Записываем в конспект
Слово этика – греческое, образованное от ethikos – касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения. Этика – учение о морали и, в частности, о правилах и нормах человеческого поведения, об обязанностях людей по отношению друг к другу. Этикет (фр. Etiquette) в переводе на русский язык означает «ярлык», «этикетка». Этикет – это правила поведения и общения людей, принятые в данном обществе. Этикет подчинён сложившейся у данного народа системе ценностей. Выполнять предписания этикета означает принимать сложившуюся систему ценностей. С помощью этикета можно измерить отношения между людьми: отношения близкие или далёкие, тёплые или прохладные, дружеские или натянутые, равные или неравные. Общаясь с людьми, мы так или иначе оцениваем отношения с ними, подводим эти отношения под определённый тип, регулируем их, и помогают нам в этом средства этикета.
Записываем в конспект
«Из истории делового этикета»
Основы современного служебного этикета фактически были заложены «Генеральным регламентом» Петра 1, вобравшем в себя лучший отечественный и зарубежный опыт. «Генеральный регламент» вышел в 1720 году. А ещё в 1715 году Пётр1 послал своих представителей в Швецию, Данию и Германию для изучения коллегиальной системы управления и возможности её использования в России. Посланники Петра 1 собрали материалы и представили доклады об устройстве коллегий в этих странах. Изучив материалы, за образец взяли шведские коллегии и решили вводить систему коллегиального управления постепенно, учитывая особенности российского государственного строя. В 1722 году был издан «Табель о рангах», положивший начало строгой системе чинов, званий, титулов, употребление которых было обязательно вплоть до 1917 года.
|
|
5. Деловой этикет – установленный порядок поведения в сфере бизнеса и в сфере деловых контактов
6. Деловой человек. Каков он?
Отметьте качества, которые, на ваш взгляд, являются личностными качествами делового человека:
- Уверенность в себе
- Самоуверенность
- Владение предметом коммуникации
- Информированность и компетентность
- Вспыльчивость
7. Записываем в конспект:
«Из истории русского этикета»
До революции в России издавалось много книг, в которых излагались правила хорошего тона. Ещё в 16 веке был издан «Домострой» – свод правил поведения горожанина, которыми он должен руководствоваться в отношении к власти, церкви, семье и слугам. В бурную эпоху Петра 1ломка традиций старой Руси сопровождалась ломкой старого этикета. Чтобы сломать патриархальный уклад, мешающий сближению России с цивилизованной Западной Европой, Пётр 1 вводил новые правила поведения. В 1717 году по инициативе Петра 1 была создана книга «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Давая советы, авторы поясняли личностную ценность этих правил. Учтивость и вежливость нужны не только тем, с кем молодой человек общается, но и ему самому, так как «лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван»
|
|
8. Давайте вспомним слова А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и мысли». Как всё это звучит современно и актуально!
9. Этикет деловой речи имеет определённые этикетные характеристики. Из всего большого списка ситуаций делового общения мы рассмотрим формулы приветствия и прощания, извинения, этикет телефонных разговоров, выражение стандартных ситуаций в деловом общении.
Как вы обратитесь к официальному лицу?
Этикет деловой речи имеет определённые этикетные характеристики:
- Формулы приветствия и прощания
- Извинения
- Этикет телефонных разговоров
- Выражение стандартных ситуаций в деловом общении
Как обратиться к официальному лицу?
Принято говорить:
Простите…, Извините…, Будьте добры…, Будьте любезны…, Скажите, пожалуйста…,
К подчёркнуто вежливым обращениям относятся выражения: Простите за беспокойство…, Не будете ли вы так любезны…
После этих слов возможны следующие обращения:
Товарищ милиционер…, Секретарь…, Директор…, Господин Сидоров…, Госпожа Иванова…(если известна фамилия официального лица, официальное обращение), Гражданин…, Гражданка…(обращение, употребляемое в государственных учреждениях).
Как закончить официальный разговор?
- Благодарю вас за помощь (за нужную информацию), до свидания!
- Спасибо за помощь! Всего доброго! Будьте здоровы!
- Разрешите попрощаться! Позвольте попрощаться!
10. Выполните задания:
1. Как вы обратитесь к:
секретарю приемной комиссии института, в которой вы собираетесь поступать, с просьбой перечислить необходимые для допуска к экзаменам документы;
водителю автобуса с просьбой продать абонентную книжку; с вопросом, когда будет остановка «Александровский сад»;
начальнику паспортного стола с просьбой рассказать, что нужно для получения паспорта;
работнику электромастерской с просьбой выполнить ваш заказ срочно;
смотрителю политехнического музея с просьбой показать зал новых изобретений;
преподавателю курсов с просьбой (вопросом), какие книги потребуются для занятий;
работнику отдела кадров с вопросом, какие документы нужны;
директору автошколы с вопросом, с какого времени (возраста) можно обучаться в их школе.
2. Обратитесь к незнакомым лицам, если вы звоните:
в справочное бюро аэропорта, железнодорожного вокзала; – на работу вашего отца, матери, в поликлинику, где будете проходить диспансеризацию, медицинскую комиссию; в приемную комиссию техникума с просьбой узнать результаты экзамена по истории; на курсы иностранного языка, где бы вы хотели заниматься.
3. Дополните выражения, учитывая условия, в которых могут они быть произнесены:
– Вы не могли бы уделить мне…(в отделе кадров организации, куда вас направили на стажировку).
– Вы не можете… (за 15 минут до обеденного перерыва в отделе доставки на почте).
– Я могу отнять у вас… (у секретаря декана техникума, в который вы хотели бы поступить).
4. Отметьте ошибки в использовании эмоционально окрашенных слов в деловой речи.
Мозговали долго и, наконец, нашли решение. В грядущие годы бухгалтер из простого регистратора операций превратился в лицо, облаченное большим доверием правления компаний. Хищения производились путем непосредственного изъятия продуктов из кладовки. Необходимо претворить в жизнь наши наметки по выпуску обуви. Этот дом, построенный руками наших доблестных строителей, сдан досрочно. Беда сваливается на голову молодого врача, когда он находится при исполнении своих обязанностей.
|
|
5. Отметьте случаи нормативного употребления устаревших слов. Исправьте предложения.
Сей случай вызвал немало разговоров на заводе. Я мог бы рассказать, как ломали характер наладчика Николаева. Сколь это ни страшно, у нас нет контактов с этим институтом. Было бы заблуждением уповать только на комитет и думать, что с его образованием недостатки сдует как ветром. Амортизационные начисления надобно проводить ежемесячно.
6. Подберите нейтральные синонимы к словосочетаниям официально-делового стиля:
Оказать помощь – помочь, убийство –,
одержать победу –, подвернуть осмотру –,
совершать побег –, провести ремонт –.
7. Какие диалоги могут состояться в следующей ситуации?
В технической библиотеке, в библиотеке иностранной литературы в справочном отделе об интересующих вас журналах, книгах; По телефону, данному в объявлении о курсах иностранного языка, скорочтения; По телефону справочной службы выставочного комплекса о дне закрытия выставки; В личной беседе с секретарем комиссии о возможности подать апелляцию; В технической библиотеке, в библиотеке иностранной литературы в справочном отделе об интересующих вас журналах и книгах; По телефону, данному в объявлении о курсах иностранного языка, скорочтения; По телефону справочной службы выставочного комплекса о дне закрытия выставки; В личной беседе с секретарем комиссии о возможности подать апелляцию.
8. Как ответить на телефонный звонок и обращение по телефону? (Вам позвонили)
– Алло!
– Да!
– Слушаю! Слушаю вас! Я слушаю! Вас слушают!
9. Ответьте согласием на просьбы.
– Необходимо принести медицинскую справку о состоянии здоровья
– ….
– Статья должна быть написана ко вторнику.
– ….
– Не могли бы вы передать эти письма вашему учителю истории?
– ….
– Не могли б передать эти книги Сидоровой Ане. Она забыла из здесь ещё на прошлой неделе.
– ….
– Необходимо принести медицинскую справку о состоянии здоровья
– ….
– Статья должна быть написана ко вторнику.
– ….
– Не могли бы вы передать эти письма вашему учителю истории?
– ….
– Не могли б передать эти книги Сидоровой Ане. Она забыла их здесь ещё на прошлой неделе.
– ….
|
|
10. Ответьте отказом на следующие просьбы, предложения.
– Останьтесь после занятий, мне нужно с вами поговорить
– ….
– На это вам потребуется всего два часа.
– ….
– Вы не можете уделить мне 15 минут?
– ….
– Мне было бы интересно поговорить с вами, ведь вы уже три года занимаетесь делопроизводством в школе.
– ….
11. Используя данные выражения попрощайтесь:
– с секретарем колледжа, училища, куда вы заходили по делам; – с библиотекарем районной библиотеки; с преподавателем, с которым вы разговаривали по телефону.
Как ответить на телефонный звонок и обращение по телефону? (Вам позвонили)
– Алло!
– Да!
– Слушаю! Слушаю вас! Я слушаю! Вас слушают!