Печатная заставка в «Апостоле» Ивана Фёдорова. 1564 г

художественную традицию. В их среде создаются новые стили, например виртуозный поморский, ко­торый возник в Поморье, землях, лежащих по берегам Онежского озера и Белого моря, — крупней­шем центре старообрядчества. А нарядный гуслицкий стиль проис­ходит из старообрядческого цент­ра Гуслицы, расположенного неда­леко от Москвы.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ РУССКИЙ КНИЖНЫЙ ПЕРЕПЛЁТ

В Древней Руси и Московском го­сударстве переплётом для книг слу­жили деревянные доски — крышки. Доски обтягивались кожей, на кото­рой горячими металлическими клеймами оттискивались орнаментальные рисунки, а иногда и слож­ные многофигурные композиции. Например, переплётчики Москов­ского Печатного двора ставили свой «фирменный знак» — клеймо с изо­бражением битвы между львом и единорогом, которое заключено в круговую надпись. Порой на тиснё­ные рисунки наносили позолоту. Чтобы изображение ас стиралось, в крышки вставляли медные выпуклые кружки — «жуковины». Кроме того, переплёт иногда украшали «науголь­никами» и «средником» — металли­ческими пластинами в центре и на углах досок. На них чаще всего изо­бражались распятый Христос и евангелисты. Каждая книга имела медные, реже — серебряные застёж­ки, или шпеньки, на которые наки­дывались ремённые петли.

Дорогие переплёты отличались от «простых» тем, что вместо кожи крышки обтягивались бархатом или другой красивой тканью. Обрез страниц книги золотили и отгискивали на нём чекан — изображения виноградных гроздьев, цветов и листьев.

Драгоценный переплёт представ­лял собой отделанный самоцветами массивный серебряный «оклад», за­креплённый на крышках переплёта, с многочисленными фигурами свя­тых, пророков и ангельских чинов. В этом случае книга, если её поста­вить на торец, напоминала неболь­шой иконостас, а если положить — шкатулку, созданную искусным юве­лиром. Подобные переплёты из­готовлялись по заказу государей, крупнейших деятелей Церкви и представителей высшей аристокра­тии, поскольку стоили они неимо-

392

Переплёты древнерусских рукописных книг.

верно дорого. Стоимость некото­рых из них была равна заработку ремесленника или купца средней руки за несколько лет, а то и деся­тилетий. Некоторые подобные драгоценные книжные переплеты вели­колепной работы в наши дни мож­но увидеть в залах Оружейной пала­ты Московского Кремля или в Патриаршей ризнице.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: