Бально-рейтинговая технология в оценивании достижений обучающихся

Одной из современных оценочных технологий в образо­вательной деятельности является балльно-рейтинговая тех­нология, дающая возможность качественно и количествен­но оценивать уровень учебных и личностных достижений обучающихся.

Рейтинг - это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия или выстраивание объектов в ряд по какому-либо признаку, «накоплен­ная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию».

Рейтин­говая система понимается, во-первых, как форма интегрального контроля качества учебно-познавательной деятельности, направ­ленная на стимулирование ритмичной, заинтересованной, актив­ной работы обучающихся; во-вторых, как метод количественной характеристики качества знаний; в-третьих, как диагностико-дея­тельный контроль качества обучения.

Цели балльно-рейтинговой технологии:

– комплексная оценка качества учебной работы обучающихся при освоении ими учебной программы;

– стимулирование познавательной деятельности студентов и повышение качества образовательных результатов в це­лом.

Педагогические возможности бально-рейтинговой технологии

Для обучающегося:

–самому распоряжаться своим временем;

–проводить постоянную самодиагностику и самоконтроль учеб­ных достижений;

–выбирать порядок выполнения учебных заданий;

–самостоятельно планировать их выполнение;

–постоянно получать информацию об успешности своих акаде­мических занятий;

–сравнивать уровень своих знаний с уровнем знаний других обу­чающихся;

–соответствующие права (освобождение от зачета и т. д.).

Для преподавателя:

–рационально планировать учебный процесс;

–организовывать индивидуальную и творческую работу обуча­ющихся;

–стимулировать эффективное обучение студентов;

–системно контролировать ход усвоения каждым обучающим­ся изучаемого материала;

–своевременно вносить коррективы в организацию учебного про­цесса по результатам текущего рейтингового контроля;

–объективно оценивать выполнение каждым обучающимся каж­дого учебного задания;

–точно и объективно определять итоговую оценку по учебной дисциплине с учетом текущей успеваемости и аттестации.

Для администрации образовательного учреждения:

– позволяет осуществлять регулярный контроль и оценку качества учебного процесса, осуществлять дифференциацию и другие возможности организации и управления.

На современном этапе развития образования меняются основ­ные тенденции практики оценивания достижений учащихся, что проявляется в следующем:

– приоритете письменной формы оценки знаний над устной;

– суммировании результатов текущего (рубежного) контроля и эк­заменационного контроля в итоговой оценке;

– использовании многобалльных шкал оценивания наряду с со­хранением классической 5-балльной шкалы в качестве основы;

– использовании индивидуального рейтинга как одного из пока­зателей успехов в обучении.

В зависимости от педагогической цели выделяют следующие виды рейтинга:

– рейтинг по учебной дисциплине или по ряду учебных дисциплин;

– рейтинг по отдельным теоретическим воп­росам, по решению задач и по дополнительным баллам;

– рейтинг временной - за некоторый промежуток времени (семестр, курс и т. д.) или тематический - по отдельным разделам (темам).

Основные правила рейтинга:

– оценка не зависит от характера межличностных отношений преподавателя и студента;

– незнание не наказывается, стимулируется прогресс познания;

– студент волен сам выбирать стратегию своей деятельности, так как оценки предполагаемых видов деятельности определены заранее.

Свойства рейтинговой системы:

Открытость - одно из обязательных свойств системы, обучающиеся должны знать «правила игры»: знать «стоимость» любой деятельности, знать, как можно получить баллы и за что можно их потерять. Для выполнения этого свойства «таблица стоимости», или рейтинговый регламент долж­ны быть доступны обучающимся. Можно представить их в виде плака­та и повесить в кабинете, можно сделать распечатки таблицы для каждого обучающегося. «Таблицу стоимости» можно варьировать. Так, например, если преподаватель считает, что ученикам необходимо больше внимания уделять решению задач, баллы за данную деятельность можно увеличить. Многие ученики не умеют правильно оформлять задачи: введите в таблицу баллов такую строку: «Правильное офор­мление задачи» и при выставлении отметки за задачи учитывайте выполнение и этого действия. После закрепления этого навыка его можно исключить из таблицы.

Стимулирование - ц ентральный принцип рейтинга. Не­обходимо использовать стимулирующую роль дополнительных бал­лов. Все указанные дополнительные баллы примерные и могут изме­няться в зависимости от активности обучающихся: при большой активно­сти баллы можно уменьшить, и наоборот (но изменения делать аргументировано и лучше всего в новом учебном году). При поуровневом подходе к оценке знаний одни и те же действия, выполненные на разных уровнях, оцениваются разным числом баллов.

Гибкость – возможность изменения количества баллов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: