и человек страдает тоже. Это показано на примере погодных условий, неимоверной жары и пожаров, которые случались в результате данных погодных условий. И не только природа страдала от жары - горел лес, стог сена, но и люди изнывали от жары и раскаленного воздуха.Так же показано взаимопомощь и выручка человека и животного, - то как заяц спас деда от пожара, вывел его из горящего леса. И как дед, впоследствии, отблагодарил зайца, забрав его, с обожженными лапами и брюхом, домой и вылечив у доктора.О том, насколько автор любит природу и призывает нас любить мир, который окружает нас вокруг, говорит и тот факт, что автор назвал свой рассказ именно " Заячьи лапы ", а не как-то иначе.Именно, в рассказе природа описывается как живое явление, сравнивается с человеком и его поведением - гром, как ленивый силач, потягивающийся и расправляющий плечи; молнии, как бесшумные стремительные стрелы.И именно описания природы и погоды в рассказе дополняет, приукрашивает и делает более интересными описания действий людей и событий, происходящих в рассказе.

Теплый хлеб:

Паустовский рисует простую деревню во времена войны. Еды катастрофически не хватает, крестьянам живется тяжко, работать приходится очень много, не щадя себя. Старому мельнику Панкрату довелось приютить у себя покалеченное животное. Это был конь, который случайно оказался в Бережках, и требовалось его теперь как-то содержать, но у Панкрата еды и так не хватало. На селе коня любят, поэтому каждый помогает, кто чем может. Однако есть один человек, который выделяется на фоне всех - это Филька. Его злоба и равнодушие к другим приводит к тому, что он сильно обижает и коня. Жуя ломоть хлеба с солью, он не желает поделиться с конем, когда тот тянется к руке, Филька бьет его по губам. Такое бездушное поведение катастрофически сказывается на всей деревне - наступают лютые холода, которые предвещают голодную смерть. В конце концов, Филька понимает свою вину, желает ее искупить, поэтому, угостив коня теплым хлебом, он заключает с ним мир.

 Образ Фильки. Это подросток, который живет с бабушкой, и он очень бессердечен, полон злобы, недоверия и черствости. Когда друзья обращаются к нему за помощью, он отказывает им, и не любит он ни людей, ни животных. Когда с Филькой беседует его бабушка, он вдруг понимает, насколько жестоко поступил, и какие теперь могут быть последствия. Поразмышляв, он находит самый лучший выход из положения, и признает свою ошибку. Теперь мы видим этого персонажа с другой стороны: он трудолюбив, сообразителен, организован и готов исправить последствия своих необдуманных действий на благо других. Фильке уже можно верить.

 Старый мельник Панкрат. Его образ загадочен, ведь он не только вылечил коня, но и проявил удивительные качества. Когда Филька идет искупать свою вину, Панкрат не мешает ему, и не держит на него зла, давая себе отчет в том, что каждый человек имеет свои положительные качества, и в человека нужно верить.

 События в рассказе "Теплый хлеб" строго следуют одно за другим, Паустовский как бы ведет читателя, постепенно раскрывая характеры героев, и показывает, что двигает ими. Конечно, в рассказе присутствуют сказочные мотивы, которые умело переплетаются с реальными событиями. Таким образом создается единая композиция. С помощью устаревших оборотов речи и фольклорных выражений повествование приобретает особые краски и выглядит весьма своеобразным.С

уть идеи автора. Человека красит душевная щедрость, сострадание и отзывчивость. Когда человек поступает по-доброму, доброта возвращается к нему, а равнодушное отношение к другим влечет за собой беды и зло. Кроме того, если ты вовремя осознаешь свою ошибку и готов исправиться, это обязательно изменит положение и найдет отклик в сердцах окружающих.

 

Эту сказку Паустовский называет "Тёплый хлеб" неслучайно.Тёплый-значит добрый сделанный с любовью.Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки,-это своего рода искупление вины мальчика.Эта сказка учит нас доброте, милосердию, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости в достижении благородных целей. Филькина бабушка говорила, что все беды приходят от "злобы людской" и от "охлождения сердца". И мальчик на собственном опыте почувствовал, что значит быть причиной всеобщего несчастья. Однако ему хватило терпения, мужества и находчивости, чтобы исправить свой дурной поступок. Он спас деревню, извинился перед конём и теперь наверняка станет внимательнее к окружающим и строже к собственным словам и поступкам.Нужно следить за отношением к природе,понимать что МЫ и ПРИРОДА-единое целое.Если вредим природе,значит жди и от природы вредных сюрпризов.

Стальное колечко:

Проблемы рассказа психологические (доброта и милосердие, благодарность) и социальные (любовь к родной земле, которая склоняет человека к хорошим поступкам). Кроме того, в рассказе поднимается проблема воспитания. Дед Кузьма не посылает Варюшу за махоркой, он учит девочку откликаться на нужду другого человека. Так Варюша может поделится махоркой с бойцом, а у того, в свою очередь, учится благодарности. Важнейшая проблема- счастья, которое состоит в умении наслаждаться простой жизнью, родной землёй и природой.

По композиции «Стальное колечко» ближе к рассказу, а не к сказке. В нём есть крохотная экспозиция, в которой повествуется о долгой и суровой зиме, о замёрзших волках. Завязка рассказа - у деда Кузьмы закончилась махорка, кульминация – потеря колечка и вместе с ним надежды, развязка - приход весны и обретение всего потерянного: колечка, здоровья, радости.Но есть в произведении элементы сказки. От волшебной сказки в «Стальном колечке» волшебный предмет (колечко), волшебный даритель (солдат), простодушный герой, награждённый за доброе сердце (Варюша дала солдату махорку просто так, «сколько надо»). Но животные ведут себя не как герои волшебной сказки, а как герои сказки о животных. Воробей Сидор не желает быть волшебным помощником. Зато у него человеческий характер. Воробей своенравен, драчлив и нахален. Главная героиня – девочка Варюша. Так называет её рассказчик, подчёркивая, во-первых, юный возраст девочки, а во-вторых, - своё к ней нежное отношение.

Варюша воспитана дедом Кузьмой, который, сознательно или нет, сформировал у девочки мифологическое или сказочное отношение к миру. Или, может быть, он просто не разрушил детскую веру внучки в сказку.Варюша верит словам бородатого бойца, что от ветра, создаваемого поездом, она может улететь под небеса. Варюша без колебаний несёт воробья на место потери колечка, чтобы он помог в поисках, как посоветовал ей дедушка. Но главное – Варюша сразу поверила в волшебное свойство колечка.Варюша очень жалостливая, она откликается на чужую нужду. Она пошла за махоркой для больного дедушки в соседнее село суровой зимой.Портретную характеристику Варюше даёт бородатый боец: «Цветок-лепесток в валенках», «анютины глазки с косичками». От автора читатель узнаёт, что Варюша синеглазая.Когда Варюша строго отказалась продать махорку, бородатый боец назвал её больно серьёзной.Да, Варюша не сразу верит в волшебные свойства колечка, а только после того, как другой боец назвал бородатого колдуном. Ведь это самое естественное объяснение для девочки, верящей в чудеса.Варюша любопытна, как любопытная Варвара. Именно любопытство стало причиной потери колечка, ведь девочка решила проверить, что будет, если колечко надеть на мизинец. Боец забыл сказать об этом.Варюша лишилась сразу трёх чудес. Первое и самое важное для Варюши – здоровье для хворающего дедушки, затем – большущая радость и, наконец, возможность посмотреть свет со всеми его чудесами.Из этих трёх чудес настоящее – только первое. Большущую радость, по мнению Паустовского, человек должен уметь разглядеть, она всегда рядом, она в мелочах, таких, как приход весны. А от возможности увидеть белый свет со всеми его чудесами Варюша сама отказывается из любви к родной деревушке. Да и никакое это не чудо – путешествовать по белу свету.У Варюши есть редкое качество: она довольна своей жизнью, наслаждается ею и ничего не хочет менять. Это, с точки зрения автора, - залог истинного счастья.

Дед Кузьма – воплощение народной мудрости, доброты и силы духа. Читатель ничего не знает о родителях Варюши, но можно предположить, что девочка сирота. А смерть деда была бы для Варюши самым большим несчастьем.Дед напоминает какое-то мифологическое существо. У него косматые серые волосы, он сидит на завалинке, а дым от махорки напоминает пар, «будто Кузьма просыхал на весеннем солнышке». Дед Кузьма как будто не особенно нежен с Варюшей, называет её дурочкой и вертушкой, но это как раз доступные ему ласки.

Бойцы в рассказе – воплощение мужества и доброты одновременно, они – защитники родной земли, богатыри.Бородатого бойца, подарившего кольцо, его товарищ называет колдуном, ведь его, старого сапера, «даже мина не брала». Но этот факт можно объяснить опытом и везением бойца.

Ещё один герой рассказа – старый воробей Сидор. Это прирученный воробей, который зимует в избе Кузьмы, как хозяин. Воробей этот «с характером», кашу склёвывал прямо из мисок, хлеб старался вырвать прямо из рук. Сказочный пласт сказки делает воробья волшебным: он разговаривает и, хотя не помогает найти в снегу перстенек, но призывает в окошко весну, растопившую снег.

В названии обозначен самый важный предмет – стальное колечко. Оно обладает волшебными свойствами и даёт здоровье, радость или возможность путешествовать. Но его свойства вполне могут быть выдуманными. Варюша поражается, что за зиму колечко не заржавело. Но ведь оно стальное, сталь не ржавеет, это не волшебное свойство колечка, а материальное.

В рассказе автор мастерски описывает приход весны, как оживает родная природа, “словно кто-то брызнул фиолетовым на полянки, и там расцвели первые весенние цветы”. Автор явно любуется свежими зелеными листочками и цветами.Главная мысль рассказа - это любовь к родной земле. Нет лучше края, чем родная сторона, где родился и вырос.В одном образе в сказке сочетается не только реальное и сказочное (воробей, колечко), но и художественный образ, троп – и образ сказочный. Таков образ весны. Её приметы совершенно реальны, описаны в том числе и с помощью тропов: длинные капли падают с крыши, перегоняя друг друга (олицетворение), горячий свет бьёт в оконце (метафора), догорают звёзды (метафора), звенят подснежники, будто в каждом сидит жук кузька-звонарь и бьёт лапкой по серебряной паутине (сравнение), сильный, тёплый, ласковый ветер (олицетворение).Но весна – ещё и сказочный или мифологический персонаж. Она прошла мимо Варюши, но та её не разглядела. Как божество, весна дарит Варюше огромную радость, такую, что не охватишь руками, которая звенит и поёт в сердце (метафора). Кроме того, и появление цветов по лесам, лугам и оврагам представлено как волшебство, «будто кто-то брызнул на них волшебной водой».Это произведение противопоставлено рассказу “Теплый хлеб”.В “Стальном колечке” Варюша изначально относилась к природе,как к живому существу,и конечно же,природа отблагодарила ее,помогла найти ей стальное колечко.

Растрепанный воробей:

«Растрепанный воробей» - это сказка. Но «сказочность» проявляется только в необыкновенной понятливости воробушка, которого спасает девочка Маша. Он понимает человеческую речь и способен сочувствовать людям. А описание жизни воробьиного «сообщества» очень напоминает человеческое. Воробьи сетуют на сложности нынешней воробьиной жизни и испытывают ностальгические чувства по отношению к тем временам, когда в городе вместо машин еще ездили на лошадях, и кругом полно было рассыпанного овса. Однако юмористическая интонации лишь отдельными штрихами проскальзывает в этой в целом драматичной и в то же время необыкновенно лирической истории. Повествование вовлекает читателя в водоворот событий и чувств, не позволяя ему ослабить внимание.Здесь есть все, что обычно привлекает ребенка: элементы детектива (ворона крадет заветный стеклянный букетик Машиной мамы), сложные приключения (воробьи разрабатывают тактику нападения на ларек, в котором живет ворона, чтобы отнять букетик, и вступают с ней в неравный отчаянный бой, так что автору приходится «вызывать милицию»), вещи и предметы кажутся живыми (шевелится железный кузнец на часах, чтобы в нужный момент ударить по маленькой наковальне; отопление в трубах пищит «свою теплую песню»; чугунных лошадей на крыше театра с трудом удерживает чугунный человек с венком на голове).Но главное в «Растрепанном воробье» – это рассказ о высоких и сильных чувствах.Украденный вороной букетик – вещь драгоценная не в силу стоимости, а как знак памяти и любви. Это подарок отца Маши ее маме – балерине. Машин отец – моряк, во время войны он сражался в море с фашистами, а теперь служит далеко от дома, на Камчатке. Он просит Машину маму приколоть этот букетик к платью, когда она будет первый раз танцевать Золушку: «Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне». Почему-то это важно – вспомнить о ком-то в самый счастливый момент своей жизни, разделить с отсутствующим здесь и теперь человеком свое счастье.С рассказа мамы о просьбе отца и начинается «Растрепанный воробей». Но мама тут же добавляет: Маша еще маленькая и вряд ли поймет, что это значит. Маша сердится, что ее «подозревают в непонимании». Однако для любого ребенка это очень важный момент – оказаться «лицом к лицу» с чьей-нибудь любовью, с ее непостижимой тайной, узнать о взрослых чувствах и об их сложности. И хотя Маше кажется, что она все понимает, и именно ее забота о маленьком воробушке оборачивается возвращением заветного букетика (как в сказке – в самый последний момент), все же ее удивляет, что мама от счастья плачет. Маша думает, что от радости нужно смеяться. На что мама ей отвечает: «От маленькой радости смеются, а от большой – плачут!»Это важное открытие для ребенка.

Маша. Очень добрая и отзывчивая девочка. Любит животных, любопытная.

Пашка. Спасенный воробей. Благодарный и благородный. Смелый, решительный.

Седая ворона. Разбойница и воровка

В рассказе "Растрёпанный воробей" главный героем стал маленький воробушек, который попал в беду и чуть не погиб от злой вороны, которая его клюнула, но добрая девочка Маша выходила и тем самым спасла воробушка. Воробей, которого Маша назвала Пашкой, был очень благодарен Маше за её заботу и когда с Машей случилась беда, то отплатил ей тоже добром. Ворона украла у Машиной мамы памятный подарок - брошь подаренную отцом, а Пашка, рискуя своей жизнью, отобрал у вороны брошь и вернул её хозяйке. В этом произведении опять же показана благодарность природы,если человек относится добродушно к ней,природа не останеться в долгу.

Мещерская сторона:

Тема повести – описание богатств Мещорского края. На первый взгляд описательная повесть лишена социальной проблематики. В ней поднимаются проблемы философские и психологические: умение видеть скромную красоту, сила и выносливость человека, его связь с природой и противостояние ей.

Повесть состоит из 15 главок. В некоторых описывается природа Мещорского края: луга, леса и боры, лесные озёра и мещорские болота - мшары. В других главках герой рассказывает, как попал в Мещорский край, как путешествовал по нему, пользуясь старинной картой, как ночевал в палатке в разное время года, как ловил рыбу, общался с встреченными аборигенами. Рассказчик восхищается главным богатством края – его талантливыми жителями.Рассказчик рассуждает об изменениях, которые произошли в природе по сравнению с отражёнными в старинной карте, о приметах, связанных с погодой и с дорогой.Между описаниями природы вклиниваются рассказы о судьбах местных жителей и разные истории, случившиеся с рассказчиком во время путешествий или рыбалки. Каждая из таких историй подобна рассказу, имеет свою завязку, развязку и кульминацию. Такова история о том, как путешественники ходили на Поганое озеро через мшары, как писатель Гайдар заблудился без компаса и был найден уже в темноте, как путники всё-таки попали на Поганое озеро через год и заслужили славу «вовсе отчаянных мужчин».Во многих эпизодах описаны лесные животные: красноглазые водяные крысы, охотящиеся за рыбой, рыжие лесные муравьи с сильными челюстями, безобидные медведи-медвежатники, старые мудрые щуки, которые дают оплеухи неудачливым рыбакам и угрожают разрезать плавниками надувную лодку, волчица с двумя волчатами.Есть в повести и несколько исторических экскурсов. Рассказчик сообщает о природе лесных каналов, вырытых при Александре втором экспедицией генерала Жилинского, о доме знаменитого гравёра Пожалостина в деревне Солотча, доме, хранящем память о многих великих 19 века.

Повесть написана от первого лица. Рассказчик – главный герой повести. Этот образ автобиографичен. Паустовский наделил рассказчика не только свои отчеством (Егорыч –народный вариант отчества Георгиевич). Рассказчик любит природу и саму жизнь, восхищается красотой родной земли и ценит каждого встреченного человека. При этом рассказчик не вмешивается в жизнь, а только наблюдает её и очень точно описывает, предоставляя читателю самому формировать отношение к людям и событиям.Герои повести – простые жители Мещорского края. Каждый из описанных людей – человек хороший и добрый. Знакомство с местными жителями начинается с малограмотного старика, везущего в город сведения о научных открытиях края, с предприимчивых жителей, бесстрашно выпрыгивающих на ходу с поезда вслед за выброшенными вещами. Жители Мещорского края выносливы и бесстрашны. Бабы ходят к Поганому озеру, у которого вместо берегов плавучие корни растений, даже девочка-подросток не боится искать тёлку в лесах до темноты.Жители Мещорского края с удовольствием вспоминают прошлые времена и сравнивают его с нынешним житьём-бытьём. Ворчливый дед-корзинщик Степан даже жалеет умирать, так хорошо нынче жить стало: «Жить бы нам и жить… Родились мы чуть-чуть рановато». Этот же герой рассуждает о несчастном прошлом: «Житьишко наше было плохое… не хватало ни мужикам, ни бабам счастья. Ребята у ней были не питые, не сытые».Пример такого бабского счастья – обладательница удивительного голоса Манька Малявина, поющая нынче в театре в Москве и присылающая родителям по 200 рублей в месяц.Казалось бы, герои написаны в соответствии с законами соцреализма: крестьяне, обретшие счастье после 1000-летнего прозябания и сумевшие реализовать свои таланты. Но эту идиллическую картину нарушает академик Пожалостин, бывший солотчинский пастух. Этот знаменитый гравёр выбился в люди в 19 в., а вовсе не благодаря советской власти.

Язык повести «Мещорская сторона» так красив, что она часто используется учителями для языкового анализа. Текст поэтичен и ритмичен, в нём Паустовский использует риторические фигуры, свойственные скорее поэзии: единоначатия и рефрены. Паустовский пользуется всем богатством тропов для описания природы. Особенно хороши описания смены времени суток в разное время года: «Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха».Длинные, но совсем не скучные пейзажи в повести чередуются с философскими рассуждениями и сюжетными зарисовками, что делает повесть динамичной, гимном родному краю, признанием ему в любви.

Природа и человек у Паустовского неразделимы, не могут существовать друг без друга.И рисуя эти прекрасные картины, автор не обходится без людей, которые живут на этой земле.Доброжелательные пастухи, паромщики, сторожа, лесники — самые обыкновенные, простые, но замечательные: добрые, портреты их написаны зоркой кистью, в каждом из них автор находит какую-то замечательную черту. Повесть Паустовского полна множеством и радостных, и страшных, и таинственных открытий.МЫ и ПРИРОДА-единое целое,без нее мы существовать не сможем.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: