Внутри образовательной практики ДОУ»

Заместитель заведующего В.В. Базилевич

Старший воспитатель Н.А. Дудырева

МБДОУ детский сад «Белочка»

г.п. Федоровский

 

Уважаемые коллеги!

Изменение социально-экономической ситуации в обществе, изменения в системе российского образования и новых подходов к процессу обучения воспитанников повлекли за собой появление новых, более высоких требований к личности и профессиональной компетентности педагогов образовательных учреждений. Какие бы реформы ни проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге образовательной организации. Именно он является основной фигурой при реализации на практике различных нововведений. Для успешного внедрения новшеств (а одной их ключевых идей модернизации образования является развитие компетентностей), для решения задач, поставленных перед ним в новых условиях, педагог должен обладать профессиональной компетентностью на должном уровне.

В связи с этим одной из задач, стоящих перед педагогами становится повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях ДОУ.

Профессиональная компетентность педагога в системе повышения квалификации не сводится к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной образовательной практике. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.

Одной из ключевых компетентностей педагога является коммуникативная компетентность, которую определяют, как базовую.

По мнению многих исследователей, это «сердцевина профессионализма педагога», потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности.

Кроме того, реализация современных личностно ориентированных образовательных технологий невозможна, если педагог не обладает достаточным уровнем коммуникативной компетентности, не готов гибко управлять процессом взаимодействия в ходе воспитания и обучения (ведь педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей), применять коммуникативные технологии, содействовать взаимопониманию и т.д.

В научном контексте сочетание «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в социальной психологии (от лат. competens – способный) в значении «способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений)».

Также в научной литературе встречаются различные определения понятия «психологическая компетентность».

1. Так, Петровская Л.А. определяет коммуникативную компетентность как совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.

2. Емельянов Ю.Н. рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения.

3. Столяренко Л.Д. понимает коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Несмотря на разные подходы к определению коммуникативной компетентности, ученые едины в установлении ее роли в развитии личности.

Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни.

От коммуникативной компетентности педагога зависят: благоприятный морально-психологический климат, гуманизм и демократизм общения, результативность контактов, эффективность общения с точки зрения решения проблем, удовлетворенность педагога и воспитанников своим трудом.

Развитие коммуникативной компетентности педагога – один из способов развития и самореализации участников образовательного процесса.

Таким образом, коммуникативная компетентность становится одной из главных составляющих высокого профессионального уровня, от которой зависят персональный успех, конкурентоспособность и личная удовлетворенность, а также качество образования.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

· давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

· способности социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

·  осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

(Памятки для присутствующих) Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований:

1. Нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе;

2. «Постоянная готовность к пониманию». Наличие большого количества семантических и личностных барьеров часто приводит к неполному или неточному пониманию сообщений.

3. Конкретность. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов и без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.

4. Контроль над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения», – над мимикой, жестами, интонацией, позой.

5. «Собственная неправота». При коммуникации всегда нужно допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это предостерегает от серьезных ошибок.

6. «Место и время». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.

7. Открытость. Готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.

8. Обратная связь. Обеспечение достижения главной цели коммуникативного процесса – взаимопонимания.

Активное и конструктивное слушание – одно из основных условий эффективной коммуникации.

Структура коммуникативной компетентности (по И.А. Зимней):

· мотивационный аспект (готовность к проявлению компетентности);

· когнитивный аспект (владение знанием содержания компетентности);

· поведенческий аспект (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях);

· ценностно-смысловой (отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения);

· эмоционально-волевой аспект (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: