Стиль отношения преподавателя к студентам в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.
В настоящее время выделяют следующие стили отношения преподавателя к студентам.
Авторитарный, для которого характерно стремление педагога к жесткому управлению и всеобъемлющему контролю. Это выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку обучающийся не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа, и что ждет впереди. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия.
|
|
Исследования показали, что такое поведение преподавателя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность. Исследования показали, что там, где преобладает авторитарный стиль, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием часто скрываются значительные изъяны работы педагога по нравственному формированию личности обучающихся.
Попустительский, главной особенностью этого стиля является самоустранение преподавателя из учебно-воспитательного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль педагога считается наименее предпочтительным. Результаты его апробации - наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что обучающиеся не бывают, удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.
При партнерском стиле преподаватель в постановке и решении педагогических задач учитывает свои особенности и, главным образом, особенности студентов, ориентируется на то, что отличает одного студента от другого, стремится включить студента в выбор и достижение конечной цели работы. Студент в рамках такого стиля рассматривается как активный участник совместной деятельности. При этом преподаватель позитивно относится и к личности, и к способностям студента, видит в нем значительные изменения.
|
|
Демократический, характеризуется тем, что педагог, прежде всего, оценивает факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что обучающиеся принимают активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у них развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. При демократическом стиле руководства педагог опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность студентов. В организации деятельности коллектива он старается занять позицию "первого среди равных". Преподаватель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям обучающихся, вникает в их личные дела и проблемы. Совместно обсуждаются проблемы учебной деятельности, и делается выбор, но окончательное решение формулирует педагог.