Диалоговые технологии

Диалоговые технологии - это педагогические технологии, направленные на обеспечение субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе через построение занятия по правилам эффективного общения и применение информационных ресурсов, приводящая к развитию информационно-коммуникационной компетентности личности.

Диалог (от греч. diálogos) — попеременный обмен репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух и более людей. Диалог (греч. diálogos - беседа) разговор; в античной философии - литературная форма, употреблявшаяся для изложения проблем с помощью диалектики. Диалог (греческое diálogos), 1) форма устной речи, разговор двух или нескольких (полилог) лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами.

Эффективное общение - означает такое общение, которое реализуется через многогранный диалог, разнообразные виды диалога, диалог экзистенциальной направленности, а также имеет определенную технологию, результатом чего является взаимопонимание и взаимообогащение субъектов общения.

Всякий диалог предполагает установление межличностного согласия, которого можно достигать в разных формах, например, как согласие: окончательное; относительно определенных путей, выработанных и дискуссии, но требующих дальнейшей доработки; с тем, что проблема оказалась для участников слишком сложна.

В образовательной практике выделяют следующие диалогические формы совместной работы субъектов: • групповые дискуссии: обсуждения, диспуты, дебаты, полемика и др.; •конструктивный совместный поиск решений проблемы: метод «мозгового штурма» («мозговой атаки»), синектика, разработка проектов и др.; •тренинг: микрообучение, психотренинг и др.; • ролевые игры: деловые, организационно-деятельные, инновационные, коммуникативные и др.

Преимущества

Недостатки

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих и развивающих задач;

- активизирует самостоятельную деятельность субъектов в процессе усвоения учебного содержания;

- усиливает эффект совместной работы в группе; формирует социально-психологическую готовность к работе в команде, особенно в ситуации поиска эффективных способов решения проблемы;

- развивает подлинно открытое мышление, позволяющее свободно выражать свое мнение и в то же время столь же открыто обсуждать смыслы, которые передаются ему другими участниками

педагоги в должной степени не реализуют диалоговые технологии как технологии взаимодействия;

подбор слишком сложных проблем для обсуждения;

не умение обучающихся грамотно задавать вопросы;

требует слишком много времени для подготовки занятия;

не умение слушать и слышать (позиции других)

 

       

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

 

ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Компетентностно-ориентированное задание: «Структурирование технологии развития критического мышления»

А) Представьте трехфазную структуру технологии развития критического мышления в виде схемы.

 

 
 
 
 
 
 
 

 

 



Б)Заполните схему «Фишбоун» по теме «Организационная культура образовательной организации»

Проблема:
Вывод:     
Причина:
Причина:
Факты:
Факты:
Причина:
Факты:



Компетентностно-ориентированное задание: «Классификация кейсов»

Представьте функции, типы и примеры кейсов согласно таблице

Название доминиру­ющей функции кейса Тип кейса Характеристика функций кейса Примеры
Тренинг      
Обучение      
Анализ      
Иссле­дование      
Система­тизация      
Прогнозирование      

Компетентностно-ориентированное задание: «Моделирование практического занятия с использованием кейс-технологии»»

Подготовьте занятие с использованием кейс-технологии, используя таблицу.

Этап Раунд Содержание деятельности в аудитории
Подгото­вительный Подготовка текста кейса и предвари­тельное знакомство учащихся с его содер­жанием Формулировка домашнего задания учащимся; определение сроков выполнения задания; ознакомление учащихся с системой оценивания решения кейса; определение технологической модели занятия; проведение консультаций

Основной (аналити­ческий)

 

Ознакоми­тельный Вступительное слово преподавателя; распределение обучаемых по малым группам (не более 4-6 человек в каждой); организация работы обучаемых в малых груп­пах: краткое изложение членами групп прочи­танных материалов и их обсуждение; распознавание и формулирование проблем
Первый раунд Дискуссии — обсуждение решения проблем по заданиям кейса
Второй раунд Дискуссии — представление результатов анализа. Подведение итогов дискуссии и найденных решений
Итоговый   Обобщающее выступление педагога, его анализ ситуации; оценивание педагогом учащихся. Дополнительное задание: написать эссе по материалам кейса

 

Компетентностно-ориентированное задание: «Структурирование технологии организации самостоятельной работы»

Представьте технологию организации самостоятельной работы  графически

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 



Компетентностно-ориентированное задание: «Реализация диалоговых технологий на практике»

Подготовьте и проведите дискуссию в форме «дебаты»

План:

1.Истина и польза

2. Автономия и социальный контроль

3. Нейтрализм и социальная ответственность.

4. Отношение общества к науке:

1. Образ науки.

2. Сайентизм и антисайетнизм.

 

Вопросы

1.Любая истина полезна.

2. Общество не должно вмешиваться во внутренние дела науки.

3. Наука не вмешивается ни в религию, ни в этику, ни в политику.

4. Ученый должен нести ответственность перед обществом как за методы и цели своей научной деятельности, так и за ее результаты и по­следствия.

5. Наука - величайшая ценность и мы убеждены в необходимости и благотворности научного подхода к решению всех проблем жизни людей.

Достоинства формы:  

Развитие

- критического мышления.

- навыков логически выстраивать аргументацию и убеждать.

- умения общаться.

- умения защищать свою точку зрения и находить рациональное зерно в противоположной.

- исследовательские навыки

- организационные навыки

- навыки слушания и ведения записей

Суть дебатов: убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что Ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

Основные элементы:

1.Тема. В дебатах тема формулируется в виде позитивного утверждения.

2.Утверждающая сторона. В дебатах спикеры утверждающей "стороны пытаются убедить судей в правильности своих позиций.

3.Отрицающая сторона. Спикеры отрицающей стороны хотят доказать судье, что позиция утверждающей стороны неверна

4. Аргументы. С помощью аргументации вы сможете убедить судью, что ваша позиция по поводу темы – наилучшая

5. Поддержка и доказательства. Вместе аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства (цитаты, факты, статистические данные), поддерживающие их позицию.

6.Перекрестные вопросы. Большинство видов (но не все) дебатов предоставляют каждому участнику возможность отвечать на вопросы спикера-оппонента.

7.Решение судей.

Принципы дебатов:

1. Дебаты учат многому.

2.Обязательство честности.

3.Уважение.

Вопрос 1

Любая истина полезна

  аргументы за   аргументы против
1   1  
2   2  
3   3  

К размышлению. Изречение Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже», которое приводилось в §3.1, вряд ли может быть безогово­рочно принято за универсальный принцип. На практике люди нередко следуют противоположному принципу: «Платон дороже истины». Требование всегда приносить человека в жертву истине - антигуманно. Если приходится выбирать между истиной и Платоном (т.е. другом), то встать на сторону истины нас заставляет не ценность истины самой по себе, а то, что отречение от нее во имя интересов одного только Пла­тона нарушает справедливость, может нанести вред обществу, дру­гим, ни в чем неповинным людям, мешает решению какой-либо важной общественной задачи и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: