Усиление педагогического сопровождения выполнения домашних заданий

Школьники, как и учителя, только начинают адаптироваться к изменившимся условиям обучения, поэтому возрастает роль педагогического сопровождения выполнения учебных заданий. Сопровождение может быть как опосредованное, так и непосредственное. Рассмотрим оба эти вида.

В условиях дистанционного обучения возрастает роль опосредованного педагогического сопровождения, при котором учитель через инструктаж к выданному учебному заданию объясняет особенности его выполнения. При этом в настоящее время важен инструктаж как организационного, так и содержательного характера.

  • Примеры инструктажа организационного характера:

— Для выполнения задания №235 вам понадобится учебник, тетрадь для письменных работ, карандаш, ручка, линейка, транспортир.

— Откройте рабочую тетрадь на странице 118, не забудьте, что перевод слов, встречающихся в этом упражнении, размещён на стр. 245 в конце учебника.

— Выполните задание до 18.00, а затем передайте его учителю через установленные средства связи.

— Выполнение полученного задания рекомендуется разделить на два этапа по 20–25 минут каждый. На первом этапе решите задачу №5 на стр. 183, а на втором — выполните рисунок к ней. Между этапами сделайте 10-минутный перерыв с проветриванием помещения и гимнастикой для глаз.

— При возникновении затруднений обратитесь к школьному справочнику и перечитайте информацию по теме «Доли». Если затруднения после этого останутся — обратитесь к учителю с 15.00 до 16.00 через школьный электронный дневник.

  • Примеры инструктажа содержательного характера:

— Для выполнения задания воспользуйтесь приложением к учебнику со справочными материалами на стр. 14 и 15.

— Запишите дату выполнения задания, затем выпишите из упр. 456 только глаголы совершенного вида, а затем — несовершенного. Не забудьте, что глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? А глаголы несовершенного вида — на вопрос что делать? Затем выделите глагольный суффикс и окончание, после этого вам будет легче выполнять задания 2 и 3 в этом упражнении.

Непосредственное педагогическое сопровождение выполнения учебных заданий также крайне необходимо. Оно может быть организовано через проведение консультаций или уроков, проводимых онлайн, по телефону или через разнообразные мессенджеры.

Переход к разным видам проверки и оценивания выполненного домашнего задания.

Несомненно, выполненные школьниками домашние учебные задания должны быть проверены и оценены учителем. Причём этот процесс является непростым для всех участников образовательных отношений, поэтому и относиться к нему нужно ответственно.

При оценивании выполненного учебного задания школьниками в формате дистанционного обучения учителю необходимо учитывать не только результат выполнения задания, который может быть хуже, чем при классно-урочной системе обучения (что является нормальным), но и старание школьника, аккуратность выполнения, стремление передать учителю выполненную работу разными способами, улучшить её по его рекомендациям, переделать, выполнить дополнительные задания, а также выполнить дополнительную учебную работу, не заданную учителем, но свидетельствующую о повышенном интересе учащегося к изучаемой теме.

В условиях дистанционного обучения учитель может не всегда применять оценивание по пятибалльной системе, а использовать новые виды оценивания, только внедряющиеся в систему российского образования. Прежде всего, это относится к формирующему оцениванию, которое как нельзя лучше позволяет не только проверить работу школьника, но и организовать обратную связь с учащимися на основе комментариев, помет, рекомендаций к выполнению работы над ошибками и к дальнейшей индивидуальной работе школьника по предмету. Формирующее оценивание как бы встроено в процесс обучения и направлено на реализацию идеи индивидуальной траектории обучения школьника, так как комментарии и рекомендации у каждого ученика от учителя будут свои. Преимущество этого вида оценивания заключается ещё и в психологическом комфорте школьника, который понимает, что выполненная работа важна не только для него, но и для учителя, который может как высказать свои замечания к ней, так и похвалить, приободрить школьника.

Таким образом, эффективное дистанционное обучение может быть организовано разными способами, в том числе и на основе заданий из учебника. Главное не забывать, что школьники, как и учителя, только начинают привыкать к изменившимся условиям обучения, поэтому необходимо с уважением относиться ко всем участникам образовательного процесса, понимать проблемы и трудности, связанные с новой формой обучения, и быть терпеливыми и доброжелательными по отношению друг к другу.

Об авторе:

Ирина Владимировна Ускова — научный сотрудник лаборатории дидактики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», учитель русского языка и литературы, кандидат педагогических наук

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: