Действие – сцена народного праздника в заповедном лесу

Римский-Корсаков. 1844-1908.

Опера «Снегурочка»

 

 

«Снегурочка»- третья опера Римского-Корсакова. Её композитор

считал едва ли не лучшим своим произведением и любил более всех других своих произведений. Создание «Снегурочки» протекало в исключительно благоприятных обстоятельствах и очень быстро. Опера была написана за лето 1880г. по сказке Островского. Римский-Корсаков был действительно влюблён в эту поэтическую сказку. К творческой работе располагала вся обстановка деревенского захолустья, а также живописные окрестности имения Стелёво, где отдыхал композитор. «Снегурочка» была поставлена в январе 1882г.  

 Римского-Корсакова особенно влекли в сказке Островского языческие обрядовые сцены, в которых изображались поверья и обычаи, поклонение силам природы и более всего мифическому солнечному божеству Яриле солнцу.  (Оперы «Майская ночь», «Млада», «Ночь перед рождеством»). Много раз композитор обращался к изображению свадебного обряда – одного из самых богатых в художественном отношении проявлений старинного бытового уклада.

Для Римского-Корсакова «Снегурочка» - это поэтическая светлая сказка. В ней прославляется жизнь народа по естественным и могучим законам природы. Природа здесь – центр всего. Она источник благоденствия народа-земледельца и источник вдохновения для поэтического и музыкального народного творчества.

Музыка «Снегурочки» насыщена подлинными народными темами. В опере 17 народных напевов и инструментальных наигрышей. Сверх этого композитор записал с «натуры» напевы птиц для музыкальной характеристики Весны. В опере Римский-Корсаков использует лейтмотивы [1] (либо гармонические, либо тембровые, либо мелодические), которые закрепляет за ведущими образами. В опере преобладают закруглённые номера, хотя присутствуют и сквозные сцены с более свободным развитием действия. Вообще же Римский-Корсаков убеждён, что «опера – произведение музыкальное», и что оперный композитор не должен приносить музыку в жертву драматической стороне произведения (как, например, Мусоргский). Именно в этой опере Римский-Корсаков нашёл поистине волшебные оркестровые краски, а в гармонии впервые широко стал использовать уменьшённые и увеличенные трезвучия и лады для обрисовки сказочных и фантастических персонажей.

Пролог – один из лучших образцов программной музыки Римского-Корсакова.

Краткое содержание. Пролог

Появляется Весна, она повествует о том, что 16 лет назад стала супругой деда Мороза и матерью девочки-Снегурочки. С тех пор царство берендеев живет в постоянном холоде, ведь ревнуя, Ярило-Солнце скупо дарит свое тепло и свет.
Деду Мороз готов оставить землю берендеев, но беспокоится о Снегурочке, зная, что Ярило хочет заронить в ее сердце жар любви, который погубит бедняжку.


В конце концов, Мороз и Весна решают отправить Снегурочку к берендеям. Это радует дочку, которую давно влекут песни пригожего пастуха Леля. Поручив Снегурочку заботам Лешего, Мороз и Весна уходят.

Появляются берендеи празднующие проводы Масленицы. Бобыль с Бобылихой, примечают Снегурочку и забирают себе в дочки.

Оркестровое вступление - это зимний пейзаж и одновременно экспозиция (показ) сказочных образов: Деда Мороза, Весны-Красны, Лешего. Лейтмотив Мороза – холодный, суровый, звучит у виолончелей и контрабасов. Гобой и английский рожок подражают перекличке петухов, которая доносится из слободы, где живут берендеи (папка№6 трек 13-14). В основе лейтмотива Лешего – тритон, а в гармонии – Ув. 53. Напевный лейтмотив Весны звучит в более «тёплых» тембрах валторны и струнных, а подвижные фигурации флейты пикколо передают щебет и гомон птиц - постоянных спутниках весны. Лейтмотив звучит в ля мажоре, который у композитора ассоциируется с молодостью, цветами. (папка 6 трек 17-18).

Песни и пляски птиц. Это хоровая сцена. В основе её две темы: ритмического и мелодического склада. Оркестровое вступление изобилует  звукоподражательными мотивами – птичьими напевами, записанными с натуры. Это крик кукушки, стук дятла, пощёлкивание, посвистывание рябчика. Хор выдержан в лёгкой прозрачной звучности, чему способствуют верхние регистры и оркестровка. В оркестре используются деревянные духовые инструменты, и совсем отсутствуют медные.

Лирический центр пролога– ария и ариетта Снегурочки. (Колоратурное сопрано). Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить» – ми мажор (опять светлая диезная тональность), портрет Снегурочки. Поскольку, существо она сказочное, холодное, в мелодии мало напевности. Преобладают мотивы инструментального характера. В оркестре солирует флейта, исполняющая лейтмотив Снегурочки. Теперь он будет сопровождать каждое появление Снегурочки.

Ариетта Снегурочки «Слыхала я». В ней Снегурочка рассказывает о том, как неудержимо тянет её к людям. Римский-Корсаков указывает, что тема ариетты передаёт «поэтическое чувство, в скрытом состоянии живущее в душе холодной девушки Снегурочки». 

Проводы масленицы. Тема прихода Весны получает дальнейшее развитие во второй части пролога, в большой обрядовой сцене «Проводы масленицы». В ней композитор широко использовал народные напевы из своего сборника «Сто народных песен». Ряд тем Римский-Корсаков сочинил в стиле древних календарных обрядовых песен. Первая тема – подлинно народная песня волочебников,[2] имеет весёлый, плясовой характер: «Раным-рано куры запели». Это тема с вариациями. В сцене «Проводы масленицы» преобладает диатоника, в ней много мелодий, имеющих народный характер, сочинённых композитором.

1 действие.

В деревне Снегурочке нравится пастух Лель. Лель исполняет для нее песню и получает в дар цветок, но услышав зов, бросает подарок и спешит к другим девушкам. Появляется красавица Купава, рассказывая огорченной Снегурочке о женихе Мизгире и предстоящей свадьбе. По давнему обычаю, жених должен выкупить будущую жену у подружек. Но взгляд Мизгиря во время свадебного обряда, останавливается на Снегурочке. Сраженный красотой, жених отказывается от невесты. Опозоренная Купава, в отчаянии отправляется искать правды у царя Берендея.

Образ Леля (контральто [3]) – наиболее яркий представитель Ярилина (солнечного) начала. Юный пастух олицетворяет искусство и любовь. Эти два начала – дары Ярилы Солнца и, одновременно, выражение неиссякаемых творческих сил человека. Лель – единственный герой оперы, охарактеризованный только песнями. Каждое появление Леля сопровождается наигрышем кларнета, подражающему пастушьему рожку.

2 действие.

Царский терем. Все прославляют царя, но Берендей обеспокоен, ведь солнце за что-то рассержено на берендеев. Чтобы умилостивить Ярилу, Берендей хочет отметить наступление лета свадьбами всех влюбленных пар царства. В слезах, вбегает Купава и падает в ноги царю, прося заступничества и наказания для ее обидчика. Разгневанный Берендей обрекает Мизгиря на вечное изгнание, но увидев красоту появившейся Снегурочки, меняет свой приговор. Если Мизгирь до рассвета Ярилина дня сумеет разжечь сердце Снегурочки, она будет отдана ему в жены.

В центре его – царь Берендей (тенор[4]) – мудрый правитель и тонкий ценитель красоты. Показаны идиллические, патриархальные взаимоотношения царя и народа. Сцена суда открывается оркестровым номером: «Шествие царя Берендея». Главная тема шествия состоит из коротких резко очерченных мотивов. Она построена на контрастах f и p, на сопоставлении звучания разных регистров и неожиданных тембрах.[5] Так музыка рисует внешний причудливый облик царя: шутливо-грозный и старчески-немощный.

Каватина Берендея: «Полна, полна чудес могучая природа» -одна из лучших поэтических страниц оперы. Царь поражён красотой Снегурочки. Вокальная партия звучит в дуэте с солирующей виолончелью. Её тембр – мечтательный и томный, поддерживает задумчивый и нежный характер музыки. Каватина раскрывает внутреннюю сущность царя Берендея, его поэтическую натуру и юношескую свежесть души.

действие – сцена народного праздника в заповедном лесу.

Лес в царстве берендеев накануне Ярилина дня полон парней и девушек, водящих хороводы и поющих песни. За пение, Берендей приглашает Леля избрать девушку, которая в награду поцелует его. С томлением Снегурочка ждет, что пастух остановит свой выбор на ней, но избранница Леля- красавица Купава. Снегурочка в одиночестве тоскует и мечтает о молодом пастухе. Появившийся Мизгирь, влюбленными речами смущает Снегурочку. Отчего девушка убегает прочь.

 (Праздник солнца – Ярилин день). В этой сцене звучит хор «Ай во поле липенька» - хороводная подлинно народная песня обработана композитором в подголосочной манере с сохранением ладовых особенностей напева. (7 низкая ступень – миксолидийский лад)

3-я песня Леля. Одна из лучших популярнейших номеров оперы, написана в стиле хороводных народных песен. Наигрыш кларнета, всюду сопровождает Леля и мастерски воспроизводит народный инструментальный стиль. Форма песни – куплетно-вариационная, всего 3 куплета. Каждый куплет заканчивается весёлым плясовым инструментальным проигрышем кларнета. В песне есть детали звукоизобразительного характера: рокот литавр в начале песни подражает отдалённым раскатам грома.

В третьем действии есть большая вокально-симфоническая картина волшебных превращений сказочно ожившего заповедного леса. Таинственное фугато рисует вырастающие на пути Мизгиря ряды деревьев. Поистине волшебна музыка светляков. Она звучит в тот момент, когда призрак Снегурочки превращается в пень со светляками. Благодаря участию в оркестре колокольчиков, тема светляков становится «мерцающей» и загадочно призрачной. Эта сцена и в целом отличается фантастичностью оркестровых красок. В ней нашли широкое применение тритоны, которые связываются здесь с мрачным образам Лешего.

4 действие – финал оперы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: