Системы, силовое и вспомогательное оборудование тепловоза

 

6.1 Топливная система

6.1.1 Топливная система, в соответствии с рисунком 3 предназначена для подачи топлива под давлением к топливной аппаратуре дизеля, размещения запасов топлива, его фильтрации и подогрева.

Топливная система включает следующие основные агрегаты: бак для топлива 9, фильтр грубой очистки 7, топливный насос с приводом от дизеля 4, агрегат топливоподкачивающий 5, подогреватель топлива 6, фильтр тонкой очистки топлива 8, установленные на дизеле.

Топливный насос 4 является основным и подает топливо к насосам высокого давления во время работы дизеля. Топливоподкачивающий агрегат 5 включается перед пуском дизеля и автоматически отключается после его пуска.

При выходе из строя топливного насоса дизеля агрегат топливоподкачивающий может быть включен на постоянный режим работы.

Во время предпусковой прокачки системы и пуска дизель-генератора топливоподкачивающий агрегат 5 засасывает топливо по трубе заборного устройства из топливного бака 9 через фильтр грубой очистки 7(2) и по нагнетательной трубе через обратный клапан 14 подает топливо к фильтру тонкой очистки 8 и дальше в коллектор к топливным насосам дизеля. Избыток топлива через редукционный клапан 17 и подогреватель топлива 6 сливается в топливный бак 9.

Каждый цилиндр дизеля имеет свою топливную аппаратуру, состоящую из топливного насоса, трубопровода высокого давления и форсунки. Из топливных насосов топливо по трубопроводу поступает к форсункам, через которые происходит подача топлива в цилиндры дизеля. Топливо с подшипников топливоподкачивающего насоса и из полости высокого давления форсунок сливается в топливный бак.

Для поддержания необходимого давления подачи топлива к насосам высокого давления дизеля между топливным коллектором и сливным трубопроводом установлен редукционный клапан 17, отрегулированный на давление от 0,1 до 0,13 МПа (от 1 до 1,3 кгс/см2).

Для предохранения топливоподкачивающего агрегата 5 от перегрузки система имеет возможность перепускать избыток топлива из напорного трубопровода в сливной. Для этой цели на нагнетательном трубопроводе установлен предохранительный клапан 16, отрегулированный на давление 0,6-0,8 МПа (6-8 кгс/см2).

Сбор грязного топлива с полок блока дизеля производится в специальную емкость, расположенную на торцевом листе топливного бака со стороны задней тележки. Слив из емкости производится через кран, установленный на нижнем листе емкости.

Подогрев топлива осуществляется в подогревателе топлива горячей водой 1-го контура охлаждения дизеля.

По виртуальным манометрам дисплея машиниста контролируется работа системы подачи топлива в дизель:

· Давление топлива перед фильтром тонкой очистки (ФТОТ);

· Давление топлива в коллекторе перед ТНВД (после ФТОТ);

· Сигнализация минимального давления (менее 0,1 Мпа).

В процессе эксплуатации необходимо контролировать перепад давления топлива на фильтре тонкой очистки топлива по показаниям на дисплее машиниста и по достижении перепада до 0,15Мпа (1,5 кгс/см2) произвести замену фильтрующих элементов на ближайшем техническом обслуживании в депо.

6.1.2 Под главной рамой тепловоза, симметрично в продольном и поперечном направлениях, расположен топливный бак емкостью 8350 л. Крепление топливного бака к кронштейнам главной рамы осуществляется через проушины несущих листов топливного бака посредством болтов 1 в соответствии с рисунком 4 и штифтов 2, 3.

Топливный бак представляет собой сварную конструкцию коробочного типа, разделенную внутри перегородками на отсеки.

Заправка топливом производится через заправочные горловины 4, расположенные по правой и левой стороне топливного бака. Контроль за уровнем топлива осуществляется посредством визуальных уровнемеров 5, расположенные на торцевых стенках топливного бака, и автоматизированной системы контроля уровня топлива (АСК) 6.

На левой стороне топливного бака, по соседству с заправочной горловиной, расположено заборной устройство 7.

Для слива грязного топлива предусмотрен отстойник 8, приваренный к днищу топливного бака. С одной стороны отстойника расположен лючок для слива отстоя 9, закрытый крышкой, с другой стороны расположен клапан слива топлива 10. Для слива грязного топлива через лючок необходимо снять крышку.

Для промывания внутренней поверхности топливного бака предусмотрены специальные лючки 11, расположенные на боковых стенках топливного бака.

6.1.3 Клапан слива топлива в соответствии с рисунком 5 крепится на днище отстойника бака и предназначен для слива отстоя и топлива из бака. Для выпуска топлива или отстоя отворачивается пробка 1 и на ее место вворачивается специальный наконечник, который отжимает шарик 3 от кольца 2, открывая доступ на слив через отверстия в корпусе клапана.

6.1.4 Топливоподкачивающий агрегат в соответствии с рисунком 6 обеспечивает заполнение топливом рабочего пространства плунжерных пар топливных насосов высокого давления дизель-генератора под давлением, необходимым для нормальной работы дизель-генератора во время его пуска. Он состоит из электродвигателя 1 и топливоподкачивающего насоса 4, установленных на плите 10 и соединенных муфтой 2. Муфтовое соединение валов электродвигателя и насоса закрыто ограждением 3.

Топливо засасывается по всасывающему трубопроводу через фильтр грубой очистки и далее подается в нагнетательную магистраль, идущую к фильтру тонкой очистки.

Просочившееся топливо из помпы через уплотнения попадает на плиту и удаляется по трубе, соединенной с трубой слива грязного топлива с полок дизель-генератора, в бак сбора протечек.

6.1.5 Предохранительный клапан в соответствии с рисунком 7 предназначен для поддержания необходимого давления в нагнетательном трубопроводе топлива, а также для перепуска избыточного топлива через подогреватель топлива в топливный бак в период подготовки к пуску и во время пуска дизель-генератора. Он предохраняет фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки и уплотнений топливоподкачивающего агрегата от недопустимых давлений. Клапан отрегулирован на давление 0,6-0,8 МПа (6-8 кгс/см2).

6.1.6 Подогреватель топлива, изображенный на рисунке 8, представляет паяный пластинчатый теплообменник, состоящий из пакета связанных гофрированных металлических пластин с отверстиями для прохождения топлива и воды. Между пластинами и угловыми отверстиями формируются каналы, таким образом, что потоки двух сред протекают в противоположных направлениях через чередующиеся каналы по схеме противотока.

6.1.7 Фильтр грубой очистки в соответствии с рисунком 9 служит для предварительной очистки топлива. Описание фильтра приведено в руководстве по эксплуатации дизель-генератора.

6.1.8 Фильтр тонкой очистки в соответствии с рисунком 10 предназначен для предохранения деталей топливной аппаратуры от попадания механических примесей. Описание фильтра приведено в отдельной инструкции, поставляемой с каждым фильтром.

 

6.2 Масляная система

Масляная система предназначена для подачи масла к трущимся поверхностям деталей и сборочных единиц дизеля, отвода тепла от их поверхностей.

В масляную систему включен полнопоточный, автоматический, самоочищающийся

фильтр фирмы Болл-Кирх 20, установленный на дизеле.

Прокачка дизеля маслом перед его пуском и после его остановки в соответствии с рисунком 11 осуществляется маслопрокачивающим насосом 15, обеспечивая подвод масла через обратные клапаны 11(1) и 11(2), терморегулятор 16, охладители водо- масляные 2(1) и 2(2) на автоматический фильтр масла 20 и на вход в дизель 23, к трубе подвода масла на турбокомпрессор 24 и лоток 25 через редукционные клапаны 13(2) и 13(1) соответственно.

После пуска дизеля маслопрокачивающий агрегат автоматически отключается, и включаются два масляных шестеренчатых насоса 14(1) и 14(2); приводимые непосредственно дизелем.

Подробное описание узлов масляной системы и циркуляции масла в дизеле приведено в руководстве по эксплуатации дизель-генератора.

Периодическая продувка ресивера блока цилиндров выполняется с помощью трубы 26, продукты отстоя из ресивера собираются в баке сбора отработанного масла 22, откуда периодически через кран 10”7” удаляются за пределы тепловоза.

Выпуск воздуха из охладителей 2(1) и 2(2) при заполнении системы выполняется трубами 27, 28 соответственно. Вентили 4”2” и 4”3” встроены в корпус водомасляного теплообменника.

Вентиль 3”1” предназначен для отбора проб масла.

Запас масла, необходимый для циркуляции, находится в поддизельной раме.

Для заправки масла в поддизельную раму и слива его, кроме горловины, с левой стороны рамы дизель-генератора, имеется трубопровод, выведенный по обе стороны тепловоза с кранами 6”5” и 6”6”. Концы труб закрываются колпачками с прокладками внутри.

Для контроля за работой масляной системы установлены датчики температуры 8(1) и 8(2) и датчик давления 7. Работа системы контролируется по показаниям приборов на соответствующих диагностических экранах дисплея машиниста.

При заправке и сливе масла из системы и картера дизеля необходимо руководствоваться схемой.

 

 

6.3 Водяная система

6.3.1 Водяная система предназначена для отвода тепла, выделяющегося при работе дизель-генератора.

На тепловозе применена двухконтурная система охлаждения закрытого типа, в которой циркуляция охлаждающей жидкости проводится двумя одинаковыми по конструкции водяными насосами, установленными на дизеле.

В горячем контуре вода охлаждает втулки и крышки цилиндров дизеля, корпуса турбокомпрессора и выхлопных коллекторов. В холодное время года горячая вода используется для подогрева топлива и подогрева воды в баке умывальника.

В холодном контуре вода охлаждает масло дизеля в теплообменных аппаратах и надувочный воздух в охладителе надувочного воздуха.

Оба контура имеют общий расширительный бак.

Водяная система работает под избыточным давлением от 0,05 до 0,075 МПа (от 0,5 до 0,75 кгс/см2). Давление возникает в результате выделения пара из воды и изменяется в зависимости от режима работы дизеля. Избыточное давление поддерживается паровоздушным клапаном, находящимся в верхней части расширительного бака. В предохранительном клапане имеется обратный клапан, открывающийся при образовании в системе вакуума от 0,004 до 0,008 МПа (от 0,04 до 0,08 кгс/см2).

Краны, обозначенные на схеме водяной системы в соответствии с рисунком 12 номерами 13(64), 14(51), 14(57), 14(58), должны быть постоянно открыты в зимнее время для обеспечения подогрева охлаждающей жидкости холодного контура за счет межконтурного перепуска, топлива в топливоподогревателе и воды в баке умывальника.

Заправка системы водой производится через заправочные горловины 15(1) или 15(2), расположенные под главной рамой с разных сторон тепловоза. Заправка водой производится до появления воды из вестовой трубы водяного бака. Заправка водой бака умывальника производится через заправочную горловину 15(3), расположенную под главной рамой с левой стороны тепловоза. Для стравливания воздуха из системы охлаждения при экипировке тепловоза охлаждающей жидкостью, на верхней части коллекторов блоков секций и на верхней трубе холодного контура, расположенной в холодильной камере установлены автоматические воздухоотводчики 20(1)...20(2). Воздухоотводчики установлены через отсечные клапаны 1 9 (1). 19(4), позволяющие производить ремонт или замену воздухоотводчиков без слива охлаждающей жидкости из системы тепловоза.

6.3.2 Упругие компенсирующие соединения в соответствии с рисунком 14 устанавливаются на трубопроводе в местах соединения передних и задних коллекторов блоков секций, а также на подпиточной трубе горячего контура и на трубе обогрева бака умывальника. Указанные соединения предназначены для предохранения труб от воздействия сил вибрации и тепловых расширений, возникающих при работе дизель-генератора. Уплотнение состоит из патрубка 8, приваренного к трубе, подвижного 7 и неподвижного 6 фланцев и уплотнительного кольца 3, зажимаемого между фланцами и

патрубком 8. Элементом, гасящим вибрацию и уплотняющим соединение, является уплотнительное кольцо. Соединение позволяет компенсировать температурные изменения длины трубопровода и погрешности сборки. Зазор А между фланцами соединения должен быть от 8 до 2 мм.

6.3.3 В местах подсоединения трубопроводов горячего и холодного контуров к дизелю и на выходе из дизеля установлены компенсаторы сильфонные универсальные фланцевые КСУФ Ду80 мм 16 (1)…16(4). Указанные компенсаторы в соответствии с рисунком 13 предназначены для предохранения узлов дизеля от механического воздействия сил вибрации и тепловых расширений со стороны конструктивных элементов тепловоза, возникающих при штатной работе локомотива.

6.3.4 Паровоздушный клапан в соответствии с рисунком 15 предназначен для поддержания необходимого давления в расширительном баке при высокотемпературном режиме охлаждения дизеля и для сообщения бака с атмосферой при появлении разрежения в водяной системе. Клапан установлен в верхней части бака.

При повышении давления в баке более 0,05-0,08 МПа (0,5-0,8 кгс/см2) седло парового клапана 8 поднимается вверх, преодолевая сопротивление пружины 7. После поднятия седла клапана образуется кольцевой зазор между прокладкой 5 и посадочной поверхностью клапана. Через этот зазор и отверстия в крышке 6 выходит пар из бака в атмосферу. При установившемся нормальном давлении в баке седло клапана 8 опускается вниз и прижимается к прокладке 5, обеспечивая герметичность, и дальнейшее понижение давления в баке прекращается.

При охлаждении воды в расширительном баке образуется разрежение, а при достижении его от 1 до 10 кПа (от 0,01 до 0,1 кгс/см2) под действием избыточного атмосферного давления опускается тарелка 9 обратного клапана. Как только давление в баке выровняется с атмосферным, эластичная тарелка 9 прижмется к седлу клапана 8. Герметичность закрытия обеспечивается прокладкой 3.

6.3.5 Водяная система тепловоза оборудована датчиком-реле уровня типа ДРУ-1ПМ, вмонтированным в расширительный бак в соответствии с рисунком 16. Датчик предназначен для сигнализации о снижении уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения дизеля до аварийно-низкого, при достижении которого поплавок 2 опускается на рычаг 16, воздействуя на контакты микропереключателя 12. Сигнал о понижении уровня воды подается на блок МПСУ.

Уровень воды, при котором срабатывает реле, должен быть ниже оси датчика на величину, находящуюся в интервале от 5 до 15 мм.

Уровень воды, при котором срабатывает реле, регулируется болтом 10, ввернутым в рычаг поплавка 2. Функцию разделителя между жидкостью в расширительном баке и окружающей средой выполняет сильфон 3.

Для настройки датчика необходимо опустить вниз поплавок 2 так, чтобы рычаг 16 уперся в верхний срез кронштейна 9. Затем, вворачивая болт 10, добейтесь переключения контактов микропереключателя 12, после чего доверните болт еще на 1/3 оборота и зафиксируйте в таком положении контргайкой. Датчик-реле имеет устройство стопорное для фиксации поплавка при транспортировке тепловоза с осушенным расширительным водяным баком. Стопорное устройство имеет два фиксированных положения: для транспортирования и эксплуатации.

ВНИМАНИЕ: При транспортировке тепловоза с осушенным водяным


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: