Стандарты способны одновременно обеспечить преемственность и обновление системы образования лишь в случае, если они основаны на получивших широкое признание в России и в мире психологических и педагогических подходах и идеях. Именно фундаментальность подходов обеспечивает многообразие и гибкость конкретных решений.
Таким образом, ФГОС требуют увеличения доли технологичности образовательного процесса в целом.
Слагаемые педагогической технологии (по В.П. Бесналько): - Описание педагогической технологии, ее методологическое, теоретическое обоснование. - Определение приоритетных целей, их соотнесенность с конечным результатом обучения. - Конкретизация цели в системе дидактических (воспитательных задач). - Моделирование педагогического процесса (действия, операции, их систематизация, упорядочивание, определение методического обеспечения, арсенала педагогических средств). - Проектирование желаемого результата. - Отбор наиболее значимого материала, его структурирование. Определение ценностных компонентов изучаемого материала. - Система диагностических методов (текущий, рубежный, итоговый, операциональный, промежуточный контроль). Оценка эффективности (критерии, показатели). - Система коррекционных мер. - Подготовка преподавателей. - Мотивация учащихся, родителей. |
|
|
Проследим эволюцию данного понятия «технология» в мировом педагогическом опыте. Лет 25 назад технологические понятия почти не использовались в отечественной педагогике. Лишь исследователи Т.А. Ильина и М. В. Кларин обращались к вопросам педагогических технологий, анализируя зарубежный опыт. Представителей традиционной педагогики пугал производственный термин «технология». Ведь под технологией понимались процессы, при которых происходило изменение объекта. Если выполнялись все условия технологии, то гарантировался результат. Но педагоги не видели переноса этой категории на педагогические явления.
Предметом педагогической технологии являются конкретные практические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения или воспитания, в том числе с использованием компьютеризации и технических средств. В результате достигается устойчивый позитивный результат в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, в формировании социально ценных форм и привычек поведения.
|
|
Контент-анализ определения понятия «педагогическая технология» позволил выявить основные признаки понятия, которые встречаются в большинстве определений:
- процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий (т.е. технология - это процесс, в котором спланирована последовательность действий);
- педагогическая система, представленная в виде наборов педагогических приемов;
- проектирование и реализация проекта обучения и воспитания на практике.
Такие определения и выводят на схему: цель - средство - правило - результат.
Тенденции развития общего и высшего образования обусловливают выбор образовательных технологий:
Тенденция | Задача | Технологии |
Переход от обучения к учению | Поиск организационных форм освоения содержания образования на основе учения | Модульного обучения, балльно-рейтинговой оценки учебных достижений |
Изменение задач вузовского образования, связанных с большей наукоемкостью образования | Организация различных видов деятельности | Исследовательская, проектная |
Возрастание роли информации в современном мире | Организация работы с потоками информации | Информационные, включая технологии дистанционного обучения, технология развития критического мышления, проблемного обучения |
Возрастание роли командной работы в современном мире | Организация группового взаимодействия в образовательном процессе | Организации группового взаимодействия, организации дискуссии |
Возрастание роли субъектности и самостоятельности, необходимость учения «через всю жизнь» | Осуществление учения | Организации самостоятельной работы, рефлексивного обучения, оценки достижений, самоконтроля, самообразовательной деятельности |
Возрастание роли компетентности специалистов на рынке труда, связанных с усложнением задач общественного развития | Решение допрофессиональных задач | Контекстного обучения: кейс-технология, деловые игры, имитационное моделирование. |
В учебной и научной педагогической литературе понятия «технология» и «метод» находятся в такой тесной взаимосвязи, что нередко их рассматривают то как синонимы, то как соподчиненные явления, то как составные части целого (технология в методе, методы в технологии). Рассмотрим основные подходы к их определению и специфику их соотношений.