МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ «СОМК»)
НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЕ
ПО ОП 01 Здоровый человек и его окружение,
Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста.
Для специальности 31.02.01 Лечебное дело
Углубленной подготовки очная форма обучения
Преподаватель:
Чернухина Э.М.
г. Нижний Тагил
2019 год
Одобрено на заседании ЦМК «Сестринское дело» Протокол № ______ от «___»_________20__г. Председатель ЦМК _____________ // | Составлено в соответствии с ФГОС СПО по специальности: Сестринское дело УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ____________/О.Н. Тонкушина / |
Согласовано на заседании методического Совета Протокол № ___ от «___»_________20__г. |
Содержание:
Введение ………………………………………………………….………
1. Учебно-тематический план …………………………….………..……
2. Содержание самостоятельной работы обучающихся………….……
3. Вопросы для подготовки к зачету ……………………………..…….
5. Вопросы к экзамену ………………………………………..…..……..
Введение
ОП 01 Здоровый человек и его окружение,Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста -дисциплина профессионального цикла.
Цели и задачи изучения дисциплины “ Здоровый человек и его окружение» является
Уметь:
- оценивать параметры физиологического развития человека в разные возрастные периоды;
-выявлять проблемы человека в разные возрастные периоды, связанные с дефицитом знаний.умений,навыков в области укрепления здоровья;
-обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды;
знать:
- понятия «Здоровье», «качество жизни» «факторы риска болезни»;
- основные факторы риска болезней в разные возрастные периоды;
- периоды жизнедеятельности человека;
- анатомо-физиологические и психологические особенности человека;
-универсальные потребности человека в разные возрастные периоды;
- значение семьи в жизни человека.
Курс состоит из лекций, на которых раскрывают основные проблемные вопросы по каждому разделу и практических занятий, на которых проводится углубленное изучение отдельных разделов курса и индивидуальных (самостоятельных) занятий.
Самостоятельная работа студентов является важным видом учебной деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа проводится с целью:
· формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся; формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся;
· обобщения, систематизации, закрепления, углубления и расширения полученных знаний и умений обучающихся;
· формирования умений самостоятельного поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста;
· развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
· формирования самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации;
· формирования умений использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
· развития культуры межличностного общения, взаимодействия между людьми, формирование умений работы в команде.
Федеральным государственным образовательным стандартом предусматривается 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу обучающихся (далее СРС).
Самостоятельная работа обучающимся выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Обучающиеся, не выполнившие программу самостоятельной работы и не получившие отметку, считаются имеющими академическую задолженность.
Надеемся, что выполнение заданий, предусмотренных данной Программой поможет научиться самостоятельно, творчески мыслить, правильно оценивать свои возможности.
В данной программе ко всем разделам курса представлены задания для самостоятельной работы, порядок их выполнения, критерии оценки, список необходимой литературы. В программе, для подготовки к зачету, экзамену размещены списки вопросов.
Изучение дисциплины ОП.01. Здоровый человек и его окружение направлено на освоение элементов общих и профессиональных компетенций:
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.
ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию.
ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.
ПК 5.6. Оформлять медицинскую документацию.
1. Учебно-тематический план: самостоятельной работы обучающегося по ОП 01. “Здоровый человек и его окружение” Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста.
Наименование раздела, темы | Кол-во часов |
Всего аудиторной нагрузки/самостоят.раб | |
Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста | 54 |
Тема 1. Введение в геронтологию. Основные понятия, Теории и механизмы старения. | 4 / 3 |
Тема 2. Анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста | 6 / 4 |
Тема 3.Организация социальной помощи населению старших возрастных групп. | 8 / 4 |
Тема 4.Организация медицинской помощи населению старших возрастных групп. | 8 / 4 |
Тема 5. Искусство продления жизни | 8 / 4 |
Тема 6. Медико-социальные и психологические аспекты смерти | 4 / 2 |
Итого | 36 || 18 |
2. Содержание самостоятельной работы обучающегося междисциплинарному курсу « Здоровый человек и его окружение”
Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста. Тема 1. Введение в геронтологию. Основные понятия, теории и механизмы старения.
1. Цель задания: выполнение задания для формирования профессиональных компетенций, изучения современных представлений о здоровье в разные возрастные периоды;
2. Формируемые умения, знания: подготовить реферативные сообщения, выполнить поиск информации с использованием компьютерной техники и Интернета, и др.
3. Содержание задания:
1. Изучение теоретического материала по лекциям, ответить на вопросы в тетради: -
-Перечислите какие государственные и муниципальные учреждения здравоохранения призваны оказывать гериатрическую помощь людям
- Перечислите факторы риска преждевременного старения:
- Перечислите какие задачи решает сестра при работе с гериатрическим больным:
- Перечислите основные методы определения биологического возраста:
- Перечислите каким основным принципам ухода следует обучить пожилого пациента и его родственн
2. Реферативные сообщения:
1. «Роль пожилого человека в современном обществе»,
2. «Причины, влияющие на среднюю продолжительность жизни в России и регионах»,
3. «Теории и механизмы старения»,
4. «Стресс и его влияние на среднюю продолжительность жизни»,
5. «Влияние антропогенных и экологических факторов на продолжительность жизни людей».
Тема 2. Анатомо –физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста.
1.Изучение теоретических вопросов и конспект в тетради:
-Анатомо-физиологические изменения в пожилом и старческом возрасте.
-Возможные проблемы в удовлетворении универсальных потребностей человека в преклонном возрасте.
2.Реферативные сообщения:
1. «Причины возникновения старческого слабоумия, профилактика. Формирование ухода»,
2. «Проблемы одиночества в старости и формирование депрессий у пожилых и старых людей»,
3. «Активное долголетие и способность к самообслуживанию в старости»,
4. «Мнестические и когнитивные расстройства у пожилых и старых
людей. Принципы оказания помощи и формирования ухода».
1. Цель задания: выполнение задания для формирования профессиональных компетенций, изучения современных представлений о здоровье в разные возрастные периоды;
2.Формируемые умения, знания: подготовить реферативные сообщения, выполнить поиск информации с использованием компьютерной техники и Интернета, и др.
Тема 3. Организация социальной помощи населению старших
1.Выполнение самостоятельного «социального» патронажа, оформление отчета в соответствии с планом, с выводами и предложениями.(приложение№2)
2. Составление рекомендаций по решению проблем пожилого человека:
а.\ Составить план обучения поддержанию безопасности пожилого человека.
б.\ Составить рекомендации по решению проблем пожилого человека.
в.\ Составить рекомендации для родственников по уходу за пациентом преклонного возраста
2. Реферативные сообщения:
1. «Роль социального окружения на формирование здорового образа в жизни в старости»,
2.«Семья и счастливая старость»,
3. «Пенсионный стресс и меры его преодоления»,
4. «Дневные стационары и дома дневного пребывания - формы внестационарной помощи пожилым»,
5. «Формирования социальной помощи лицам преклонного возраста в территориальных социальных центрах.
Тема 4.Организация медицинской помощи населению старших возрастных групп
1. Составление рекомендаций по решению проблем пожилого человека.
-Составление плана обучения помощи пожилому человеку при нарушениях слуха, зрения.
-Составление плана беседы по организации самоухода.
2. Составление рекомендаций для родственников по уходу за пациентом преклонного возраста. Разработка рекомендаций для пациентов преклонного возраста с целью профилактики кишечных инфекций, педикулеза, отравлений.
3. Реферативное сообщение по теме:
«Лекарственное лечение в старости»,
«Профилактика нарушения регионального кровообращения при малоподвижном образе жизни»,
«Формирование диетического питания лиц пожилого и старческого возраста»,
«Профилактика травматизма в старости и принципы оказания помощи при заболеваниях опорно-двигательного аппарата»,
«Принципы обучению самоуходу лиц пожилого и старческого возраста».