Игра «Поиск «противоположных» предметов»

 

Цель. Формировать способность находить в предмете как можно больше другом, выделяя в них общее и различное.

Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, «противоположных» указанному педагогом (например, дому), ориентируясь на различные свойства этого предмета и систематизируя его противоположности по группам (например, дом — сарай, противоположны по размеру и степени комфорта; дом — поле, противоположны по качественным характеристикам пространства: закрытого в первом случае и открытого — в другом и т. д.).

 

Мышление

Игра «Поиск соединительных звеньев»

 

Цель. Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга; находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами.

Игровое задание. Называются два предмета, например лопата и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным мостиком от первого ко второму, т. е. имеющие четкую, логическую связь с заданными предметами. Допускается использование двух трех соединительных звеньев (лопата — тачка — прицеп — автомобиль). В данном случае особое внимание обращается на обоснование детьми связи между соседними звеньями цепочки.

 

Мышление

Игра «Способы использования предмета»

 

Цель. Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности.

Игровое задание. Назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям предмета, например книги. Правило: недопустимо называть безнравственные, варварские способы использования предмета (игра может послужить основой для беседы о нравственных критериях поведения).

 

Мышление

Игра «Перечислить возможные причины»

 

Цель. Развивать способность при решении задачи или осмыслении какого- либо явления искать все возможные причины, чтобы можно было проработать самые различные версии и только после этого принять решение.

Игровое задание. Педагог описывает какую-либо ситуацию, например: «Вернувшись с прогулки, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута настежь...» Дети должны быстро назвать как можно больше возможных причин этого факта,, возможных его объяснений, чтобы решить, что им следует предпринять (начиная от самых банальных — «забыл закрыть дверь» — и, кончая нетривиальными — «марсиане прилетели»).

 

Мышление

Игра «Сократить рассказ»

 

Цель. Учить обобщать и концентрировать внимание на сути, отсекая все второстепенное.

Игровое задание. Передать содержание рассказа максимально кратко — в двух—трех предложениях, сохранив основное его содержание.В этой игре возможна коллективная доработка наиболее удачных ответов.

 

Мышление

Игра «Закончи слово»

 

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

 

Мышление

Игра «Найди лишнее слово»

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является «лишним».

1. Яблоко, слива, огурец, груша.

2. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

3. Платье, свитер, рубашка, шапка.

4. Береза, дуб, земляника, сосна.

5. Мыло, зубная паста, метла, шампунь.

6. Хлеб, молоко, творог, сметана.

7. Час, минута, лето, секунда.

8. Ласточка, ворона, курица, сорока.

 

Мышление

Игра «Назови слово»

Цель. Развить гибкость ума.

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)

2. Назови слова, обозначающие домашних животных.

3. Назови слова, обозначающие зверей.

4. Назови слова, обозначающие овощи.

5. Назови слова, обозначающие фрукты.

6. Назови слова, обозначающие транспорт.

7. Назови слова, относящиеся к спорту.

8. Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.
Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности. Они также способствуют увеличению словарного запаса.

 

Мышление


Игра «Угадай по описанию»

 

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: это овощ, он красный, сочный. (Помидор)

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

 

Мышление

Игра «Отвечай быстро»

 

Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета.

Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

Мышление

Игра «Придумай название»

Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.

 

 

Воображение

Игра «Фантастический образ»

Цель: используется для развития воображения, мышления.

Стимульный материал: карточки с изображенными элементами.

Ход проведения упражнения:

Ребенку предлагаются карточки с изображением отдельных элементов. Инструкция: «Твоя задача – построить из этих элементов фантастический

образ (существо, предмет). Затем опиши, какими свойствами он обладает

и как его можно использовать.

Чем больше элементов включает созданный образ, чем он оригинальнее, тем ярче функционирует воображение ребенка.

 

Воображение

Игра «Волшебники»

Цель: используется для развития чувств на базе воображения.

Стимульный материал: по 2 карточки с изображением волшебников на одного ребенка, альбомный лист, цветные карандаши.

Ход проведения упражнения:

Вначале ребенку дается первое задание. Предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников».

Инструкция: «У тебя два волшебника, тебе нужно дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника,

После выполнения, второе задание.

Инструкция: «Сейчас ты должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумай, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

 

Воображение

Игра «Пантомима»

Цель: используется для развития воображения.

Ход проведения игры:

Группа детей становится в круг.

Инструкция: «Дети, сейчас по очереди каждый из вас будет выходить в середину круга и с помощью пантомимы покажет какое-либо действие.

Например, представляет, как рвет воображаемые груши с дерева и кладет их в корзину. При этом говорить нельзя, всё изображаем только движениями».

Победителями определяются те дети, которые наиболее верно изобразили пантомимическую картинку.

 

Воображение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: