Приемы привлечения внимания

Практические занятия по риторике 5

ДИСПОЗИЦИЯ

Диспозиция (расположение) – второй этап риторического канона

Платон: «Всякая речь должна быть составлена словно живое существо: у нее должно быть тело с головой и ногами, а туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому».

Композиция – это соотношение и взаимное расположение частей. В античной традиции выделяется четырехчастная структура (Аристотель: предисловие – изложение – доказательство – заключение) и пятичастная (Квинтилиан, Цицерон: перед заключением – возражения). Современная композиция включает 3 части: вступление, основную часть (изложение: описание и повествование, рассуждение) и заключение.

Основные принципы расположения материала в ораторском выступлении

- пр. последовательности – каждая мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима

- пр. усиления – значимость, вес, сила аргументов должна постепенно нарастать

- пр. единства – раскрытие замысла, соответствие теме, все подчинено достижению коммуникативной задачи

- пр. экономии – использование наиболее рациональных и простых средств

Вступление

Во вступлении нужно:

- сообщить тему, настроить на неё слушателей

- привлечь внимание, заинтересовать слушателей

- вызвать доверие (показать свое неравнодушие к теме, осведомленность в вопросе)

- мотивировать на слушание (подчеркнуть важность этой информации для каждого, связать с жизнью каждого)

- кратко наметить план речи (сначала я рассажу об этом, затем проанализирую то, также приведу в пример это…)

Требования к вступлению:

- быть лаконичным, не нужно углублять в какие-то аспекты, сначала – в общем

- точно и определенно выражать мысль, формулировать тему

- понятность

- быть не научным, а «живым» (образным, эмоциональным), интересным, оригинальным

 

Типы вступлений:

1) Естественное начало. Оно сразу же, без предварительной подготовки вводит слушателей в суть дела. Этот тип наиболее подходит для деловой речи и в доброжелательно настроенной аудитории.

а) Сообщение причины, заставившей оратора выйти на трибуну. Ср.: " Уважаемые коллеги! Подняться на эту трибуну меня заставило то, что представленные поправки к законопроекту, несмотря на то, что он был уже принят в первом чтении, на мой взгляд, не решают двух принципиальных вопросов, которые по крайней мере в моем округе избиратели задают постоянно." (В.И. Жигулин)

б) Сообщение цели выступления. Ср.: " Товарищи депутаты! Я вышел на эту трибуну для того, чтобы дать некоторые разъяснения и прежде всего выразить несогласие с теми двумя коллегами, с судьей и следователем, которые уже высказали свое отношение к созданию данной комиссии." (А.А. Собчак)

в) Обоснование темы выступления. Ср.: " Есть одно слово на свете, которым в последнее время все чаще пугают людей: это слово — пропаганда. Чтобы не было никаких недоразумений насчет моего доклада, я, прежде всего, должен заявить, что буду заниматься пропагандой за мир против поджигателей войны." (А.А. Фадеев)

г) Постановка проблемы. В жанре речь в прениях этот тип хорош в том случае, когда оратор затрагивает новый аспект обсуждаемого вопроса или считает, что аудитория недооценивает серьезность проблемы. Ср.: " Уважаемые депутаты! Я хотел бы привлечь особо ваше внимание к проблеме правового обеспечения экономических преобразований. Я думаю, что этот вопрос имеет стратегическое значение, и полагаю, что если не будет должного правового обеспечения реформы, то не будет никакой реформы." (В.Ф. Яковлев)

д) Указание на единомышленников, сторонников и т. п. " Уважаемые товарищи депутаты! Сегодня здесь я представляю около 400 тысяч жителей г. Ленинграда, из которых примерно 270 тысяч — избиратели. За мной сегодня стоит ответственность за решения, которые нам всем предстоит принять. Именно с этих позиций я и выступаю здесь. Мы не привыкли сегодня задавать вопросы тому человеку, который завтра будет нашим президентом. Но необходимо всем нам понять, что сегодня время обидных вопросов, но не время обижаться на них. Поэтому, Михаил Сергеевич, я задам Вам те вопросы, ответы на которые я хочу получить перед принятием решения, те вопросы, которые сегодня в умах и на устах людей." (А.А. Щелканов)

е) Исторический обзор. " Уважаемые народные депутаты! Путь к реформе системы государственных органов, к введению института Президента РСФСР был довольно долгим: референдум, третий (внеочередной) Съезд народных депутатов, Верховный Совет, выполнивший поручение Съезда и принявший законы о выборах, о Президенте, о Конституционном Суде и о правовом режиме чрезвычайного положения. Началась предвыборная кампания. И вот теперь — четвертый Съезд народных депутатов, который должен поставить все точки над i в этой проблеме. Какие точки может поставить Съезд народных депутатов?" (С.М. Шахрай)

 

2) Искусственное начало (начало с предосторожностью). Это вступление, на первый взгляд, не связанное по смыслу с основной частью. Больше подходит для недоброжелательной, критически настроенной аудитории или в тех случаях, когда слушатели очень невнимательны, несобранны. Такое вступление может помочь сконцентрировать внимание публики или, что еще важнее, сделать попытку найти общую платформу, объединяющую интересы и взгляды оратора и аудитории. Оригинальное начало кроме того должно давать эмоциональный ключ к пониманию всей речи. Вот как определял особенности начала с предосторожностью известный судебный оратор XIX века А.Ф. Кони: "… этих зацепляющих внимание крючков — вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу (но на самом-то деле связанная со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т. п… Чтобы открыть такое начало, надо думать, взвесить всю речь и сообразить, какое из указанных выше начал и однородных с ними, здесь не помеченных, может подходить и быть в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с речью".

а) Притча, легенда, сказка (связанная с темой речи). Ее мораль должна помогать разрешению поставленной в речи проблемы. Причем оратор обязан сам обосновать эту связь. Ср.: " Товарищи судьи! В одной средневековой легенде рассказывается о колоколе, обладавшем волшебным свойством: в его звоне каждый путник слышал тот напев, который ему хотелось услышать. Как часто прения сторон напоминают этот колокол из легенды: одни и те же факты, одни и те же лица, но как по-разному, как несхоже они видятся обвинителю и защитнику." (Я.С. Киселев)

Например, легенда о Шартрском соборе может служить началом разговора о важности выбора профессии.

Когда в 14 веке строился знаменитый Шартский собор, проходящий мимо путник увидел мужчин, которые поднимали наверх тачки с поделочным камнем. «Что вы делаете?» – спросил незнакомец. «Тащу эти камни, будь они неладны!» - ответил первый. «Зарабатываю на пропитание своим детям», – горько усмехнулся второй. «Строю прекрасный собор, который будет жить в веках!» – гордо сказал третий.

б) Афоризм. Ср., например, как начинает свою речь на симпозиуме в Париже профессор Юдин из романа А. Крона «Бессонница»: " Есть что-то замечательное в том, что одна из первых международных встреч ученых, посвященных защите жизни, происходит в городе, начертавшем на своем щите — колеблется, но не тонет — гордый девиз, который в наше время мог бы стать девизом всей нашей планеты…" — Сведения о гербе Парижа — гонимый волнами кораблик с латинской надписью "колеблется, но не тонет" — я почерпнул из путеводителя. Не бог весть какое начало, но оно понравилось. Аудитория мгновенно оценила, что человек, прибывший “оттуда”, свободно говорит по-французски, улыбается, шутит, и, кажется, не собирается никого поучать. Мне удалось походя польстить городскому патриотизму парижан, по белозубому оскалу коллеги Дени я понял, что началом он доволен."

в) Аналогия. Ср.: " Глубокоуважаемые депутаты! Я хотел бы поздравить вас с началом учебного года в пятилетнем политическом университете на факультете "Демократизация парламентским путем". Начало у нас хорошее. А литовская пословица гласит: "Хорошее начало — полработы". Для того, чтобы ее вторая половина была не хуже, а мы будем работать, я думаю, не день, не два, и не год, и не два, у меня есть два предложения." (Г.-И.А. Какарас).

г) Ироническое замечание или шутка, не связанные с содержанием речи. Ср.: " Уважаемые народные депутаты! Я не буду тратить ваше время, пытаясь убедить, что в правительстве не собрались агенты международного империализма, иностранные шпионы. Убежден, что подавляющее большинство все равно в это не верит, а тех, кто верит, и так не переубедишь." (Далее говорит об экономическом положении России) (Е.Т. Гайдар)

д) Вопросы философского или оценочного характера, имеющие к теме косвенное отношение. Такое начало часто используется в судебной практике. Ср.: " Товарищи судьи! Завершается наш длительный судебный процесс. Однако назойливо преследует мысль — как все это запомнить и учесть, как оценить обстоятельства и выводы, относительно которых высказывались разные, подчас резко противоречивые суждения и мысли. Как справиться со всем этим, решить безошибочно, логично и объективно? Где взять такую электронно-вычислительную машину, заложив в которую всю многообразную и обширную информацию, можно было бы получить алгебраически точный ответ, который удовлетворял бы высоким идеалам правосудия и справедливости? Такой ЭВМ нет и никогда не будет, ибо сложность человеческих отношений и оценок исключает возможность создания такого компьютера и сколько-нибудь совершенных систем социального и правового программирования!" (И.М. Кисенишский)

е) Общественная или моральная оценка обсуждаемого события. " Товарищи судьи! Среди миллионов честных граждан вряд ли найдется человек, которого не охватило бы чувство негодования, презрения и ненависти к преступникам, осмелившимся убить или ограбить человека, или совершить другое тяжкое преступление против здоровья, чести и достоинства. В сознании честных людей не укладывается мысль о том, что в обществе, где человек широко пользуется конституционным правом на труд, отдых и образование, где созданы необходимые условия для всестороннего развития личности, могут существовать жестокие люди, способные убить или причинить тяжкое телесное повреждение ударом ножа, или совершить другое уголовное преступление. Но, к сожалению, такие люди существуют. " (Пример Н.Н. Ивакиной)

ж) Оценка аудитории. Отрицательная оценка должна быть очень тактичной и направлена на преодоление какого-то недостатка: невнимания, упущения и т. п. Однако гораздо чаще используется положительная оценка и даже лесть аудитории, что обычно направлено на преодоление недоброжелательного или предвзятого отношения к оратору или проблеме. Ср.: " Товарищи судьи! В нашей стране справедливо принято называть писателей инженерами человеческих душ. Мне кажется, что с не меньшим правом следовало бы назвать инженерами человеческих душ и вас, советских судей. Какие только люди ни проходят перед вами! Какие только конфликты вам ни приходится разрешать! Ведь каждый человек, стоящий перед судом, приходит в суд своим особым путем. И кем, как ни подлинными инженерами человеческих душ, надо вам быть, чтобы в течение непродолжительного общения со стоящими перед вами людьми суметь проникнуть в души этих людей, разглядеть их истинный характер." (М.С. Киселев)

 

А. Ф. Кони в статье «Советы лекторам» приводит несколько примеров необычных, оригинальных вступлений.

Надо говорить о Ломоносове. Во вступлении можно нарисовать (кратко – непременно кратко, но сильно!) картину бегства в Москву мальчика-ребенка, а потом: прошло много лет, в Петербурге, в одном из старинных домов времен Петра Великого, в кабинете, уставленном физическими приборами и заваленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и рассказывал Екатерине II о новых опытах по электричеству. Человек этот был тот самый мальчик, который когда-то бежал из родного дома темной ночью.

Здесь действует на внимание простое начало, как будто не относящееся к Ломоносову, и резкий контраст двух картин.

Внимание непременно будет завоевано, а дальше можно вести речь о Ломоносове: поэт, физик, химик...

Затем А. Ф. Кони приводит пример, как можно было бы начать лекцию о законе всемирного тяготения:

В рождественскую ночь 1642 года в Англии в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке». Дальше несколько слов о жизни и учении этого мальчика, о студенческих годах, об избрании в члены королевского общества и, наконец, имя самого Ньютона, После этого можно приступить к изложению сущности закона всемирного тяготения. Роль этой «пивной кружки» – только в привлечении внимания. А откуда о ней узнать? Надо читать, готовиться, взять биографию Ньютона...

Приемы привлечения внимания

Для активизации усталой или рассеянной аудитории возможно применение дополнительных средств привлечения внимания вместе с естественным началом. К ним относятся:

- Парадокс. В основе парадокса лежит некоторое противоречие. " Уважаемые коллеги! Мы выслушали великолепный доклад Председателя Верховного Совета Хасбулатова. Этот доклад, будучи великолепным, вызвал у меня глубокое сожаление и глубокую озабоченность. Я горячо поздравляю с великолепным докладом депутата Хасбулатова и глубоко опечален докладом Председателя Верховного Совета Хасбулатова, ибо слова его резко расходятся с делами." (М.Б. Челноков)

- Ироническое замечание или шутка, связанные с содержанием речи уместны тогда, когда аудитория не очень хорошо относится к оратору или излагаемым им идеям или оратор хочет разрядить напряженную атмосферу собрания. Однако необходимо помнить, что шутить лучше всего над собой или отношением к себе аудитории и ни в коем случае не задевать того, что дорого слушателям. Ср.: " Уважаемые коллеги депутаты! Я хотел бы начать с того, чтобы заявить протест днепропетровскому депутату, который претендовал с этой трибуны на то, что он является представителем "родины застоя". Весь мир знает, что это совершенно не так. Все знают, что застой расправил свои крылья на молдавских холмах." (Далее говорит о кадровой политике периода застоя в Молдавии и Союзе в целом) (И.П. Друцэ)

- Вопрос к аудитории!, помогающий создать проблемную ситуацию. Ср.: " Уважаемые товарищи! Я хочу задать вам всего один вопрос: почему наши прекрасные, трудолюбивые, бесконечно терпеливые женщины перестают рожать детей? Это что, антикризисная истерия? Ответ, я думаю, ясен. Наши женщины перестали рожать детей потому, что они не имеют средств для их содержания, они не могут их вырастить людьми, они не видят их будущего. Народ, Россию лишили будущего, обрекли на вымирание и уничтожение." (В.А. Тихонов)

Тема «За что я люблю свой город?».

- Обращение к событию, времени, месту.

«Каждый из нас живет в своей квартире, на улице, в районе. Но мы все с вами живем в одном городе — Воронеже, ходим по его улицам, гуляем в его парках и скверах, сидим в уютных дворах. Нам всем знакомы и близки проспект Революции, площадь Ленина, Кольцовский сквер и многие другие места, известные каждому воронежцу. Если мы уезжаем, нам всегда приятно возвращаться в свой город. Почему? Что в нем такого особенного?».

- Возбуждение любопытства.

«Я был в двух десятках городов — и больших, и маленьких, массу городов я видел по телевизору, и недавно, наконец, понял, какой город самый лучший. Как вы думаете, какой?».

- Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям (антитеза).

«Москвичи убеж­дены, что лучший город страны — это Москва, петербуржцы — что это Петербург. Спор между Москвой и Петербургом идет уже несколько столетий. А теперь к ним присоединился Нижний Нов­город, который стал претендовать на звание "третьей столицы". Кто же прав в этом споре? Какой город самый лучший? Посмот­рим на это с точки зрения воронежцев».

- Демонстрация какого-либо предмета.

«Вот у меня в руках ста­рый значок. Ему не менее 30 лет. На нем изображен лежащий на склоне горы кувшин, из которого вытекает вода. А внизу над­пись: "Воронеж". Это один из первых значков нашего города — сейчас он стал редкостью, за ним охотятся коллекционеры. У меня он сохранился случайно. Почему же сейчас мы не видим в продаже воронежских значков? Что, мы уже разве не гордимся своим городом? Разве нам нечем гордиться? Это же совершенно те так».

- Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о про­читанном вами.

«У нас в семье все коренные воронежцы. Отец, дедушка и бабушка, мама, все другие мои родственники родились и выросли в Воронеже. Дедушка уходил из Воронежа на вой­ну, потом восстанавливал разрушенный Воронеж, здесь он по­знакомился с бабушкой. Папа и мама тоже познакомились здесь. Мы жили в разных местах города, в разных районах, вся жизнь нашей семьи прошла здесь, в родном городе. И вся история города прошла на наших глазах. Наверно, поэтому мы все очень лю­бим наш Воронеж. Его действительно есть за что любить».

 

- Цитирование знаменитости, исторический эпизод.

«Великий рус­ский царь, реформатор России Петр I не случайно выбрал Воро­неж для строительства флота — ему понравилось место, где рас­положен город, он поверил в возможность жителей построить для России боевые корабли. И не ошибся — корабли были построены, а Воронеж стал важным русским военным и промышленным центром. Мы можем гордиться своими предками, жившими на Воронежской земле. Но еще в большей мере мы можем гордиться нашим современным городом».

 

- Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информа­ции.

«Вчера опять по центральному телевидению показывали наш город. И это не случайно — Воронеж играет все большую роль в жизни страны. Мы можем по праву гордиться своим городом».

- Риторический вопрос.

«Кто из нас не любит свой родной город? Наверно, таких нет. А за что мы его любим? Наверно, каждый любит свой город за что-то свое, особенное, важное для него».

 

Задание 1. Выберите из списка любую тему (можете конкретизировать) или предложите свою и напишите 5 вариантов различных вступлений по этой теме (подпишите, какие именно типы / приемы вы использовали).

Список тем:

- О важности развития умения правильно организовывать свой день

- О любви к родному городу / деревне

- О пользе и вреде определенных продуктов

- О понятиях красота и мода

- О понятии богатство

- О проблеме воспитании детей в современном мире

- О домашних животных

- О сериалах

- Об отдыхе и труде

- О том, что такое эгоизм

- О настоящей дружбе

- О настоящей любви

Основная часть

 

В главной части нужно:

- раскрыть тему / свою позицию, доказав ее

 

Требования к основной части:

- логичность

- четкая структурированность

- соразмерность частей

- не слишком много и не слишком мало смысловых фрагментов (от 3 до 5)

- отсутствие не относящихся к теме сведений, не уходить в сторону

- достоверность предлагаемой информации

- если используются аргументы, они должны располагаться по возрастанию их доказующей силы

- сложные (теоретические) фрагменты чередовать с легкими (примерами)

- новизна информации!

- не перегружать цифрами (трудно для воспрития)

- ориентировать по «маршруту речи» (в начале своего выступления я бы хотел обратить ваше внимание на…; повторим еще раз…; теперь перейдем к вопросу о…; во-первых…; в заключении хотелось бы сказать о том, что…)

- элементы диалога с аудиторией

- понятность (короткие предложения, общеизвестные слова, термины поясняются)

Методы преподнесения материала:

Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.

Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Согласно античным риторикам основная часть должна содержать в себе или описание, или повествование, или рассуждение, которые должны строиться по определенной схеме.

Описание – констатирующая речь, дающая статическую картину, представление о характере, структуре, свойствах, качествах объекта путем перечисления его признаков в данный момент.

Описание предмета: рекомендации старых риторик.

По Ломоносову порядок расположения топов следующий:

описание неодушевленных предметов:

- дается определение предмета, используется смысловая модель Род-вид;

- смысловая модель Целое-частное;

- внешние свойства (форма, материал);

- место, где встречается данный предмет;

- функции предмета;

- свидетельства (ссылка на цитаты, что говорят об этом предмете другие авторы);

схема описания одушевленных предметов (животных):

- определение, использование, топ, род, вид;

- свойства, внешний вид;

- действия, образ жизни;

- свойства внутренние: характер, нрав;

- польза;

требования при описании технического предмета (инструкция):

описание должно быть понятным, полным, точным.

 

Задание 2. Напишите описание (несколько предложений) любого неодушевленного предмета и живого существа по схемам, выделенным выше.

 

Основные принципы описания предмета речи:

- характерный признак– выбрать главную, характерную черту, определяющую сущность предмета

Описание Бальмонта Мариной Цветаевой

Если бы надо было дать Бальмонта одним словом, я бы не задумываясь сказала: «поэт».

Не улыбайтесь, господа, я бы не сказала так ни о Есенине, ни о Мандельштаме, ни о Маяковском, ни о Гумилеве, ни даже о Блоке. Ибо в каждом из них, кроме поэта, было еще нечто, большее или меньшее, лучшее или худшее, но еще нечто… В Бальмонте же, кроме поэта, нет ничего. И потому, когда его домашние на вопрос о нем отвечают: «Поэт спит», - или «Поэт вышел за папиросами», - в этом нет ничего смешного или претенциозного, ибо именно поэт спит… и именно поэт и никто другой вышел за папиросами, в чем не усомнился бы ни один лавочник, увидев его у прилавка.

На каждом бальмонтовском жесте, слове – клеймо – печать – звезда поэта… То, что так часто принимают за позу, есть лишь природа поэта, странная обычному человеку…

- образ – подбор точного сравнения (создание образа)

- взгляд – выбор точки зрения, направления взгляда на предмет (автор, обобщенное лицо или герой повествования)

Здесь герой наш (Чичиков) поневоле отступил назад и поглядел на него (Плюшкина) пристально…

Повествование – динамический тип речи, выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях (завязка – развитие действия – кульминация – развязка)

Начало повествования:

- обращение к адресату;

- общая мысль рассказа, повествования (заложение интереса);

- дается общепринятая истина, высказанная в афористической форме;

- место, время действия, лицо.

Бывший чиновник интендантского правления, отставной коллежский секретарь Лахматов, сидел у себя за столом и, выпивая шестнадцатую рюмку, размышлял о братстве, равенстве и свободе. Вдруг из-за лампы выглянул на него черт... Но не пугайтесь, читательница. Вы знаете, что такое черт? Это молодой человек приятной наружности, с черной, как сапоги, рожей и с красными, выразительными глазами. На голове у него, хотя он и не женат, рожки... (Чехов)

Середина повествования:

а) следовать естественному ходу событий, продвигаясь к кульминации.

Конец повествования:

а) развязка истории, вывод, при этом рассказывая историю необходимо помнить что, кому, с какой целью рассказывать.

Рассказчик должен всегда помнить что, кому и с какой целью он рассказывает

 

Принципы создания интересного рассказа:

1. Простота, ясность, краткость.

2. Правдоподобие.

3. Постепенное нарастание интереса.

Задание 3. Напишите 3 любых существительных:_________________________________

Это герои вашей сказки / притчи. Придумайте сюжет, который сталкивает этих героев и как разрешается эта ситуация. Напишите небольшую сказку.

Рассуждение – тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются, определяются положения (р.-размышление, р.-доказательство, р.-объяснение)

Речь-рассуждение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: