Техническое описание маршрута

Завершающим этапом спортивного туристского похода, в первую очередь, является составление отчета о походе и передача его в маршрутно-квалификационную комиссию. Причем, краеведческие сведения в отчет входят почти во все его разделы. Для написания этих разделов отчета важно перед походом организовать сбор необходимой информации (литературные источники, отчеты в библиотеке МКК, консультации у членов МКК, и т.п.), а в самом походе организовать проведение необходимых наблюдений, фиксацию пути движения, корректировку карты, описание интересных объектов на маршруте и т.п.

Что бы техническое описание было насыщенным, помогало следующим группам безаварийно пройти маршрут, полностью отражало действительность, можно руководствоваться следующими требованиями к техническому описанию маршрута.

Основные требования к техническому описанию маршрута:
1. описание ведется в хронологической последовательности;

2. описываются ориентиры и расстояния между ними, направления движения, наличие и характеристика троп, дорог, растительности, рельефа, рек, населенных пунктов, мест ночлега, купания, наличие источников питьевой воды, описание сложных участков и действий группы при их преодолении, применяемая страховка и меры безопасности;

3.дается описание действий самой группы на маршруте, а не советы по прохождению (для водного похода техническое описание маршрута должно представлять собой не только лоцию реки, но и описание действий группы при преодолении препятствий);

4. описание должно соответствовать карте и фотографиям.

При характеристике элементов ландшафта в техническое описание попадают только те его особенности, которые важны для безопасного движения по маршруту. Так, например, при описании долины реки ограничиваемся только указанием общего профиля долины, окружающей растительности, проходимости берегов, а делать полное геоморфологическое описание долины нет необходимости.

Спортивный туристский поход характеризуется обязательным преодолением на маршруте естественных препятствий. Именно их количество и трудность преодоления определяют сложность маршрута, именно они являются ключевыми участками маршрута, его «изюминками». Описания таких участков рекомендуется проводить по стандартизированным методикам, разработанным Туристско-спортивным союзом России и опубликованным в сборнике «Русский турист». Это позволяет наиболее полно отразить все необходимые характеристики объекта, заниматься систематизацией таких сложных участков, вести картотеки перевалов, вершин и т.п.

Составление такого туристского отчета о спортивном походе должно считаться полноправным краеведческим материалом и даже краеведческим исследованием для спортивных туристских групп, неразрывной составляющей каждого похода со школьниками.


Краеведческое исследование

Темы краеведческих исследований на маршрутах спортивных походов могут быть самые разные в зависимости от интересов группы, исследовательских традиций, педагогических задач и т.п. Но в основе хотелось бы видеть темы, так или иначе направленные на безопасность походов, а также пополнение данных о туристско-экскурсионных и краеведческих объектах в районах, имеющих познавательный интерес для возможного использования их в работе с детьми. Сегодня собранная силами туристских групп краеведческая информация рассеяна по разным библиотекам МКК, школам, Домам творчества, Станциям юных туристов, однако требование времени и современные информационные технологии позволяют создать Общедоступную краеведческую Базу данных о туристско-экскурсионных и краеведческих объектах России.

Примером такой деятельности может быть создание в сети Интернет страницы «Азимут» (http://www.tours.ru/sport/) о школьном туризме в Москве, где помещены туристские отчеты и краеведческие исследования школьных групп, инструктивно-методические материалы, а также информация о текущих соревнованиях и слетах. Аналогичные страницы в сети Интернет созданы Центрами туризма г. Сочи, г. Ярославля и др.

Примерная тематика общедоступной краеведческой Базы данных о туристско-экскурсионных и краеведческих объектах России.

В краеведческую Базу данных предполагается включить комплексные описания:
1. локальных природно-экологических объектов;
2. обустроенных туристских стоянок как рекреационных объектов;
3. населенных пунктов, представляющих экскурсионный или краеведческий интерес;
4. промышленных и сельскохозяйственных предприятий, представляющих экскурсионный или краеведческий интерес;
5. транспортных узлов, плотин или иных антропогенных объектов, представляющих экскурсионный или краеведческий интерес;
6. объектов этнографии, топонимики, промыслов и других культурологических особенностей территорий, представляющих спортивный, экскурсионный или краеведческий интерес;
7. исторических памятников и событий, связанных с данным местом;
8. архитектурных памятников и исторических событий, связанных с данным местом.

Основой сбора материала для такой Базы данных могут быть «сквозные» краеведческие исследования ряда педагогов по одной избранной теме в течение нескольких лет в разных географических районах, на которых и построена их учебно-педагогическая и воспитательная работа. Примером такой «сквозной» темы могут быть исследования московских педагогов Александрова А.В. (краеведческие словари), Трубецкой Н.А. (этнография), Котляровой Е.А. (топонимика), Устинова С.В. (лекарственные растения), Либермана М.А. (создание учебных видеофильмов).











Заключение.

Общеизвестна мысль, что краеведение без туризма может быть, но туризма без краеведения не бывает. И это краеведение имеет свой особый статус, свою форму, которую мы называем туристским краеведением. Развитие туристского краеведения — актуальная проблема современной педагогики, всего детско-юношеского туризма, позволяющая решить многие проблемы обучения, воспитания и развития детей и подростков. Не свойственные туристскому походу формы краеведения снижают его педагогическую эффективность.
Однако туристское краеведение только начинает завоевывать должное место в ряду традиционных краеведческих исследований со школьниками. В связи с этим большую пользу развитию детско-юношеского туризма принесет включение в Туристско-краеведческого движения обучающихся России «Отечество» подпрограммы «Туристское краеведение».

В рамках этой подпрограммы можно было бы рассмотреть результаты спортивных походов и путешествий со школьниками России, тем самым помочь руководителям в осмыслении своей педагогической деятельности, а участникам походов поделиться краеведческим опытом по обеспечению безопасности прохождения спортивных маршрутов.

Альманах «Отечество», 2000 г., выпуск 6

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: