Ученик научится:
осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Ученик получит возможность научиться:
понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
высказывать суждения о произведении и поступках героев; узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Ученик получит возможность научиться:
сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
находить в тексте произведения сравнения, обращения; находить в тексте и читать диалоги героев;
определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
придумывать истории с героями изученных произведений;
пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:
иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
получать информацию о героях, произведении или книге;
работать с несложными таблицами, схемами, моделями; дополнять таблицы, схемы, модели;
сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
находить в тексте информацию о героях произведений.
Класс
Ученик научится:
читать осознанно небольшие тексты вслух и про себя; восстанавливать текст по нарушенной последовательности иллюстраций; проговаривать скороговорки, потешки с разным темпом и разной интонацией;
различать разные виды сказок; различать рассказ и сказку;
пересказывать по плану (части текста), полно, выборочно (небольшие тексты); озаглавливать разные части текста; рассказывать по иллюстрациям: восстанавливать сюжет, заканчивать (начинать) рассказ с учетом изображенных событий;
характеризовать героя (с использованием текста произведения);
соотносить произведение с его автором.
Ученик получит возможность научиться:
читать с учетом поставленных учебных задач (вслух, про себя, с продолжением, выборочно);
характеризовать особенности разных видов сказок; сравнивать различные тексты по теме, средствам художественной выразительности;
определять тему и главную мысль произведения; осуществлять самоконтроль восприятия текста, прочитанного про себя; удерживать в памяти последовательность событий текста, прочитанного про себя и при чтении с продолжением;
определять лексическое значение слова (работать со словарной статьей);
читать по ролям, разыгрывать небольшие представления на основе литературных произведений.
Класс
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;
понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт; подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов; находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту); читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя; читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению; пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения; пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов; классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки; различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;
понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;
работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг-сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;
уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.