Пьющие за столом. Около 1633—1636 гг. Старая пинакотека, Мюнхен

одурманенные, с остекленевшими глазами наркоманов (в XVII в. к та­баку обычно подмешивали индий­скую коноплю). Для антверпенских работ характерны крупные планы, небольшое число фигур, острый интерес к мимике (сказывалось увлечение Браувера театром). Соче­тания красок — неяркие, но гармоничные, в основном оливково-зелёных и серо-коричневых тонов.

К лучшим произведениям Браувера относятся написанные им неза­долго до смерти (художник умер во время эпидемии чумы) приблизи­тельно два десятка полотен, в кото­рых присутствует пейзаж («Пьющие за столом», 1633—1636 гг.; «Пейзаж с играющими в шары», середина 30-х гг.). Неприметные виды задво­рок с серыми заборами и песчаны­ми склонами под облачным небом привлекают особой задушевностью. Мастер словно пытается вырваться из чада кабаков на свежий воздух.

Вторая четверть XVII в. для жителей Южных Нидерландов — безрадостное время. Полная зависимость от дряхлеющей, но не желающей с этим мирить­ся Испании не сулила никакого будущего. Войны Испании с Голландией и Францией отрезали юг Нидерландов от цивилизованной части Европы.

К середине XVII в. Южные Нидерланды окончательно превратились в пеш­ку на шахматной доске европейской политики. Потом страна стала провин­цией Австрийской империи и полем сражения в военных конфликтах сво­их более сильных соседей. Тем замечательнее кажутся несколько десятилетий расцвета фламандского искусства — период краткий и яркий.

62


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: