Покрочно-тематическое планирование
предмета ОДП.18 «Физика» для студентов I курса по профессии
23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
(148часов) на 2019-2020 учебный год
Донецк-2019
№ урока п/п | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Дата проведения | Домашнее задание Учебник Г.Я. Мякишева Физика 10, 11 класс | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||
1-2 3 4-5 | I курс 1.Физика и методы научного познания Повторение Физика-наука о природе. Научные методы познания окружающего м Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы и теории. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. | 6 2 1 2 | 1 Введение | ||||||||
6 . |
| 1 | §1-2 | ||||||||
2.Механика | 40 | ||||||||||
2.1 Кинематика | 14 | ||||||||||
7. | Механическое движение и его виды. Относительность механического движения | 1 | §3-4 | ||||||||
8. | Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение | 1 | §5 | ||||||||
9. | Принцип относительности Галилея | 1 | §6-7 | ||||||||
10. | Перемещение, скорость. Уравнение прямолинейного равномерного движения | 1 | §8-10 | ||||||||
11. | Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном прямолинейном движении. | 1 | §11-12 | ||||||||
12-13. | Ускорение. Уравнение прямолинейного равноускоренного движения. | 2 | §13-14 | ||||||||
14. | Свободное падение тел. | 1 | §14 | ||||||||
15-16. | Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.. | 2 | §15-16 | ||||||||
17-18. | Решение задач по теме: «Кинематика». | 2 | |||||||||
19-20 | Лабораторная работа1 «Изучение движения тела по окружности» | 2 | |||||||||
2.2 Динамика | 14 | §16-18 | |||||||||
21. | Взаимодействие тел в природе. Инерциальные системы отсчета. | 1 | §20-21 | ||||||||
22. | Законы динамики Ньютона. Границы применимости законов динамики Ньютона | 1 | §22-24, 26 | ||||||||
23. | Масса. Принцип суперпозиции сил. | 1 | §25 | ||||||||
24. | Принцип относительности Галилея. | 1 | §28 | ||||||||
25. | Пространство и время в классической механике. | 1 | §28 | ||||||||
26. | Силы тяжести, упругости, трения. | 1 | §33-35 | ||||||||
27-28 | Лабораторная работа№2 Изучение закона сохранения | 2 | |||||||||
29. | Лабораторная работа №3 «Измерение коэффициента трения и скольжения» | 1 | |||||||||
30. | Вес и невесомость. | 1 | §33 | ||||||||
31 | Лабораторная работа № 4«Изучение движения тела брошенного горизонтально» | 1 | |||||||||
32 | Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. | 1 | §30-32 | ||||||||
33. | Лабораторные работа5 «Изучение движения тела под действием нескольких сил» | 1 |
| ||||||||
34. | Решение задач по теме: «Кинематика». «Динамика». | 1 | |||||||||
2.3.Законы сохранения в механике | 12 | ||||||||||
35-36. | Импульс и импульс силы. Закон сохранения импульса. | 2 | §39-40 | ||||||||
37-38. | Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. | 2 | §41-42 | ||||||||
39-40. | Механическая работа. Мощность. | 2 | §43-44 | ||||||||
41-42. | Механическая энергия тела и ее виды. Закон сохранения энергии в механике | 2 | §45-49 | ||||||||
43. | Момент силы. Условия равновесия твердого тела. | 1 | §52-54 | ||||||||
44. | Лабораторная работа№6 «Изучение закона сохранения механической энергии». | 1 | |||||||||
45-46 | Решение задач по теме: «Законы сохранения в механике». | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа студентов выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; · подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу; · изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение подготовка к лабораторной работе; оформление лабораторной работы. | 15 | ||||||||||
3. Молекулярная физика. Тепловые явления | 44 | ||||||||||
3.1Основы молекулярно-кинетической теории | 10 | ||||||||||
47-48 | Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. | 2 | §56-58 | ||||||||
49-50. | Строение газообразных, жидких и твердых тел. Модель идеального газа. | 2 | §59-61 | ||||||||
51-52. | Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. | 2 | §64-67 | ||||||||
53-54. | Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. | 2 | §62-63 | ||||||||
55-56 | Решение задач по теме: «Основы МКТ». | 2 |
| ||||||||
3.2 Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела | 16 | 2 | 2 | ||||||||
57-58. | Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. | 2 | §68 | ||||||||
59-60. | Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. | 2 | §69-70 | ||||||||
61-62. | Лабораторная работа №7 «Измерение относительной влажности воздуха». | 2 | |||||||||
63-64. | Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. | 2 | §71-72 | ||||||||
65-66 | Смачивание. Капиллярные явления. Закон сохранения энергии в механике | 2 | |||||||||
67-68. | Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Кристаллические и аморфные тела. | 2 | §73 | ||||||||
69-70. | Лабораторная работа №7 «Изучение одного из изопроцессов. Опытная проверка закона Гей-Люссака». | 2 | |||||||||
71-72. | Решение задач по теме: «Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела». | 2 | |||||||||
3.3 Основы термодинамики | 18 | ||||||||||
73-74 | Внутренняя энергия и способы ее изменения. | 2 | §75 | ||||||||
75-76. | Работа в термодинамике. | 2 | §76 | ||||||||
77-78. | Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. | 2 | §77 | ||||||||
79-80. | Применение первого закона термодинамики к различным процессам. | 2 | §78 | ||||||||
81-82. | Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества. | 2 | §79 | ||||||||
83-84. | Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. | 2 | §80 | ||||||||
85-86. | Принцип действия тепловых машин.. | 2 | §81 | ||||||||
87-88. | КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды | 2 | §82 | ||||||||
89-90. | Решение задач по теме: «Основы термодинамики». | 2 | |||||||||
Самостоятельная работа студентов выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; · подготовить реферат на тему: «Тепловой двигатель и охрана окружающей среды»; · подготовить реферат на тему: «Значение капилляров. Деформация их распространения и учет в технике»; · изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; · подготовка к выполнению контрольной работы; · подготовка к лабораторной работе; оформление лабораторной работы. | 12 | ||||||||||
4.Электродинамика | |||||||||||
4.1 Электростатика | 18 | ||||||||||
91-92. | Элементарный электрический заряд. | 2 | §84-85 | ||||||||
93-94 | Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | 2 | §86-87 | ||||||||
95-96 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. | 2 | §88-91 | ||||||||
97-98. | Принцип суперпозиции электрических полей | 2 | §91-92 | ||||||||
99-100 | Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь напряжения с напряженностью электрического поля. | 2 | §97-98 | ||||||||
101-102 | Проводники в электростатическом поле. | 2 | §93 | ||||||||
103-104 | Электрическая емкость. Конденсатор. Энергия электрического поля. | 2 | §99-101 | ||||||||
105-106 | Диэлектрики в электростатическом поле. | 2 | §94-95 | ||||||||
107-108 | Решение задач по теме: «Электростатика». | 2 | |||||||||
4.2.Законы постоянного тока. Электрический ток в разных средах | 20 | ||||||||||
109-110 | Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. | 2 | §102-103 | ||||||||
111-112. | Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. | 2 | §104-105 | ||||||||
113.
| Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Работа и мощность постоянного тока. | 1 |
| §106-108 | |||||||
§109, 117, 121-122 | |||||||||||
114-115. | Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Электрическая проводимость различных веществ. | 2 | §111 | ||||||||
116. | Электрический ток в металлах. | 1 | §119-120 | ||||||||
117. | Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. | 1 | §123 | ||||||||
118. | Плазма. | 1 | §113-115 | ||||||||
119-120 | Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. | 2 | §116 | ||||||||
121-122. | Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. | 2 | |||||||||
123-124 | Лабораторная работа№8 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | 2 | |||||||||
125-126 |
| 2 | |||||||||
127-128 | Решение задач по теме: «Законы постоянного тока». | 2 | |||||||||
4.3 Магнитное поле | 20 | ||||||||||
129-130 | Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. | 2 | |||||||||
131-132 | Сила Ампера | 2 | |||||||||
133-134 | Действие магнитного поля на проводник с током и движущиеся заряженные частицы. | 2 | |||||||||
135-136 | Лабораторная работа №10 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | 1 | |||||||||
136-137 | Сила Лоренца | 2 | |||||||||
138-139 | Электроизмерительные приборы. | ||||||||||
140-141 | Магнитные свойства вещества. | 2 | |||||||||
142-143 | Диамагнетики, ферромагнетики и паромагнетики | 2 | |||||||||
144-145 | Решение задач по теме: «Магнитное поле». | 2 | |||||||||
146- | Контрольная работа №2 | 1 | |||||||||
147-148 | Обобщающее повторение | 2 | |||||||||
Всего за первый курс | 148 | 10 | 2 | ||||||||
Календарно-тематическое планирование
Предмета ОДП.20 «Физика» для студентов обучающихся по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин на второй курс (122 часа)
№ урока п/п | Объем часов | Домашняя работа | Домашнее задание Учебник Г.Я. Мякишева Физика 10, 11 класс 2010 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
II курс | 1 | |||
1.Электродинамика | 32 | |||
1.1 Магнитное поле | 16 | |||
1. | Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. | 1 | §1-2 | |
2. | Сила Ампера | 1 | ||
3-4. | Действие магнитного поля на проводник с током и движущиеся заряженные частицы. | 2 | §3-5, 6 | |
5. | Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | 1 | ||
6-7. | Сила Лоренца | 2 | ||
8-9. | Электроизмерительные приборы. | 2 | §4 | |
10. | Магнитные свойства вещества. | 1 | §6 | |
11-12 | Диамагнетики, ферромагнетики и паромагнетики | 2 | ||
13-14 | Решение задач по теме: «Магнитное поле». | 2 | ||
15. | Магнитное поле Земли, его влияние на живые организмы | 1 | ||
16. | Контрольная работа №1 | 1 | ||
1.2 Электромагнитная индукция | 16 | |||
17-18 | Явление электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущихся проводниках. | 2 | §8 | |
19. | Правило Ленца | 1 | §9 | |
20-21. | Закон электромагнитной индукции. | 2 | §10 | |
22. | Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 | ||
23-24. | Вихревое электромагнитное поле | 2 | §11 | |
25. | ЭДС индукции в движущихся проводниках. | 1 | §12 | |
26-27. | Самоиндукция. Индуктивность. | 2 | §13 | |
28. | Энергия магнитного поля тока. | 1 | §14 | |
29. | Электромагнитное поле, его свойства | 1 | §15-16 | |
30. | Взаимосвязь электрического и магнитного полей. | 1 | §12, 16 | |
31-32 | Решение задач по теме: «Электромагнитная индукция». | 2 | ||
Самостоятельная работа студентов выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; · подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу; · подготовка реферата на тему: «Виды самостоятельного разряда и их применение»; · подготовка реферата на тему: «Применение полупроводников в технике»; · изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; · подготовка к лабораторной работе; оформление лабораторной работы. | 12 | |||
2. Колебания и волны | 32 | |||
2.1 Механические колебания и волны | 12 | |||
33. | Свободные и вынужденные колебания. | 1 | §18-19 | |
34. | Гармонические колебания. Уравнение гармонических колебаний | 1 | §22-24 | |
35. | Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. | 1 | §23 | |
36. | Превращения энергии при гармонических колебаниях | 1 | §24 | |
37. | Резонанс. | 1 | §25-26 | |
38. | Математический маятник. Колебания груза на пружине. | 1 | §20-21 | |
39. | Механические волны. Длина волны. Скорость волны | 1 | §46-47 | |
40 | Поперечные и продольные волны. | 1 | § | |
41. | Распространение волн в упругих средах. Звуковые волны. | 1 | § | |
42. | Лабораторная работа№3«Определение ускорения свободного падения при помощи маятника». | 1 | ||
43-44. | Решение задач по теме: «Механические колебания и волны». | 2 | ||
2.2 Электромагнитные колебания | 12 | |||
45-46. | Свободные колебания в колебательном контуре. | 2 | §27 | |
47. | Период свободных электрических колебаний. | 1 | §27-28 | |
48. | Переменный электрический ток.. Резонанс в электрической цепи. | 1 | §28-29 | |
49. | Конденсатор в цепи переменного тока. | 1 | §30 | |
50. | Катушка индуктивности в цепи переменного тока. | 1 | §30-31 | |
51-52 | Действующие значения силы тока и напряжения. | 2 | §32 | |
53. | Автоколебания. Генерирование электрической энергии. | 1 | §39 | |
54. | Трансформатор. Изучение устройства и работы трансформатора | 1 | §37-41 | |
55-56. | Решение задач по теме: «Электромагнитные колебания». | 2 | ||
2.3 Электромагнитные волны | 8 | |||
57. | Излучение электромагнитных волн. Опыты Герца. | 1 | §48-50 | |
58. | Опыты Герца | 1 | §51-53 | |
59. | Плотность потока электромагнитного излучения. | 1 | §54 | |
60. | Принципы радиосвязи. | 1 | §55-58 | |
61. | Свойства электромагнитных волн. | 1 | ||
62. | Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи. | 1 | §56-57 | |
63-64. | Решение задач по теме: «Электромагнитные волны». | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся · выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; · подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу; · изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; · подготовка к лабораторной работе; · оформление лабораторной работы. | 15 | |||
3.Оптика | 20 | |||
3.1Геометрическая оптика | 10 | |||
65-66 | Скорость света и методы его определения. | 2 | §59 | |
67. | Закон отражениия света. Закон преломления света. | 1 | §60-61 | |
68-69 | Полное внутреннее отражение. Линза. Построение изображения в линзе. Формула тонкой линзы. | 2 | §62-65 | |
70-71. | Оптические приборы. | 2 | §65 | |
72-73. | Лабораторная работа№4. «Измерение показателя преломления стекла» | 2 | ||
74 | Лабораторная работа№5 « Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы». | 1 | ||
3.2 Волновая оптика | 10 | |||
75-76 | Дисперсия света. Интерференция света. | 2 | §66-72 | |
77. | Дифракция света. Дифракционная решетка. | 1 | ||
78. | Поляризация света. | 1 | §73 | |
79-80 | Виды излучений. Источники света. Виды спектров. Спектральный анализ. | 2 | §80-83 | |
81 | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных волн. | 1 | §84-86 | |
82 | Лабораторная работа№ 6. «Измерение длины световой волны» | 1 | ||
83 | Лабораторная работа№ 7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | 1 | ||
84 | Решение задач по теме: «Электромагнитные и световые волны». | 1 | ||
Самостоятельная работа студентов выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; · подготовка реферата на тему: «Оптические приборы»; · создание мультимедиа презентаций на тему: «Оптические явления в природе» · изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; · подготовка к выполнению самостоятельной работы; · подготовка к лабораторной работе; · оформление лабораторной работы. | 7 | |||
4.4. Квантовая физика | 18 | |||
4.1Элементы теории относительности | 6 | |||
95-96 | Законы электродинамики и принцип относительности. | 2 | §75-78 | |
97-98 | Постулаты теории относительности. Относительность одновременности. | 2 | §76 | |
99-100 | Релятивистская динамика. Связь между массой и энергией. | 2 | §79 | |
4.2 Световые кванты | 12 | |||
101-102 | Гипотеза Планка о квантах. | 2 | §87-88 | |
103-104 | Фотоэффект. Фотон. | 2 | ||
105-106 | Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. | 2 | §89 | |
107-108 | Корпускулярно-волновой дуализм. | 2 | §89-90 | |
10 9-110 | Давление света. Химическое действие света. | 2 | §91-92 | |
111-112 | Решение задач по теме: «Световые кванты». | 2 | ||
4.3 Физика атома и атомного ядра | 10 | |||
113-114 | Планетарная модель атома. Строение атомного ядра. Квантовые постулаты Бора. | 2 | §93 | |
115 |
Открытие радиоактивности. Альфа-, бета-, гамма-излучения. |
1 |
| §97-100 |
116-117 | Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. | 2 |
| §103-104 |
118-119 | Закон радиоактивного распада. Доза излучения. Элементарные частицы | 2 | §101-102 | |
120-121 | Решение задач по теме «Физика атома и атомного ядра» | 2 | ||
122 | Контрольная работа №2 | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся · выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; · создание мультимедиа презентаций на тему: «Радиоактивность» · создание мультимедиа презентаций на тему: «Ядерная энергетика» · создание мультимедиа презентаций на тему: «Влияние ионизирующей радиации на живые организмы» · создание мультимедиа презентаций на тему: «Великие учёные-физики, изменившие мир» · изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; · повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной аттестации. | ||||
Самостоятельная работа студентов систематическая проработка конспектов занятий, учебной (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); · создание мультимедиа презентаций на тему: «Звёзды и источники их энергии». | 3 | |||
Всего за II курс
Итого за весь курс обучения Всего за весь курс обучения 347 аудиторные занятия-270 часов, самостоятельная работа- 77 часов | 122 270 |