Занятие на тему: «Искусство жить достойно. В чем оно заключается?»
Цель:
ü усвоить основные нравственные требования в поведении и общении с людьми, учиться позитивно
ü воздействовать на мир.
Задачи:
ü развивать умение судить о фактах;
ü помогать в осознании своего «Я»;
ü учить делать умозаключения на основе сравнения;
ü развивать вдумчивое и внимательное отношение к окружающим людям.
Эпиграф: Где бы вы ни были, чтобы не делали, сделайте так, чтобы Земля стала лучше, благодаря вашему появлению на ней!
Воспитатель: Сегодня у нас состоится серьёзный разговор, интересный и актуальный, несмотря на то, что в этих вопросах человечество пытается разобраться многие тысячи лет.
Чтобы обозначить тему нашего разговора, я предлагаю прочитать вам стихотворение Эдуарда Асадова.
Стихотворение «Трусиха»
Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — хрупкий стебелёк.
Видно, распалясь от разговора,
Парень, между прочим, рассказал,
Как однажды в бурю ради спора
Он морской залив переплывал,
Как боролся с дьявольским теченьем,
Как швыряла молнии гроза.
И она смотрела с восхищеньем
В смелые, горячие глаза…
А потом, вздохнув, сказала тихо:
— Я бы там от страха умерла.
Знаешь, я ужасная трусиха,
Ни за что б в грозу не поплыла!
Парень улыбнулся снисходительно,
Притянул девчонку не спеша
И сказал:- Ты просто восхитительна,
Ах ты, воробьиная душа!
Подбородок пальцем ей приподнял
И поцеловал. Качался мост,
Ветер пел… И для нее сегодня
Мир был сплошь из музыки и звёзд!
Так в ночи по набережной хмурой
Шли вдвоем сквозь спящий городок
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — хрупкий стебелек.
А когда, пройдя полоску света,
В тень акаций дремлющих вошли,
Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как из-под земли.
Первый хрипло буркнул:- Стоп, цыпленки!
Путь закрыт, и никаких гвоздей!
Кольца, серьги, часики, деньжонки —
Все, что есть,- на бочку, и живей!
А второй, пуская дым в усы,
Наблюдал, как, от волненья бурый,
Парень со спортивною фигурой
Стал спеша отстегивать часы.
И, довольный, видимо, успехом,
Рыжеусый хмыкнул:- Эй, коза!
Что надулась?! — И берет со смехом
Натянул девчонке на глаза.
Дальше было всё как взрыв гранаты:
Девушка беретик сорвала
И словами:- Мразь! Фашист проклятый!-
Как огнём детину обожгла.
— Комсомол пугаешь? Врешь, подонок!
Ты же враг! Ты жизнь людскую пьёшь!-
Голос рвется, яростен и звонок:
— Нож в кармане? Мне плевать на нож!
За убийство — стенка ожидает.
Ну, а коль от раны упаду,
То запомни: выживу, узнаю!
Где б ты ни был, все равно найду!
И глаза в глаза взглянула твердо.
Тот смешался:- Ладно… тише, гром…-
А второй промямлил:- Ну их к чёрту! —
И фигуры скрылись за углом.
Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок
И смотрел задумчиво и строго
Сверху вниз на спящий городок,
Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — слабая натура,
«Трус» и «воробьиная душа».
Вопросы:
· Ребята, как вы думаете, встретятся ли вновь парень с девушкой? Почему?
· Достойно ли повели себя молодые люди? А что значит жить достойно?
И действительно, жить достойно- это большое искусство! И сейчас нам предстоит разобраться, в чем оно состоит.
Поиск истины всегда тесно связан с проблемой добра и зла. Здесь возникает много вопросов.
Давайте рассмотрим такую ситуацию:
«У Ганца умирает мать. Спасти её может лекарство, которое создал аптекарь их города. У Ганца нет столько денег, сколько просит аптекарь. А аптекарь не хочет отдавать лекарство бесплатно».
Вопросы:
· Должен ли Ганс украсть лекарство?
· Если «Да», то почему?
· Если «Нет», то почему?
· Допустимо ли малое зло ради великого блага?
· Оправдывает ли цель средства?
Прочитайте древнюю китайскую притчу и вдумайтесь в смысл.
«Когда - то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять в голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества.
Он увидел во дворце голубей и спросил:
- Зачем столько птиц? Император ответил:
- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми».
«- Кто же кормит птенцов? - поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов? - спросил император.
- У птиц, которые теперь живут в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не думал, - признался император.
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!
- Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но и добро без ума - не лучше».
Вопросы:
· Нужна ли добродетель сегодня?
· Знакомо ли вам выражение доктора Гааза «Спешите делать добро»? Актуально ли это сегодня?
Существуют такие понятия как «нормы морали» и «нормы права».
В чем разница между ними?
Нормыморали - это правила поведения людей, основанные на сложившихся в обществе представлениях о добре и зле, чести и бесчестности, справедливости и несправедливости и ориентирующие членов общества на развитие у них добродетелей и на добродетельные поступки.
При этом нормы морали определяют не только отдельные поступки человека, но и в целом его линию жизни, те цели, которые он перед собой ставит, а также его отношение к другим людям и в целом к сообществу. Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.
Норма права- это общеобязательное правило поведения, установленное и обеспеченное государством.
Если нормы морали зарождаются внутри общества, постепенно закрепляясь в общественном сознании, то нормы права создаются и устанавливаются специальными государственными органами и записываются в специальные государственные документы- нормативные акты. Неотъемлемые черты правовой нормы- обязательный и общий характер, т.е. после публикации нормативных актов, содержащиеся в них правовые нормы становятся обязательными для всех, к кому они обращены.
Сходства норм морали и норм права:
1) нормы права, как и нормы морали, являются социальными нормами, то есть правилами, регулирующими поведение людей в обществе;
2) нормы права, так же как табу, обычаи, нормы морали, возникли на основе опыта, накопленного обществом, и отражают общественные потребности;
3) идейной основой и тех и других норм являются существующие в обществе представления о справедливости, о необходимости бороться со злом, а также признание необходимости учитывать конкретные интересы и потребности людей, например защищать их жизнь, имущество и т.п.
Различия норм морали и норм права:
1) если нормы морали вырабатываются обществом и именно общество стоит на страже их выполнения, то нормы права устанавливаются государством и государство обеспечивает их выполнение, имея возможность применять к нарушителям норм права меры государственного принуждения;
2) нормы морали чаще формулируются в устной форме, иногда в письменной, а нормы права всегда представлены в письменной форме;
3) нормы права характеризуются большей конкретностью и четкостью (описано правило поведения, условия его применения, способы реализации, санкции за несоблюдение - гипотеза, диспозиция, санкция) по сравнению с нормами морали;
4) в отличие от морали право не допускает различных толкований;
5) в обществе могут существовать различные этические системы, различные моральные ценности в зависимости от групп населения, их уровня жизни и т.д., система права в одном государстве может быть только одна.
Возьмите лист бумаги, разделите на 2 колонки в одной напишите поступки достойные, а в другой - недостойные.
Теперь каждый может сделать вывод относительно своего морального облика.
Порой бывает и так, что человек в одной ситуации может повести себя достойно, а в другой –наоборот. У каждого человека своя, неповторимая, не похожая ни на что жизнь. В ней уживаются рядом свет и тень, добро и зло, любовь и ненависть. Иногда жизнь кажется яркой, весёлой, как летняя радуга. А иногда – серой, беспросветной, как осенний туман. И как носитель опыта поколений каждый человек имеет в своем опыте агрессию, жестокость, наряду с истинными духовными ценностями. Очень часто конкретная ситуация, внутреннее состояние человека сказываются на проявлении его сущности, его истинного лица.
Со стороны всегда судить очень легко, но нередко, оказавшись в какой-либо ситуации, мы сами не знаем, как себя поведём. Попробуем выяснить, знаете ли вы себя? Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты и подсчитайте баллы.
Заканчивая наше занятие, я хочу вам пожелать: Где бы вы ни были, чтобы не делали, сделайте так, чтобы Земля стала лучше, благодаря вашему появлению на ней!
Всем спасибо. Всего хорошего.