На Крите. II тысячелетие

КРИТО-МИКЕНСКОЕ ИСКУССТВО

ИСКУССТВО КРИТА ИСКУССТВО ФЕРЫ МИКЕНСКОЕ ИСКУССТВО

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ

ГЕОМЕТРИКА

АРХАИКА

РАННЯЯ КЛАССИКА

ВЫСОКАЯ КЛАССИКА

ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА

ИСКУССТВО ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

 

КРИТО-МИКЕНСКОЕ ИСКУССТВО

В художественной культуре древности крито-микенскому искусству принадлежит одно из самых почётных мест. Два его виднейших цен­тра — остров Крит и город Микены в Южной Греции (полуостров Пелопоннес) — дали название этому искусству, но оно включало в себя творения большого региона, от Балканской Греции и ост­ровов Эгейского моря до побережья Малой Азии.

Творцами критской (или, как её иначе называют, минойской) цивилиза­ции были народы не установленного пока происхождения. Их культура за­родилась примерно в начале II тысячелетия до н. э. Основными её центра­ми были сам остров Крит с его процветавшими тогда городами и острова Эгейского моря. Историки называют эту цивилизацию минойской, по име­ни мифического критского царя Миноса, а её создателей — минойцами.

Ахейцы (или, как их стали именовать по названию столицы — Микены, микенцы) пришли в Грецию из Северной Европы. Народ этот был индоев­ропейского происхождения. Микенцы являлись прямыми предками будущих эллинов (греков). Около середины II тысячелетия до н. э. их власть распро­странилась на весь Эгейский мир, они проникли на многие острова, захва­тили и Кносс — столицу державы Миноса.

Микенцы жили бок о бок с минойцами до XII в. до н. э. Микенские правители широко пользовались услугами одарённых минойских мастеров, так что в конечном счёте микенское и минойское искусства образо­вало некий сложный сплав.

Крито-микенский мир на протяжении нескольких столетий играл роль образцовой художественной мастерской для огром­ного региона. Тогда были созданы прекрасные памятники ар­хитектуры: грандиозные, украшенные настенной живописью, рельефами и разного рода символами дворцы со священ­ными садами; изящные расписные вазы; искусно выпол­ненные атрибуты сложного религиозного культа. Этот мир знал письменность: Крит оставил после се­бя так называемое «линейное письмо А», ещё не рас­шифрованное учёными, архивы Микен — «линей­ное письмо В», которое в 50-х гг. XX в. удалось расшифровать англичанам Дж. Чедвику и М. Вентрису. Своеобразие крито-микенского искусства — в особом понимании жизни природы и места в ней человека, а также в свободе обращения со старин­ными традициями и предписаниями религиозных ритуалов. Кроме того, оно уделяло огромное внима­ние внутреннему миру человека.

Достижения эгейских мастеров в I тысячелетии до н. э. стали наследием эллинов. Можно с уверенностью сказать, что без этого не было бы создано классических памятников древнегреческого искусства, которые прославились на весь мир.

Кувшин с изображением летящего журавля. Около 1500 г. до н. э.

Остров Фера.

*Крито-микенская цивилизация в исторической науке имеет и другие названия: эгейская или минойско-микенская.

84

85

ИСКУССТВО КРИТА

В начале II тысячелетия до н. э. на Крите строили много дворцов. Каж­дый из них представлял собой боль­шую группу построек, возведённых вокруг внутреннего двора и предна­значенных как для религиозных (сакральных), так и светских на­добностей. Дворец мог служить ре­зиденцией правителя города и цен­тром управления всей областью. Он был одновременно и городом, и крепостью, а существовал за счёт сельской округи и труда ремеслен­ников, живших в самом дворце.

В первой половине II тысячелетия до н. э. дворцы и сложные построй­ки дворцового типа существовали на Крите в пяти городах: Кноссе, Фесте, Гурнии, Маллии и Като-Закро. Все эти комплексы совершенно разные: где-то, как в Кноссе, усилена север­ная, как правило парадная, часть и выделяются мощным блоком «мага­зины» (склады) западной; где-то, как в Като-Закро, большая площадь отве­дена под ритуальные бассейны. В некоторых городах дворцовые по­стройки мало обособлены от окру­жающих кварталов и словно сраста­ются с ними. Но везде, несмотря на разницу масштабов, местоположе­ние и качество отделки стен, дворов и помещений, сохранились общие черты. Это прямоугольная форма внутреннего двора, размеры которо­го везде одинаковы: пятьдесят два метра в длину и двадцать восемь в ширину. Кроме того, почти все дворцы ориентированы по сто­ронам света: их внутренний двор вы­тянут с севера на юг. И наконец, учё­ные установили, что дворцы были связаны с горными святилищами, устроенными в пещерах. Каждый дворец ориентирован на «священ­ную гору», хорошо видимую из него. Так, дворец в Кноссе связан с горой Юкта, на которую непосредственно выходят его «магазины», в Фесте — со знаменитой горой Ида, где, сог­ласно греческим мифам, родился бог Зевс, вскормленный божествен­ной козой Амалфеей.

Дворцы существовали, пока дей­ствовали горные святилища. Оче­видно, последние считались зем­ным отражением мест обитания небожителей: к ним причисляли бо­гинь, которым поклонялись в святи­лищах. Там археологи обнаружили многочисленные свидетельства ре­лигиозных церемоний. В святили­щах совершали жертвоприношения, устраивали обрядовые трапезы, бо­жествам преподносили дары в виде посуды и терракотовых статуэток.

Это проливает свет на сущность дворцов. Возможно, они были пред­назначены для царя, правителя, но считались собственностью богинь, почитавшихся в горных святилищах Правитель, происхождение которо­го мыслилось божественным, высту­пал в роли сына или супруга (а ча­ще — сына-супруга) богини. Супруга правителя была жрицей и предста­вляла богиню в важнейших ритуалах.

Кносский дворец

на Крите. II тысячелетие

До н. э.

86


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: