ЛЕКЦИЯ 1
Классификация ремонтных работ
Организация ремонта оборудования.
Виды ремонта.
Современное оборудование может состоять из трех частей: механической (включающей и гидравлические устройства), электрической и электронной.
Рациональное техническое обслуживание замедляет процесс износа и сокращает количество отказов и связанные с ними потери основного производства.
По способу организации различают два вида ремонта: плановый и внеплановый (ГОСТ 18322-78).
Плановый ремонт предусматривается рациональной системой технического обслуживания и ремонта оборудования и выполняется или через установленное нормами количество часов, отработанных оборудованием, или по достижении им установленного нормами технического состояния.
Внеплановый ремонт также предусматривается рациональной системой технического обслуживания и ремонта оборудования, но осуществляется в неплановом порядке, по потребности. К этому виду относится аварийный ремонт, обусловленный недостатками конструкции и изготовления оборудования.
Для устранения повреждений и износов, относящихся к разным группам, требуются принципиально отличающиеся по характеру ремонтные работы. Поэтому по составу и объему работ рациональная система технического обслуживания и ремонта оборудования предусматривает два вида ремонта: текущий и капитальный.
Текущий ремонт - это плановый ремонт, выполняемый с целью гарантированного обеспечения работоспособности оборудования в течение установленного нормативами количества часов работы до следующего ремонта. Он состоит в замене или восстановлении отдельных деталей или сборочных единиц.
Капитальный ремонт - это плановый ремонт, выполняемый с целью восстановления исправности и гарантированного обеспечения работоспособности оборудования в течение установленного нормативами количества часов работы до следующего капитального ремонта.
Система ППР - совокупность организационных и технических мероприятий по уходу, надзору, и всеми видами ремонтов, производимых в порядке профилактики по заранее разработанному плану с целью бесперебойной работы данного оборудования.
Система ППР включает в себя:
1) межремонтное профилактическое обслуживание оборудования;
2) применение при ремонте современных передовых технологий, обеспечивающих высокое качество и долговечность;
3) проведение при ремонте оборудования модернизации отремонтированных узлов и механизмов;
4) организация снабжения предприятия запасными частями, деталями и техническими материалами;
5) организация контроля качества ремонта оборудования и порядка обслуживания в процессе эксплуатации.
В систему ППР входят следующие виды работ и ремонта:
- межремонтная профилактическое обслуживание;
-текущий ремонт;
- средний;
- ремонт;
- капремонт.
Межремонтное профилактические обслуживание – осуществляется силами эксплуатационного персонала,
Перечень работ по профилактическому обслуживанию:
- обтирка;
- промывка;
- чистка оборудования и содержание рабочего места в чистоте;
- смазка;
- наблюдение за состоянием подшипников, натяжных приводных ремней, прессов, цепей;
- проверка состояния болтовых, шпоночных и клиновых соединений;
- контроль стыковых и сальниковых уплотнений, действие тормозов и приспособлений для аварийной остановки машин;
- устранение мелких дефектов, выявляемых в процессе работы за смену.
Текущий ремонт – проводится по графику, составленному заранее для каждой машины.
Выявленные при ТР дефекты учитываются при подготовке ее к среднему и капитальному ремонту.
Основные работы по ТР:
- устранение мелких дефектов;
- замена быстро изнашиваемых деталей;
- зачистка поверхностей прущихся деталей для устранения задиров и забоин;
- регулирование зазоров, проверка подшипников и чистка смазочных устройств;
- проверка и замена изношенных лент, тросов, цепей и ремней.
ТР осуществляется на месте установки оборудования силами дежурного персонала цеха.
Планирование ремонта.
Ремонт оборудования производится в соответствии с планом ремонта, который составляется отделом главного механика на каждый планируемы год. При планировании ремонтных работ определяют:
- сроки ремонта каждой эксплуатационной единицы;
- затраты труда на выполнение ремонтных работ отдельно в человеко-часах, а также планируют потребность вспомогательных материалов.
Для определения точного срока проведения ремонтных работ необходимо знать ремонтный цикл и период, для каждого отдельного оборудования.
Ремонтный цикл - наименьший повторяющийся период эксплуатации изделия, в течении которого осуществляется в определенной последовательности установленные виды технологического обслуживания и ремонта, предусмотренные нормативными документациями.
Межремонтный период – промежуток времени между двумя очередными плановыми ремонтами.
Затраты времени на ремонт на ремонт отдельных видов оборудования устанавливают с разработчиками для отдельных отраслей промышленности, техническими нормами времени.
Финансирование ремонтных работ
Финансирование ремонтных работ производится в соответствии с положением в процессе ремонта оборудования разрабатываются индивидуальные сметы затрат на ремонт.
При расчете смет затраты группируют по следующим статьям расходов;
- основ. зарплата рабочих;
-премии;
- материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия;
- общезаводские расходы (свет, вода)
Система технического обслуживания (вспомогательное производство)
Вспомогательное производство призвано обеспечить бесперебойную и эффективную работу основного производства. Оно включает в себя ремонтное, инструментальное, энергетическое, транспортное, складское и др. хозяйства.
Ремонтное хозяйство – это совокупность производственных подразделений, осуществляющих комплекс мероприятий по надзору за состоянием оборудования, уходу за ним и ремонту.
На крупных предприятиях в состав ремонтного хозяйства входят ремонтно-механический, электроремонтный и ремонтно-строительные цехи и участок по ремонту санитарно-технического оборудования.
На предприятиях ремонт технологического оборудования осуществляется на основе:
1) системы ремонта по результатам технической диагностики (все виды ремонта производятся в зависимости от фактической потребности в нем после объективного контроля технического состояния оборудования);
2) системы планово-предупредительного ремонта (ППР). ППР– это совокупность запланированных технических и организационных мероприятий по уходу, надзору и ремонту, направленных на предотвращение преждевременного износа оборудования, аварий, а также на поддержание его в хорошем техническом состоянии. Сюда же относят возможную модернизацию оборудования в процессе ремонта.
Система ППР предусматривает:
осмотры, при которых выявляется степень износа отдельных деталей, устраняются мелкие дефекты (неисправности);
текущий ремонт – частичная разборка машины, замена износившихся трущихся поверхностей, регулировка, сборка, испытание агрегатов в холостую и под нагрузкой;
средний ремонт – разборка узлов, замена и ремонт деталей, износившихся в период между двумя текущими ремонтами, окраска оборудования, испытание оборудования и т.д.;
капитальный ремонт – предполагает полную разборку оборудования, осмотр всех его узлов и деталей. При этом выполняется весь объем среднего ремонта и, кроме того, ремонт всех узлов и механизмов, фундаментов и опор, замену футеровки, обмуровки и изоляции поверхности. Для большинства видов оборудования капитальный ремонт сопровождается модернизацией.
Регламентация ремонтных работ в системе ППР осуществляется с помощью нескольких нормативов:
1) ремонтный цикл – период времени между двумя капитальными ремонтами;
2) структура ремонтного цикла - последовательность разных видов ремонта;
3) межремонтный период - промежуток временит между двумя смежными ремонтами, независимо от их вида;
4) категория сложности ремонта - относительный показатель, показывающий во сколько раз трудоемкость всех видов ремонта за один ремонтный цикл выше трудоемкости аналогичного ремонта станка-эталона.
Себестоимость ремонтных работ определяется на основании сметно-финансового расчета. В нее входят заработная плата ремонтных рабочих с отчислениями, стоимость деталей, смазочных, обтирочных материалов и другие затраты.
Инструментальное хозяйство – это совокупность подразделений, занятых приобретением, проектированием, изготовлением, восстановлением и ремонтом технологической оснастки, ее учетом, хранением и выдачей на рабочие места.
Технологическая оснастка (инструмент) – это все виды режущего измерительного и сборочного инструмента, а также штампы, пресс-формы, разнообразные приспособления.
В инструментальное хозяйство входят:
- инструментальный отдел занимается централизованными поставками инструментов и приспособлений, а также их проектированием;
- инструментальный цех производит изготовление, ремонт и восстановление специальной оснастки и инструмента;
- центральный инструментальный склад осуществляет хранение, учет и выдачу в производство инструмента и оснастки;
- цеховые инструментальные кладовые непосредственно обслуживают рабочих инструментом и технологической оснасткой.
Норму расхода инструмента устанавливают в расчете на одну деталь, изделие, операцию или обобщенно, например, в расчете на 100 станко-часов работы оборудования.
Энергетическое хозяйство – это совокупность технических средств для обеспечения бесперебойного снабжения предприятия всеми видами энергии.
В его состав входят хозяйства:
o электросиловое - понижающие и повышающие подстанции, генераторные и трансформаторные установки, электросети, аккумуляторное хозяйство;
- теплосиловое - котельные, паровые и воздушные сети, компрессоры, водоснабжение и канализация;
- газовое - газовые сети, газогенераторные станции, холодильно-компрессорные и вентиляционные установки;
- печное - нагревательные и термические печи;
- слаботочное - АТС, радиосеть, диспетчерская связь;
- мастерские по ремонту, модернизации энергооборудования.
В обязанности работников энергетического хозяйства входят бесперебойное снабжение производства всеми видами энергии, рациональное использование энергетического оборудования и повышение его коэффициента полезного действия, совершенствование техники и организации энергетического хозяйства, получение максимально возможной экономии всех видов энергии при снижении ее себестоимости.
Потребность в энергии определяют на основании плана производства продукции и переработки сырья, удельных норм расхода энергии и условного топлива на единицу продукции сырья, норм расхода энергии и условного топлива на вспомогательное обслуживание, норм потерь в сетях и трубопроводах, а также в процессе преобразования энергии.
Транспортное хозяйство – это комплекс средств предприятия, предназначенных для перевозки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и др. грузов на территории предприятия и за его пределами.
По назначению транспорт классифицируется на внешний, межцеховой, внутрицеховой и внутрискладской.
По виду транспорт делят на железнодорожный, водный и автомобильный, а внутризаводской - на безрельсовый и рельсовый; по способу действия - на прерывный (автомобили, электрокары, автотягачи, электровозы и др.) и непрерывный (конвейеры, трубопроводы и т.д.).
При организации транспортного хозяйства должны быть решены следующие вопросы: определены грузооборот и грузовые потоки и осуществлены организация перевозок грузов, выбор типа транспорта и расчет потребности транспортных средств, организация погрузочно-разгрузочных работ.
Грузооборотом называется количество грузов, поступающих на предприятие, а также перевезенных за пределы и в пределах самого предприятия за определенный период времени.
Различают внешний и внутренний грузообороты.
Грузопотоком называется количество груза, перемещаемого по одному направлению, от одного пункта к другому за какой-либо период времени (сутки, месяц, квартал, год).
ЛЕКЦИЯ 2