Одной из современных оценочных технологий в образовательной деятельности является балльно-рейтинговая технология, дающая возможность качественно и количественно оценивать уровень учебных и личностных достижений обучающихся.
Рейтинг - это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия или выстраивание объектов в ряд по какому-либо признаку, «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию».
Рейтинговая система понимается, во-первых, как форма интегрального контроля качества учебно-познавательной деятельности, направленная на стимулирование ритмичной, заинтересованной, активной работы обучающихся; во-вторых, как метод количественной характеристики качества знаний; в-третьих, как диагностико-деятельный контроль качества обучения.
Цели балльно-рейтинговой технологии:
– комплексная оценка качества учебной работы обучающихся при освоении ими учебной программы;
– стимулирование познавательной деятельности студентов и повышение качества образовательных результатов в целом.
|
|
Педагогические возможности бально-рейтинговой технологии
Для обучающегося:
–самому распоряжаться своим временем;
–проводить постоянную самодиагностику и самоконтроль учебных достижений;
–выбирать порядок выполнения учебных заданий;
–самостоятельно планировать их выполнение;
–постоянно получать информацию об успешности своих академических занятий;
–сравнивать уровень своих знаний с уровнем знаний других обучающихся;
–соответствующие права (освобождение от зачета и т. д.).
Для преподавателя:
–рационально планировать учебный процесс;
–организовывать индивидуальную и творческую работу обучающихся;
–стимулировать эффективное обучение студентов;
–системно контролировать ход усвоения каждым обучающимся изучаемого материала;
–своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля;
–объективно оценивать выполнение каждым обучающимся каждого учебного задания;
–точно и объективно определять итоговую оценку по учебной дисциплине с учетом текущей успеваемости и аттестации.
Для администрации образовательного учреждения:
– позволяет осуществлять регулярный контроль и оценку качества учебного процесса, осуществлять дифференциацию и другие возможности организации и управления.
На современном этапе развития образования меняются основные тенденции практики оценивания достижений учащихся, что проявляется в следующем:
– приоритете письменной формы оценки знаний над устной;
|
|
– суммировании результатов текущего (рубежного) контроля и экзаменационного контроля в итоговой оценке;
– использовании многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической 5-балльной шкалы в качестве основы;
– использовании индивидуального рейтинга как одного из показателей успехов в обучении.
В зависимости от педагогической цели выделяют следующие виды рейтинга:
– рейтинг по учебной дисциплине или по ряду учебных дисциплин;
– рейтинг по отдельным теоретическим вопросам, по решению задач и по дополнительным баллам;
– рейтинг временной - за некоторый промежуток времени (семестр, курс и т. д.) или тематический - по отдельным разделам (темам).
Основные правила рейтинга:
– оценка не зависит от характера межличностных отношений преподавателя и студента;
– незнание не наказывается, стимулируется прогресс познания;
– студент волен сам выбирать стратегию своей деятельности, так как оценки предполагаемых видов деятельности определены заранее.
Свойства рейтинговой системы:
Открытость - одно из обязательных свойств системы, обучающиеся должны знать «правила игры»: знать «стоимость» любой деятельности, знать, как можно получить баллы и за что можно их потерять. Для выполнения этого свойства «таблица стоимости», или рейтинговый регламент должны быть доступны обучающимся. Можно представить их в виде плаката и повесить в кабинете, можно сделать распечатки таблицы для каждого обучающегося. «Таблицу стоимости» можно варьировать. Так, например, если преподаватель считает, что ученикам необходимо больше внимания уделять решению задач, баллы за данную деятельность можно увеличить. Многие ученики не умеют правильно оформлять задачи: введите в таблицу баллов такую строку: «Правильное оформление задачи» и при выставлении отметки за задачи учитывайте выполнение и этого действия. После закрепления этого навыка его можно исключить из таблицы.
Стимулирование - ц ентральный принцип рейтинга. Необходимо использовать стимулирующую роль дополнительных баллов. Все указанные дополнительные баллы примерные и могут изменяться в зависимости от активности обучающихся: при большой активности баллы можно уменьшить, и наоборот (но изменения делать аргументировано и лучше всего в новом учебном году). При поуровневом подходе к оценке знаний одни и те же действия, выполненные на разных уровнях, оцениваются разным числом баллов.
Гибкость – возможность изменения количества баллов.