О психологической экологии

В наше время много сил и средств тратится на защиту природы от неблагоприятных влияний со стороны человека, неизбежных в ходе научно-технического прогресса. Но и сам человек должен рассматриваться как важнейший элемент природы, который необходимо защищать.

В прошлые тысячелетия люди боролись с дикой природой - хищниками, стихийными бедствиями, эпидемиями. Для защиты от нее человечество окружило себя искусственной средой с городами и заводами, автомобилями и телевидением и многим другим. И тут обнаружилось странное явление: искусственная среда стала сама наносить удары по людям. Особенно болезненные удары, приводящие людей к стрессу, наносит нерационально организованная среда. Проблемы психологической экологии с каждым днем становятся все злободневнее, так как неблагоприятное влияние на психику со стороны пространства, где живут и работают люди, все усиливается.

Наше индивидуальное внутреннее пространство - сложнейшая система физиологических и прочих механизмов и процессов, огромный мир, заключенный в теле. Это пространство чувств, мыслей, духовных устремлений каждого человека уникально. В нем обитают радость, горе, любовь, неприязнь и многие другие чувства. Но кроме внутреннего пространства существует и социальное пространство - пространство человеческих взаимоотношений с членами семьи, соседями, сослуживцами, согражданами. Психологическая экология учитывает оба этих пространства, поскольку они оказывают сильное влияние на психику человека.

Психологи установили, что не только экстремальные ситуации могут привести к различного рода стрессам, но психологическое, душевное переутомление может вызвать “выгорание” личности. Особенно быстро и заметно оно наступает при чрезмерной нагрузке у людей, которые по долгу службы должны “дарить” клиентам тепло своей души. Жертвами “выгорания” оказываются в первую очередь психотерапевты, учителя, врачи - люди, призванные вежливо и душевно обслуживать других людей.

Психологи указывают также на “болезни цивилизации”, вызванные разнообразными стрессами. Эти болезни начали распространяться во второй половине нашего столетия в странах с развитой индустриальной цивилизацией. Стрессы стали причиной инсульта, инфаркта, диабета, глаукомы и других болезней. При стрессе чаще возникает простуда, более долго заживают раны.

Человек - часть духовного мира. Ощущение того, что он нужен человеческой популяции, связан со всеми людьми - это психологический механизм, поддерживающий жизнь в человеке. Ослабление в старости контактов с “социальным” пространством изменяет поведение человека. Кроме того, на человеческую психику огромное влияние оказывают политические события. Поэтому можно говорить о “культурно-исторической экологии” людей, более того, об “экологии духа”. Масштабы влияния исторических событий для духовного развития, здоровья и счастья народа становятся очевидными в период духовного становления и очищения людей.

В наше время резко возрастает роль психологической грамотности и становится жизненно необходимым развитие психологической экологии, которая уже сегодня дает нам важные знания о том, как найти гармонию во внешних и внутренних психологических пространствах.

 

2. Ответьте на вопросы.

· Что вы узнали о внешнем и внутреннем психологических       пространствах?

· Как вы понимаете выражение “выгорание” личности?

· Прокомментируйте выражение “болезни цивилизации” и назовите некоторые из них.

 

3. Согласны ли вы с тем, что можно говорить о “культурно-исторической экологии”? Каково влияние исторических событий для духовного развития народа? Приведите примеры.

 

4. Прочитайте текст еще раз и подумайте, какие исторические события отразились на духовном развитии вашей страны.

5. Составьте аннотацию текста "О психологической экологии".

Научный реферат   

 

Реферат – это сжатое изложение основной информации первичного текста. Реферат отвечает на вопрос: “Какая информация содержится в первоисточнике, что излагается в нем?” Реферат строится по определенной модели.

 

 В зависимости от количества реферируемых источников реферат может быть монографическим или обзорным. По полноте изложения содержания первичного текста подразделяются на реферат-конспект и реферат-резюме.

Реферат-резюме (индикативный реферат) в максимально сжатой форме раскрывает основное содержание текста-источника, дает представление о цифрах, фактах, результатах, изложенных в работе. В нем не допускается детализации, развернутых доказательств, цитирования. Его цель – познакомить читателя с основным содержанием первичного документа.

Реферат-описание, или реферат-конспект (информативный реферат), содержит в обобщенном виде все основные положения первичного документа, иллюстрирующий их материал, важнейшую аргументацию автора, методах исследования, сфере применения. Реферат-описание призван заменить собой текст-первоисточник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: