Химические показатели воды

Лабораторная работа №14

Тема: Исследование качества воды

Цель: обучить учащихся практике элементарного анализа, начать обучать формулировать практические выводы из проведенного анализа

Знать: простейшим способам химического анализа, которые можно применять в быту

Уметь: делать элементарный химический анализ, пользуясь индикаторами

Литература: Габриелян О.С. Химия: учеб, для профессий и специальностей технического профиля. М., 2013г. 

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, пробирки, фильтрованная трехступенчатым бытовым фильтром, химические стаканы или банки, сухое горючее, печатный текст на белой бумаге, предметное стекло, пипетка, тест-полоски индикаторов «Test 6 in 1» (для определения кислотности воды (pH),общей жесткости воды (GH), карбонатной жесткости (KH), нитритов (NO2)/нитратов (NO3), хлора (Cl2)), ключ к тест-полоскам, тест-система для определения железа и марганца

Реактивы: насыщенный раствор перманганата калия KMnO4, аммоний молибденовокислый, раствор аскорбиновой кислоты, вода водопроводная, пресная вода из реки

 

Ход работы.

I. Соблюдайте правила техники безопасности.

Осторожно обращайтесь с лабораторным оборудованием, пользуйтесь только чистой и пригодной для работы посудой.

Запрещается: пробовать вещества на вкус, брать вещества руками, оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы, оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами.

Работу проводить только над столом, после окончания работы, привести в порядок рабочее место.

II. Ознакомиться с текстом инструктивной карточки. Выполнить работу и оформить её в тетради.

Инструктивная карточка.

Определение органолептических показателей воды.

1. Оценить заранее отстоянную в течение двух дней воду в банках по следующим критериям: появление пленки на поверхности, налет на стенках сосуда;

2. Содержание взвешенных частиц определяем выпадением видимого осадка появление неприятного запаха; Набираем в пробирки испытуемую воду, оцениваем запах при комнатной температуре и нагретую примерно до 60. Оцениваем, есть ли запах хлора.

По характеру запахи делятся на две группы:

Запахи естественного происхождения (от живущих в воде и отмерших организмов, от влияния почв и т.п.) находят по классификации:
  • ароматический - огуречный, цветочный;
  • болотный - илистый, тинистый;
  • гнилостный - фекальный, сточной воды;
  • древесный - мокрой щепы, древесной коры;
  • землистый - прелый, свежевспаханной земли, глинистый;
  • плесневелый - затхлый, застойный;
  • рыбный - рыбы, рыбьего жира;
  • сероводородный - тухлых яиц;
  • травянистый - скошенной травы, сена;
  • неопределенный - не подходящее под предыдущие определения.
Запахи искусственного происхождения (от промышленных выбросов, для питьевой воды – от обработки воды реагентами на водопроводных сооружениях и т.п.) называются по соответствующим веществам: хлорфенольный, камфорный, бензиновый, хлорный и т.п.

Интенсивность запаха также оценивается при 20° и 60° по 5–бальной системе:

· 0 (никакой) - отсутствие ощутимого запаха;

· 1 (очень слабая) - запах, не поддающийся обнаружению потребителем, но обнаруживаемый в лаборатории опытным исследователем;

· 2 (слабая) - запах, не привлекающий внимания потребителя, но обнаруживаемый, если на него обратить внимание;

· 3 (заметная) - запах, легко обнаруживаемый и дающий повод относиться к воде с неодобрением;

· 4 (отчетливая) - запах, обращающий на себя внимание и делающий воду не пригодной для питья;

· 5 (очень сильная) - запах, настолько сильный, что вода непригодна.

3. появление неприятного привкуса определяется аналогичным образом при температуре 20 и 60 градусов. Привкус может быть горьковатым, солоноватым, вяжущим и так далее. Солоноватый привкус свидетельствует о высокой минерализации воды, а неприятные вяжущие, терпкие ощущения вызывает повышенное содержание ионов железа. Если вода имеет сладковатый вкус, она содержит гипс, горький - соли магния. Гнилостный вкус придают воде продукты распада растительных или животных организмов.

4. Цветность воды. Оцениваем цвет столба воды высотой 20 см на фоне белой бумаги. Изменение цвета указывает на присутствие солей.

5. Прозрачности/мутности Смотрим на печатный текст через 20ти сантиметровый столб воды, если он четко различим - вода прозрачна. Мутность воды говорит о большом количестве растворенных и не растворенных примесей. Например, бурую окраску воде придают соли железа.

6. На предметное стекло нанесите небольшую каплю воды. Подождите, пока жидкость испарится. После этого посмотрите на поверхность: если она осталась чистой - вода также чистая. Если на стекле образовались какие-то пятна - это признак низкого качества воды.

Химические показатели воды

1. С помощью комплексных т ест-полосок«Test 6 in 1» определяем кислотность воды (pH),общую жесткость воды (GH), карбонатную жесткость (KH), нитриты(NO2)/нитраты (NO3), хлор (Cl2). Результаты сравниваем с таблицей индикации веществ и заносим в сводную таблицу 2. Сравниваем результаты с колонкой «Оптимальный показатель».

2. Фосфор и фосфаты. Соли фосфора являются основой синтетических моющих средств. Определяем концентрацию фосфатов: наливаем в пробирку 10 мл воды (высота столба 10 см) и добавляем пипеткой по 10 капель реактива и аскорбиновой кислоты. Тщательно перемешиваем раствор и следим за изменением его окраски: сначала она пожелтеет, в присутствии фосфатов раствор приобретет серый или синий цвет. Результаты заносим в таблицу

3. Окисляемость отражает степень загрязнения объекта водопользования органическими соединениями и выражается в миллиграммах кислорода на литр (мгО2/дм3). Взять насыщенный раствор перманганата калия KMnO4, набрать в пробирку испытуемой воды (высота столба около 2 см) и вносим в опытный образец 1 каплю заранее заготовленного «реактива». Через час 20 минут оцениваем изменение цвета раствора. Если раствор остался ярко-розовым – окисляемость низкая, а загрязнение воды минимально. Осветление до красного цвета свидетельствует об умеренной окисляемости, оранжевый говорит о сильном загрязнении воды, а желтый эквивалентен табличке «антисанитарное состояние водоема». Результаты заносим в сводную таблицу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: