Практическое освоение техники коллажа старшими дошкольниками

В ходе беседы с детьми был выяснен уровень технических знаний, умений и навыков. С техникой коллажа дети были не знакомы, это для них новый способ проявления творчества.

В плане практической деятельности мною была разработана серия занятий и запланированы задачи.

1 этап – предполагает теоретическое ознакомление старших дошкольников с техникой коллажа, как видом прикладной техники.

Цель – заинтересовать данной техникой, формирование желания овладеть основными приёмами, дать сведения об истории появления данной техники и основных применяемых материалах.

Задачи:

- формировать понятие коллаж, знакомить с его содержанием, сравнивать данную технику с аппликацией;

- развивать познавательный интерес к новой технике; организована беседа, где раскрылась сущность понятия коллаж; дать знания, какие используют материалы, как их приклеивают на фон, каким бывает фон, как оформить работу в рамку;

2 этап – овладение отдельными приёмами техники для дальнейшего их использования в практике создания коллажа.

Цель – знакомство с инструментами, используемыми в работе, формирование навыков свободного обращения с ними, обучение выполнению простейших технологических приёмов.

Задачи:

- учить детей технике выполнения отдельных элементов коллажа;

- формировать навыки коллективной работы;

- развивать самостоятельность и активность.

3 этап – творческое применение полученных во время обучения знаний и приёмов для создания самостоятельных композиций в технике коллажа.

Цель – формирование эстетического вкуса, творческих способностей, самостоятельности в выборе материалов и средств выразительности, развитие психических процессов, мыслительных операций, мелкой моторики рук.

Задачи:

- формировать художественный вкус;

- активизировать творческое воображение при отборе материалов и средств выразительности;

- развивать умение намечать последовательность операций, использовать имеющиеся знания в выполнении работы.

Анализ и результативность проведённой работы

На 1 этапе мы познакомились с техникой коллаж. Была организованна беседа, где раскрывалась сущность понятия “коллаж”, когда он появился, как развивался. Даны знания, какие используют материалы, как их приклеивают на фон, каким бывает фон, как оформить работу в рамку. Детям разъяснялось, что коллаж – разновидность аппликации.

На 2 этапе предлагается выполнить элементы коллажа. На первом занятии дети выполняли “скелетизирование” листьев (ажурная ткань). Они только выбивали зубными щётками мягкие ткани. На следующем занятии дошкольники будут создавать фон. Предлагаем белый картон.

Далее грунтуем фон с помощью кисти или губки. При наклеивании листьев на фон, ребята создавали разные композиции.

На 3 этапе предлагается выполнить творческую работу на тему “Морские глубины”.

Нужно выбрать необходимый материал, фон, инструменты и приступаем к работе. Дно выкладываем разнообразными корягами (палочки, веточки), приклеиваем рыб. В конце проводим выставку всех работ.

По результатам занятий видно, что проделанная работа дала свои результаты. Дети познакомились с новой техникой, получили сведения о технологических и эстетических свойствах бумаги, картона, ниток, тканей, природного материалов. Стали отличать природные и искусственные материалы. Выбирали материалы по их свойствам. Приобрели навыки работы с различными инструментами, стали лучше различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. При создании фона учились пользоваться гуашью, акварельными красками, закрепили знания о способах смешивания цветов на палитре.

В течение занятий у детей формировались некоторые основы технологической культуры – трудолюбие, добросовестное отношение, наглядно-образное представление о технологическом мире, стала проявляться аккуратность, организованность детей.

Рекомендации по организации обучения

В создании работ в технике коллажа рекомендуется использовать природный материал, различные виды бумаги и ткани, как наиболее доступные материалы. Работа должна строиться на основании дидактических принципов обучения, занятия должны вестись целенаправленно и в системе. Использовать таблицы, технологические карты, схемы, применять готовые изделия, использовать разные виды показа приёмов работы с подробным инструктажем. Разработать методическую последовательность тематики занятий. Организовывать периодические или тематические выставки, приобрести литературу, методические пособия различного содержания.

Использование техники коллажа в работе с детьми очень актуально. Детям это очень нравится. Фантазируя, они заменяют один материал на другой, содержание работ становится неповторимым и интересным. У воспитанников развивается фантазия, творчество, воображение, эстетическое чувство, навыки и умения, мелкая моторика, внимание, творческая активность.

Очень важна роль педагога. От его творческого отношения к делу, умения заинтересовать детей, увлечь их и повести за собой зависит напрямую расположенность детей к данному виду рукоделия.

Техника коллажа имеет широкие возможности для использования в практике. Создание работ в технике коллаж развивает пространственное воображение и неординарное мышление, воспитывают в человеке способность искать, думать, принимать самостоятельные решения. А эти черты всегда пригодятся. Создание таких работ даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя. И пусть поделки пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение.

Библиография

1. Боголюбов Г.М., “Скульптура на занятиях в школьном кружке” - Просвещение, 1986 г.

2. Голубева Наталья, “Аппликация из природных материалов” - Культура и традиции, 2002 г.

3. Горичева В.С., Филиппова Т.В., “Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок” - Академия, К, 2000 г.

4. Комцев В.П., “Учим детей чувствовать и создавать прекрасное” - Ярославль, 2001 г.

5. Материал из интернета. mhtml: file://A:\o коллаже в Сети “Вся жизнь – коллаж”. Mht

6. Сокольникова Н.М., “Краткий словарь художественных терминов” - Титул, 1999 г.

7. Чечерин А.В., “Что такое художественное воспитание” - Москва, 1926 г.

8. Андреева Г.М., “Социальная психология”. -Москва, 1980 г.

9. Божович Л.И., “Этапы формирования личности в онтогинезе”. - 1978 г.

10. Нагибина М.И., “Из простой бумаги мастерим как маги” - Академия, К, 2001 г.

11. Перевертень Г.И., “Аппликация из цедры и шелухи лука” - Москва, 2004 г.

 

Мастер-класс «Основы коллажа для дошкольников». Обучение дошкольников коллажу (из опыта работы)

Людмила Моисеева
Мастер-класс «Основы коллажа для дошкольников». Обучение дошкольников коллажу (из опыта работы)

Работая в детском саду уже много лет и занимаясь изобразительной деятельностью, постоянно использую нетрадиционные техники рисования в работе с детьми.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как вместо готового образца демонстрируется лишь способ действия с материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом творчества.

Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации, требуют точности и быстроты движения, умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент, терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно не достигнуть).

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

В последнее время я всё чаще стала использовать в работе с детьми своеобразный коллаж для дошкольников. В таком виде его можно использовать с младшего дошкольного возраста.

Коллаж: от французского collage, что означает «наклеивание» — это такой прием в изобразительном искусстве, который предполагает, что есть основа, на которую наклеиваются любые материалы, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Коллаж-это произведение, целиком выполненное этим способом. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

Не секрет, что дети очень любят свои «произведения творчества». Они с удовольствием рассматривают их, дорисовывают, дополняют какими-то деталями, дарят своим близким людям. Вот эту особенность дорисовывать, дополнять - можно использовать для создания картин-коллажей. На одном листке бумаги мы с ребятами работаем в течение нескольких занятий (в конце каждого занятия надо обязательно сообщить, что будем делать в следующий раз).

Коллаж на тему «Водные обитатели»

1. Рисование (восковые мелки и акварельные краски) «Море волнуется». Дети рисуют волны восковыми мелками, затем тонируют акварельными красками весь лист бумаги.

 

 

 

 

Коллаж на тему «Воздушный транспорт»

1. Рисование гуашью «Самолёт летит» и облака.

2. Аппликация «Воздушные облака».

 

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: