Новый образ мысли, стремление к изменению условий жизни заставляли людей подвергать сомнению устоявшиеся истины и придумывать новые. Поэтому к XVв. В развитии техники появились новшества.
Открытие водяного двигателя и другие открытия.
Например, сила падающей сверху на колесо воды заставляло сильнее двигаться верхнебойное колесо, которое могло в свою очередь приводить в движение тяжелый молот при ковке металла.
Такой водяной двигатель использовали для откачки воды из шахт. Кроме этого, водяное колесо соединяло с большими мехами, вдувавших воздух в доменную печь, где плавили железную руду и получали чугун. Если чугун переплавляли, получали железо и сталь, а это давало возможность для изготовления новых механизмов и различных станков – токарных, шлифовальных.
Много чугуна и стали нужно было для производства огнестрельного оружия: тяжелых пушек для осады крепостей и легких орудий для полевых сражений.
Развивалось кораблестроение, у моряков появились компас и астралябия – это приборы для определения места, где находится корабль.
А в XVв. Появился быстрый легкий парусник – каравелла, подвижный и вместительный. Он имел 3 мачты с парусами: косыми и прямыми и мог двигаться в нужном направлении не только при попутном ветре. На каравеллах отправлялись в далекие путешествия.
Развитие книгопечатания.
Развивались государства, города, науки и мореплавание. Возрастал объем знаний, и нужда в образованных людях, в расширении обучения, в книгах и конечно же в учебниках.
Сначала книги были рукописными и очень дорогими. Переписывали книги монахи и именно в монастырях были самые богатые библиотеки. Затем, после изобретения бумаги, для размножения текста, делали оттиски с деревянной или медной доски с вырезанными на ней буквами.
А в середине XVв. Немец, Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатание. Он стал отливать из металла отдельные литеры, из них составлял строки и страницы набора, с которых делал оттиск на бумагу. Он изобрел печатный станок.
В 1456 году Гутенберг выпустил первую печатную книгу – Библию.
Изобретение книгопечатания – одно из самых величайших открытий в истории человечества.
II Итог урока.
Вывод: Успехи в распространении информации позволили человеку сделать в позднее Средневековье очередной важный шаг – шаг к Новому времени, к открытию новых горизонтов.
III. Домашнее задание:
1. п. 26-27,30 (1-й урок), п. 28-29 (2-й урок)
2.Задание:
Ответить на вопросы письменно в тетради:
- Каковы истоки средневековой культуры?
- В чем особенности представлений о человеке в раннее Средневековье?
- Изменился ли взгляд на мир в период позднего Средневековья?
3.(по желанию) В тетради нарисовать карту Европы и отметить на ней университетские города в Средневековье.
4. Составить таблицу: «Достижения культуры Западной Европы в Средние века» (используя материал учебника п.26-30), презентацию и доп. материалы
образец таблицы:
Область культуры | Достижения |
Образование | |
Философия | |
Литература | |
Архитектура | |
Живопись | |
Наука |
Все задания выполнить в рабочей тетради.