Анализ работ ряда зарубежных исследований (Д.Абернати, Д.Буннел, Г.Даниэль, К.Кокс, С.Щарма, Ф.Китченс) позволил выделить преимущества введения понятия «архитектуры организации процесса обучения», которые заключаются в том, что это понятие:
- позволяет отразить весь комплексный и многоаспектный характер процесса обучения,
- отвечает на вопросы: кто обучается, что учит, где учит, когда учит, как учит и с какой целью учит;
- позволяет построить модель организации процесса обучения, характеризующуюся многозначностью возможных решений проблем, гибко реагирующую на изменяющиеся условия реализации процесса обучения, окружающей действительности, соответствующую требованиям и уровню развития информационного общества неопределенности.
Исследователями разработано пять «архитектур обучения», предполагающих использование информационных технологий:
- симулятивное обучение действием;
- случайное обучение,
- рефлексивное обучение;
- кейсовое (ситуативное) обучение;
|
|
- обучение исследованием.
Все названные «архитектуры обучения» имеют ярко выраженную практическую значимость и могут быть реализованы с использованием контекстного обучения. В зарубежной педагогической практике имеется значительный опыт применения названных архитектур.
В отечественной педагогической теории и практике разработаны вопросы, связанные с теоретическим обоснованием архитектурного представления организации образовательного процесса и процесса самостоятельной работы в высшей школе. Примером могут служить результаты диссертационного исследования Ю.Б.Дроботенко, которая разработала архитектуру организации самостоятельной работы студентов в педагогическом вузе при изучении педагогических дисциплин. Другим примером могут служить работы А.Ю.Уварова, в которых сопоставляются понятия «закрытая учебная архитектура», характерная для индустриального общества двадцатого века и «открытая учебная архитектура», где все компоненты образовательного процесса становятся динамичными и модифицируются в зависимости от конкретных условий, в которых реализуется образовательный процесс.