Компетентностно-ориентированное задание: «Технологическое обеспечение образвательного процесса»

Работая в группах, составьте интеллект-карту «Научно-практическое обеспечение образвательного процесса». Проведите групповые защиты интеллект-карт, составьте единую интеллект карту на основе анализа групповых.

Интеллект-карты – инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.

Задание: Расположите лекционный материал схематично, в удобном для вас виде. Подготовьте рассказ по схеме.

Предлагаемая схема:

Лекционный материал: Активные методы обучения как научно-практическая основа организации образовательного процесса. Структура образовательной технологии. Вертикальная структура. Иерархия педагогических технологий в вертикальной структуре. Горизонтальная структура. Три аспекта горизонтальной структуры педагогической технологии. Соотношение «технологии» и других педагогических понятий. Технология и методика. Технология и содержание образования. Технология и модели обучения. Технология и мастерство. Образовательная технология и родственные ей педагогические явления. Образовательная технология как инструментарий преподавателя высшей школы. Три парадигмы технологического подхода и четыре поколения образовательных технологий. Классификация образовательных технологий.

Критерии оценки: баллы
- соответствие материала теме; 2
-организация и участие в совместной работе; 2
- соблюдение иерархии мыслей; 2
- использование кодирования информации; 2
- целесообразность включения графических образов; 1
- оптимальность размещения элементов, грамотность. 1

Сумма баллов – макс. 10 баллов

 


 

 
  II. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 2.1 Технологии интенсификации познавательной деятельности обучающихся

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Технология развития критического мышления

2. Технология проблемного обучения

3. Проектные технологии

4. Кейс-технологии

5. Технология модульного обучения

6. Технологии игромоделирования(квест-технологии, технологии деловой игры)

7. Технологии обучения в партнерстве (корпоративного обучения)

8. Информационные технологии обучения (SMART- технологии, технологиисмешанного обучения (blended learning)

9. Коммуникативные технологии обучения (диалоговые технологии, технология «дебаты»)

10. Фонд оценочных средств

 

11.

1. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

12.

13.

14.

15.


ГЛАВНОЕ: 1. Стратегии критического обучения 2. Функции трех фаз технологии развития критического мышления 3. Приемы технологии развития критического мышления

Что же означает понятие критическое мышление? Надо сказать, что по поводу его определения существует очень большое разнообразие мнений. С одной стороны, в русском языке «критическое» ассоциируется с чем-то негативным, отвергающим. Таким образом, для многих критическое мышление предполагает спор, дискуссию, конфликт. С другой стороны, некоторые объединяют в единое целое понятия «критическое мышление», «творческое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление».

Сегодня в научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Рассмотрим определения, которые дают американские ученые, разработавшие содержание этого понятия.

Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы, сбора информации и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов. Дайана Халперн
Джуди А.Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.

Б. Рассел определяет критическое мышление как «процесс оценки или категоризации в терминах ранее приобретенных базовых знаний… оно включает в себя установку плюс владение фактами плюс ряд навыков мышления».

Дайана Халперн определяет критическое мышление как «использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение – направленное мышление».

При всем разнообразии этих и других определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт.

Стратегии критического обучения не ставят целями только развитие навыков критичного мышления. Цели — развитие способности сформировать свое мнение в процессе поиска соответствующей информации, осмысленной и объективной оценки качества этой информации, изменять свои взгляды при обнаружении новой достоверной информации. Образовательные задачи можно описать выражениями «студенты будут учиться думать критически, станут пожизненными учениками, будут решать проблемы».

Стратегии критического обучения достаточно разнообразны, но в основном их теоретической основой являются социально-когнитивные теории и теории обучения в контексте социально- политического и гражданского дискурса.

Критическое обучение формирует критичный взгляд на мир, в отличие от некритичного, когда люди принимают заявления за истину (Messina and Messina, 2005). Критическое обучение — не строится только на отрицании, но и на согласии с тем, что принимается за истину.

Все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности. Б. Паскаль
В различных программах могут использоваться различные модели и технологии обучения критического обучения, но цели учебных моделей сходные — развить способность к критической оценке, выбору и аргументации мнений, суждений, позиций, действий при принятии решений.

В профессиональном образовании стратегии критического обучения способствовали созданию программ развития навыков критической оценки (Critical Appraisal Skills Programme — CASP), программ научной и исследовательской практики. В основе построения этих программ «критическое мышление» определяется как центральное мастерство думания (мышления), необходимое в академическом образовании. Критический мыслитель пробует оценить, что прочитал, услышал и увидел. Критическое мышление связано с темой, то есть определяется «темой решения задачи». Критическая квалификация специалиста изменяется с ростом научных знаний и жесткие инструкции в обучении не могут быть применимы в тех случаях, когда необходимо собрать разнообразные, но доказательные данные.

Все программы критического обучения в системах университетского образования направлены на развитие интегральных и корневых (базовых) компетенций, которые требуются современному специалисту высокой квалификации.

Технология развития критического мышления разработана американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом, Ч. Темплом и С. Уолтером. Специфика этой технологии состоит в организации процесса обучения в трехфазной структуре, соответствующей этапам когнитивной деятельности личности. Представим эту структуру в виде схемы.

 

Технологические этапы
2 фаза Реализация смысла (получение новой информации)
3 фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
1 фаза Вызов (пробужение: имеющихся знаний; интереса к получению новой информации)

 





Рис. 1. Три фазы технологии развития критического мышления

 

Фаза вызова.

Студенты «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до ее изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируют собственные цели.

Фаза осмысления.

Студенты читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструируют (корректируют) цели своего учения.

Фаза рефлексии.

Студенты соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, приобретенные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуально цели учения. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: