Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах

Чтение художественной литературы в детском саду – знакомство дошкольников с удивительным миром книг

Лариса Морозова 01.11.2017   

Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.

 

Содержание:

1 Зачем дошкольникам художественная литература

1.1 Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах

2 Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы

2.1 Какие приёмы и методы можно использовать

2.2 Как объяснять детям незнакомые слова

2.3 Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению

2.4 Как заучивать с детьми стихи с помощью мнемотаблиц

2.4.1 Фотогалерея: мнемотаблицы для дошкольников

2.5 Как показывать детям иллюстрации

3 Общая структура занятия по чтению

3.1 Типы занятий по чтению в детском саду

3.2 Мотивирующее начало занятия

3.2.1 Появление игрового персонажа

3.2.2 Послание от героя

3.2.3 Предварительная беседа

3.2.4 Ознакомление с наглядными материалами

3.3 Примеры конспектов занятий

4 Варианты тем для занятий по чтению художественной литературы

4.1 Первая младшая группа

4.2 Вторая младшая группа

4.3 Средняя группа

4.4 Старшая группа

4.5 Подготовительная группа

5 Кружок по чтению художественной литературы в детском саду

6 Как организовать открытый просмотр занятия по чтению художественной литературы

7 Особенности проведения празднично-досуговых мероприятий по чтению

8 Видеоматериалы по теме

8.1 Видео: чтение стихотворений Агнии Барто об игрушках (младшая группа)

8.2 Видео: рассказывание и инсценировка сказки «Теремок» (вторая младшая группа)

8.3 Видео: «Путешествие по русским народным сказкам» (открытое занятие в средней группе)

8.4 Видео: занятие-путешествие по сказке «Гуси-лебеди» (старший дошкольный возраст)

 

Зачем дошкольникам художественная литература

Главная цель занятий по чтению художественной литературы в детском саду — формирование у дошкольников интереса к чтению. Начинается такая деятельность уже в первой младшей группе.

Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах

Дети первой младшей группы только начинают своё знакомство с миром художественного слова:

ü Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов.

ü Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка).

ü Воспитатель приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах.                                                            В первой младшей группе педагог приучает малышей к слушанию коротеньких произведений.

 

Вторая младшая группа может решать уже более сложные задачи на занятиях по чтению художественной литературы:

ü Дошкольники учатся прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам.

ü Воспитатель подводит малышей к пониманию поступков героев и их последствий.

ü Малыши под руководством педагога учатся инсценировать коротенькие отрывки из сказок, песенок, потешек.

ü Дети заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки.

Подробнее о чтении художественной литературы во второй младшей группе можно узнать из нашей статьи — Читаем художественную литературу во второй младшей группе.

К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:

ü Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.

ü Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.

ü Формирование навыка нравственной оценки произведения.

ü Развитие способности к сопереживанию героям.

В средней группе дети понимают, что из книг можно узнать много интересного и познавательного.

В старшей группе список задач расширяется:

ü Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).

ü Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.

ü Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.

ü Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.

ü Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.

ü Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

 

К задачам подготовительной группы относятся:

ü Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.

ü Развитие у дошкольников чувства юмора.

ü Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.

ü Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов).

ü Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.

 

Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы

Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: