Чтение художественной литературы в детском саду – знакомство дошкольников с удивительным миром книг
Лариса Морозова 01.11.2017
Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.
Содержание:
1 Зачем дошкольникам художественная литература
1.1 Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах
|
|
2 Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы
2.1 Какие приёмы и методы можно использовать
2.2 Как объяснять детям незнакомые слова
2.3 Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению
2.4 Как заучивать с детьми стихи с помощью мнемотаблиц
2.4.1 Фотогалерея: мнемотаблицы для дошкольников
2.5 Как показывать детям иллюстрации
3 Общая структура занятия по чтению
3.1 Типы занятий по чтению в детском саду
3.2 Мотивирующее начало занятия
3.2.1 Появление игрового персонажа
3.2.2 Послание от героя
3.2.3 Предварительная беседа
3.2.4 Ознакомление с наглядными материалами
3.3 Примеры конспектов занятий
4 Варианты тем для занятий по чтению художественной литературы
4.1 Первая младшая группа
4.2 Вторая младшая группа
4.3 Средняя группа
4.4 Старшая группа
4.5 Подготовительная группа
5 Кружок по чтению художественной литературы в детском саду
6 Как организовать открытый просмотр занятия по чтению художественной литературы
7 Особенности проведения празднично-досуговых мероприятий по чтению
8 Видеоматериалы по теме
8.1 Видео: чтение стихотворений Агнии Барто об игрушках (младшая группа)
8.2 Видео: рассказывание и инсценировка сказки «Теремок» (вторая младшая группа)
8.3 Видео: «Путешествие по русским народным сказкам» (открытое занятие в средней группе)
8.4 Видео: занятие-путешествие по сказке «Гуси-лебеди» (старший дошкольный возраст)
Зачем дошкольникам художественная литература
Главная цель занятий по чтению художественной литературы в детском саду — формирование у дошкольников интереса к чтению. Начинается такая деятельность уже в первой младшей группе.
|
|
Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах
Дети первой младшей группы только начинают своё знакомство с миром художественного слова:
ü Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические), обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов.
ü Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка).
ü Воспитатель приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах. В первой младшей группе педагог приучает малышей к слушанию коротеньких произведений.
Вторая младшая группа может решать уже более сложные задачи на занятиях по чтению художественной литературы:
ü Дошкольники учатся прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам.
ü Воспитатель подводит малышей к пониманию поступков героев и их последствий.
ü Малыши под руководством педагога учатся инсценировать коротенькие отрывки из сказок, песенок, потешек.
ü Дети заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки.
Подробнее о чтении художественной литературы во второй младшей группе можно узнать из нашей статьи — Читаем художественную литературу во второй младшей группе.
К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:
ü Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.
ü Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.
ü Формирование навыка нравственной оценки произведения.
ü Развитие способности к сопереживанию героям.
В средней группе дети понимают, что из книг можно узнать много интересного и познавательного.
В старшей группе список задач расширяется:
ü Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).
ü Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.
ü Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.
ü Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.
ü Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.
ü Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.
К задачам подготовительной группы относятся:
ü Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.
ü Развитие у дошкольников чувства юмора.
ü Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.
ü Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов).
ü Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.
Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы
Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать.